Медиаобразование в школе: от информации к осознанному выбору: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| Строка 39: | Строка 39: | ||
Как интегрировать эти сложные, но необходимые навыки в школьную программу? Московская система образования дает один из самых ярких и структурированных ответов — проект «Медиакласс в московской школе». Это не факультатив для «особо увлеченных». Это целостная предпрофессиональная образовательная вертикаль для учеников 10-11 классов. Цель проекта: подготовить конкурентоспособного, медиаграмотного выпускника, который осознанно может выбрать траекторию в медиасфере, будь то журналистика, PR, маркетинг, дизайн или кино. | Как интегрировать эти сложные, но необходимые навыки в школьную программу? Московская система образования дает один из самых ярких и структурированных ответов — проект «Медиакласс в московской школе». Это не факультатив для «особо увлеченных». Это целостная предпрофессиональная образовательная вертикаль для учеников 10-11 классов. Цель проекта: подготовить конкурентоспособного, медиаграмотного выпускника, который осознанно может выбрать траекторию в медиасфере, будь то журналистика, PR, маркетинг, дизайн или кино. | ||
Подробнее о проекте "Медиакласс в московской школе" можно ознакомиться в этом [https://disk.yandex.ru/i/ | Подробнее о проекте "Медиакласс в московской школе" можно ознакомиться в этом [https://disk.yandex.ru/i/cZ5STbbasJGxbw видеоролике] | ||
'''Медиаобразование''' — это ответ образовательной системы на вызовы цифровой эпохи. Это «прививка» от манипуляций и инфошума, и одновременно — «ключ» к самореализации. | '''Медиаобразование''' — это ответ образовательной системы на вызовы цифровой эпохи. Это «прививка» от манипуляций и инфошума, и одновременно — «ключ» к самореализации. | ||
Версия от 12:39, 7 декабря 2025
Автор Полина Баженова
Курс разработан учителем русского языка и литературы школы №429 Баженовой Полиной Александровной
О курсе
В современном мире информация обрушивается на нас и наших учеников мощным, неструктурированным потоком. Социальные сети, новостные ленты, блоги, мессенджеры — всё это создает сложный медийный ландшафт, в котором детям и подросткам легко заблудиться. Умение критически оценивать информацию, понимать механизмы ее создания и распространения, создавать собственный качественный контент — это не просто «мягкие навыки», а новая грамотность, необходимая для жизни в XXI веке. Перед началом онлайн-курса рекомендуется пройти Вводное тестирование
Целевая аудитория курса:
- учителя общего и среднего образования, работающие в рамках проекта «Медиакласс в московской школе»;
- педагогические специалиста и кураторы проекта;
- методисты и руководители образовательных учреждений, заинтересованные в развитии проекта в рамках учебного процесса;
Длительность 5 недель, общая продолжительность 25 часов в формате онлайн-лекций, практических заданий и самостоятельной работы.
Результаты изучения курса: Участники онлайн курса получат методическую базу и готовые инструменты по развитию медиаобразовательной компетентности учащихся в рамках проекта «Медиакласс в московской школе», а также план действий по интеграции курса в учебную школьную программу.
Знакомство с курсом
Перед началом онлайн-курса рекомендуем ознакомиться с приветственным видео от автора Приветственное видео
Так как курс посвящен теме медиа, то приветствует вас на нашем курсе и цифровой аватар нашего автора Цифровой аватар
Если есть сомнения, рекомендуем ознакомиться с этим видео Дети о медиаобразовании
Модуль 1: введение в медиаобразование и проект «Медиакласс в московской школе»
Мы живем в эпоху медиаизобилия. Информация окружает нас постоянно: соцсети, новостные порталы, подкасты, блоги, стриминговые платформы. Мы не просто потребители, мы — активные участники медиасреды. Каждый, у кого есть смартфон, потенциально стал медиапроизводителем.

Что такое медиаобразование? Это не просто уроки по созданию контента. Это систематический процесс развития медиаграмотности личности. Медиаграмотность стала такой же жизненно важной компетенцией, как умение читать и писать. Она формирует критически мыслящего, ответственного и активного гражданина.
Как интегрировать эти сложные, но необходимые навыки в школьную программу? Московская система образования дает один из самых ярких и структурированных ответов — проект «Медиакласс в московской школе». Это не факультатив для «особо увлеченных». Это целостная предпрофессиональная образовательная вертикаль для учеников 10-11 классов. Цель проекта: подготовить конкурентоспособного, медиаграмотного выпускника, который осознанно может выбрать траекторию в медиасфере, будь то журналистика, PR, маркетинг, дизайн или кино.
Подробнее о проекте "Медиакласс в московской школе" можно ознакомиться в этом видеоролике
Медиаобразование — это ответ образовательной системы на вызовы цифровой эпохи. Это «прививка» от манипуляций и инфошума, и одновременно — «ключ» к самореализации.
Проект «Медиакласс в московской школе» — это успешная, работающая модель того, как можно системно, на высоком технологическом уровне и с привлечением лучших ресурсов мегаполиса дать нашим детям этот ключ.
Основы медиаграмотности: конфиденциальность, фактчекинг, цифровая гигиена и цифровой след
Безопасность и этика в интернете: конфиденциальность, ответственность за контент, цифровое мошенничество
Модуль 4: медиа-практика на уроках

Мы говорим о медиа-практике не как о дополнительной возможности, а как о педагогической необходимости. Мы живем в мире, где информация передаётся через образы, видео, короткие сообщения, а коммуникация строится на визуальных и аудиальных кодах. Наши ученики — носители этой культуры. Поэтому вопрос не в том, стоит ли использовать медиа на уроках, а в том, как сделать это осмысленно и эффективно.
Интерактивность в медиа-практике — это не просто «нажать на кнопку». Это диалог, в котором ученик становится соавтором учебного процесса.
Интерактивные методы — это инструменты для создания ситуаций, где ученик не просто запоминает, а исследует, выбирает, ошибается и корректирует свой путь. Медиа-практика — это не развлечение. Это способ превратить пассивное потребление информации в активное создание смыслов.
Разработка задания начинается с вопроса: «Какую учебную задачу помогает решить этот медиаформат?» Например, создание подкаста развивает умение структурировать устную речь, а работа с инфографикой учит выделять главное и устанавливать связи. Важно помнить: задание должно быть технологически выполнимым, но при этом открывать пространство для творчества и интеллектуального вызова. Медиа-практика — это не добавление «интересных форматов» к привычным методам. Это изменение логики урока.
Наша задача как педагогов — не научить пользоваться инструментами, а создать такие учебные ситуации, где эти инструменты станут естественным способом думать, общаться и учиться.
Здесь доступна запись видео-лекции
Здесь доступна теория по модулю
Практическое задание: необходимо написать сценарий медиа-урока, дополнительно использовав ресурс по созданию рабочих листов на данной платформе
Вспомогательный материал: пример медиа-урока
Оценка медиаобразовательных компетенция: критерии оценивания
Полезные материалы

