Роль научно-психологических метафор в становлении профессионально-понятий: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Строка 17: Строка 17:
[[Файл:Metaphorkeywords.PNG|600px]]
[[Файл:Metaphorkeywords.PNG|600px]]


Работа многоагентными моделями
Работа многоагентными моделями.
У меня не получается выгрузить модель с NetLogo, нужна помощь.  
У меня не получается выгрузить модель с NetLogo, нужна помощь.  
Суть модели: Агент — это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.
Суть модели: Агент — это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.

Версия от 00:51, 6 ноября 2025

Научно-психологические метафоры

  1. Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания
  2. Метафора Айсберга в психоаналитической теории
  3. Зона ближайшего развития в Культурно-исторической теории
  4. Метафора психики как компьютера в когнитивной теории
  5. Метафора психики как черного ящика, реагирующего на стимулы. Бихевиоризм

Материалы и методы

Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.

Процесс

Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens

Работа многоагентными моделями. У меня не получается выгрузить модель с NetLogo, нужна помощь. Суть модели: Агент — это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.

Результаты

Метафора Автор Источник
внимание – прожектор William James Principles of Psychology, 1890
внимание – фильтр Donald Broadbent Perception and Communication, 1958
сознание – tabula rasa John Locke An Essay Concerning Human Understanding, 1690
психика – компьютер Hilary Putnam The Nature of Mental States, 1967
бессознательное – айсберг Sigmund Freud The Interpretation of Dreams, 1900
память – библиотека Henry Roediger III Memory metaphors in cognitive psychology, Memory & Cognition, 1980
зеркальный этап (Я – зеркало) Jacques Lacan Écrits, 1949
личность – театр Erving Goffman The Presentation of Self in Everyday Life, 1959
мозг – нейронная сеть Warren McCulloch & Walter Pitts A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, 1943
информация – код Claude Shannon & Warren Weaver A Mathematical Theory of Communication, 1948
память – голограмма Karl Pribram Languages of the Brain, 1971
мысль – поток William James Principles of Psychology, 1890

Обсуждение