Роль научно-психологических метафор в становлении профессионально-понятий: различия между версиями
Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки |
|||
| Строка 17: | Строка 17: | ||
[[Файл:Metaphorkeywords.PNG|600px]] | [[Файл:Metaphorkeywords.PNG|600px]] | ||
Работа многоагентными моделями | Работа многоагентными моделями. | ||
У меня не получается выгрузить модель с NetLogo, нужна помощь. | У меня не получается выгрузить модель с NetLogo, нужна помощь. | ||
Суть модели: Агент — это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство. | Суть модели: Агент — это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство. | ||
Версия от 00:51, 6 ноября 2025
Научно-психологические метафоры
- Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания
- Метафора Айсберга в психоаналитической теории
- Зона ближайшего развития в Культурно-исторической теории
- Метафора психики как компьютера в когнитивной теории
- Метафора психики как черного ящика, реагирующего на стимулы. Бихевиоризм
Материалы и методы
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Процесс
Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Работа многоагентными моделями. У меня не получается выгрузить модель с NetLogo, нужна помощь. Суть модели: Агент — это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.
Результаты
| Метафора | Автор | Источник |
|---|---|---|
| внимание – прожектор | William James | Principles of Psychology, 1890 |
| внимание – фильтр | Donald Broadbent | Perception and Communication, 1958 |
| сознание – tabula rasa | John Locke | An Essay Concerning Human Understanding, 1690 |
| психика – компьютер | Hilary Putnam | The Nature of Mental States, 1967 |
| бессознательное – айсберг | Sigmund Freud | The Interpretation of Dreams, 1900 |
| память – библиотека | Henry Roediger III | Memory metaphors in cognitive psychology, Memory & Cognition, 1980 |
| зеркальный этап (Я – зеркало) | Jacques Lacan | Écrits, 1949 |
| личность – театр | Erving Goffman | The Presentation of Self in Everyday Life, 1959 |
| мозг – нейронная сеть | Warren McCulloch & Walter Pitts | A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, 1943 |
| информация – код | Claude Shannon & Warren Weaver | A Mathematical Theory of Communication, 1948 |
| память – голограмма | Karl Pribram | Languages of the Brain, 1971 |
| мысль – поток | William James | Principles of Psychology, 1890 |
