Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 14: Строка 14:
:[http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] подмечает почти во всех произведениях писателя [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml "пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц»]. Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет '''<span style="color:#228B22">«внутренняя сущность»</span>''': раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади», что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими.  В качестве примера [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] приводит скандальную сцену из романа [https://ilibrary.ru/text/1544/p.1/index.html «Бесы»] в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
:[http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] подмечает почти во всех произведениях писателя [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml "пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц»]. Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет '''<span style="color:#228B22">«внутренняя сущность»</span>''': раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади», что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими.  В качестве примера [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] приводит скандальную сцену из романа [https://ilibrary.ru/text/1544/p.1/index.html «Бесы»] в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
{{#widget:iframe
{{#widget:iframe
|https://www.calameo.com/read/0078216863d227c4dd2de
|url=https://www.calameo.com/read/0078216863d227c4dd2de
|width=1200
|width=1200
|height=500
|height=500

Версия от 23:26, 26 декабря 2024



Краткое содержание В статье перечисляются исследователи, занимавшиеся анализом особенностей построения массовых сцен в произведениях Ф.М. Достоевского, а также рассматриваются предложенные ими концепции в сопоставительном анализе.
Авторы, о которых сделана работа Достоевский
Конкретное произведение, о котором речь Бесы
Год написания произведения

Автор Анастасия Ермилова

Фотопортрет Достоевского Ф.М. работы петербургского фотографа Константина Александровича Шапиро (1879)
В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.
Портрет Ф.М. Достоевского. Нейроиллюстрация, созданная нейросетью "Шедеврум"

Л.П. Гроссман

Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: 'прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.

М.М. Бахтин

М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя "пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц». Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность»: раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади», что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.

Презентация "Образ толпы в романе Ф.М. Бесы" позволяет ознакомиться с особенностями построения массовых сцен в этом романе

Г.М. Фридлендер

По мнению Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя, которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.

Ю.М. Лотман

О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотманзамечая, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности». «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего.

А.Б. Криницын

А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой.
В таких сценах Ф.М. Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. А.Б. Криницын также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. Исследователь определяет каждую массовую сцену как самостоятельное художественное целое, между которыми Ф.М. Достоевский не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену.

Общее в концепциях

Все исследователи обращают внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены.В Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу.
Многие уличные массовые сцены также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова).

Дополнительная информация: в снах Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" присутствуют массовые сцены, которые рассматривают перечисленные исследователи

Вывод

Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.

Вы можете пройти тест по статье, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-code.

Тест по статье, созданный в LearningApps

Список использованных источников

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского
Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении
Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Роман Ф.М. Достоевского "Бесы"
Роман Ф.М. Достоевского "Идиот"
Роман Ф.М. Достоевского "Игрок"
Роман Ф.М. Достоевского "Подросток"
Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"