Мотив "сокровищ" в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история": различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 22: Строка 22:
Образы Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых Гончаров выстраивает по своему основному стилевому принципу – «[https://drive.google.com/file/d/1b5hQ3GrotvMqzEa_Yt--MYA3kdXYQYQU/view?usp=sharing изображение действительности в постоянном композиционном соположении]». Гончаров показывает, что Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2-,%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85,-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D1%83 ''небесных'']» ценностей: это «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5...%20%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C...-,%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,-!''святые волнения'']» – любовь и «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BB%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C-,%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80,-%2C%20%D0%B8%2C%20%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%8F%20%D0%B2''особый мир'']» – творчество. Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F%3A%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE-,%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82,-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8 ''доставляет'']» дело – это «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82''деньги'']», «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82''комфорт'']», «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%2C%20%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B ''чины'']» и предметы роскоши. Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B6%D0%B5-,%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%B2%D1%81%D0%B5,-%2C%20%2D%2D%20%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%20%D0%BE%D0%BD%2C%20%2D%2D%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE ''человек, как и все'']», «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%2D%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 ''думает и чувствует по-земному'']». Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%BE%20%D1%83%20%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%B9 ''небо у него неразрывно связано с землей'']», он «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%2C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 ''никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека'']».
Образы Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых Гончаров выстраивает по своему основному стилевому принципу – «[https://drive.google.com/file/d/1b5hQ3GrotvMqzEa_Yt--MYA3kdXYQYQU/view?usp=sharing изображение действительности в постоянном композиционном соположении]». Гончаров показывает, что Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2-,%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85,-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D1%83 ''небесных'']» ценностей: это «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5...%20%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C...-,%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,-!''святые волнения'']» – любовь и «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BB%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C-,%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80,-%2C%20%D0%B8%2C%20%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%8F%20%D0%B2''особый мир'']» – творчество. Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B8%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F%3A%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE-,%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82,-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8 ''доставляет'']» дело – это «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82''деньги'']», «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82''комфорт'']», «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%2C%20%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B ''чины'']» и предметы роскоши. Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B6%D0%B5-,%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%B2%D1%81%D0%B5,-%2C%20%2D%2D%20%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%20%D0%BE%D0%BD%2C%20%2D%2D%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE ''человек, как и все'']», «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%2D%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 ''думает и чувствует по-земному'']». Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D0%BE%20%D1%83%20%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%B9 ''небо у него неразрывно связано с землей'']», он «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%2C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 ''никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека'']».


[[Файл:Сокровища души.jpeg|мини|[https://shedevrum.ai/post/7a6934aeb42f11ef8598be56f3d76b44/ Сокровища души и материальные сокровища человека]]]
[[Файл:Сокровища души.jpeg|мини|thumb|left|Иллюстрация к статье, выполненная при помощи нейросети [https://shedevrum.ai/post/7a6934aeb42f11ef8598be56f3d76b44/ "Шедеврум"]]]
В ценностной системе романа '''<span style="color:#800000">''мотив "сокровищ"''</span>''' являет разные смыслы не только на уровне оппозиций '''<span style="color:#800000">''духовное (небесное)''</span>'''  и '''<span style="color:#800000">''материальное (земное)''</span>''', но и на уровне оппозиции '''<span style="color:#800000">''«поиск»''</span>''' и '''<span style="color:#800000">''«добывание»''</span>''' , проясняющей '''внутренние стимулы''' обоих Адуевых, движущие их на пути к обретению '''условий личного счастья'''. Данные смысловые векторы в романе носят '''сквозной характер''', но очевидно они явлены в эпизоде спора дяди с племянником о жизненном назначении человека. Петр Иваныч, подстраиваясь под тон Александра Федорыча и адресуясь, как [http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/proza/obyknovennaya-istoriya/obyknovennaya-istoriya-prim-5.htm?ysclid=m43fbxb5y9611813556#:~:text=%D0%A1.%20335.%20...%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B0.%20%E2%80%94%20%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%BE%D1%82%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B5%20%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%20%D1%81%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%C2%AB%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D0%B4%D1%8B%C2%BB%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F%20(%D1%81%D0%BC.%3A%20%D0%90%D1%88%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%9D.%20%D0%A1.%2C%20%D0%90%D1%88%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C.%20%D0%93.%20%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.%20%D0%A1.%20423)%3B%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%20%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%C2%AB%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%85%20%D0%B8%20%D0%96%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%C2%BB%20(1809). свидетельствуют комментаторы романа], к литературно-романтическому образу «отысканной в навозе жемчужины», переосмысленного «в басне Крылова "Петух и Жемчужное зерно"», иронично замечает: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%92%D1%81%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%3A%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B0 ''всякому свое: одному суждено витать в небесных пространствах, а другому рыться в наземе и оттуда добывать сокровища'']». Подобно тому, как Адуев-старший пытается привить Адуеву младшему собственное убеждение о полезности практического дела, так и  племянник стремится доказать дяде, «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%2C%20%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%20%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B ''что есть иная жизнь, <…> иное счастье'']».  
В ценностной системе романа '''<span style="color:#800000">''мотив "сокровищ"''</span>''' являет разные смыслы не только на уровне оппозиций '''<span style="color:#800000">''духовное (небесное)''</span>'''  и '''<span style="color:#800000">''материальное (земное)''</span>''', но и на уровне оппозиции '''<span style="color:#800000">''«поиск»''</span>''' и '''<span style="color:#800000">''«добывание»''</span>''' , проясняющей '''внутренние стимулы''' обоих Адуевых, движущие их на пути к обретению '''условий личного счастья'''. Данные смысловые векторы в романе носят '''сквозной характер''', но очевидно они явлены в эпизоде спора дяди с племянником о жизненном назначении человека. Петр Иваныч, подстраиваясь под тон Александра Федорыча и адресуясь, как [http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/proza/obyknovennaya-istoriya/obyknovennaya-istoriya-prim-5.htm?ysclid=m43fbxb5y9611813556#:~:text=%D0%A1.%20335.%20...%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B0.%20%E2%80%94%20%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%BE%D1%82%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B5%20%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%20%D1%81%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%C2%AB%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D0%B4%D1%8B%C2%BB%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F%20(%D1%81%D0%BC.%3A%20%D0%90%D1%88%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%9D.%20%D0%A1.%2C%20%D0%90%D1%88%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C.%20%D0%93.%20%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.%20%D0%A1.%20423)%3B%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%20%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%C2%AB%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%85%20%D0%B8%20%D0%96%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%C2%BB%20(1809). свидетельствуют комментаторы романа], к литературно-романтическому образу «отысканной в навозе жемчужины», переосмысленного «в басне Крылова "Петух и Жемчужное зерно"», иронично замечает: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%92%D1%81%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%3A%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%20%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%85%2C%20%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B0 ''всякому свое: одному суждено витать в небесных пространствах, а другому рыться в наземе и оттуда добывать сокровища'']». Подобно тому, как Адуев-старший пытается привить Адуеву младшему собственное убеждение о полезности практического дела, так и  племянник стремится доказать дяде, «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%2C%20%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%20%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B ''что есть иная жизнь, <…> иное счастье'']».  


Строка 29: Строка 29:
В сюжетной линии же Петра Иваныча, призывающего племянника: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5%2C%20%2D%2D%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%8F%3A%20%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%88%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5 ''делай'']» и «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5%2C%20%2D%2D%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%8F%3A%20%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%88%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5 ''найдешь свое'']», Гончаров показывает, что '''<span style="color:#800000"> ''стратегия добывания'' </span>''' есть результат '''<span style="color:#800000">''самостоятельного поиска''</span>''' персонажем пути своей жизни: в Петербурге «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BE%D0%BD%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BB%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83. ''он сам нашел себе дорогу'']». Привыкнув к столичному «порядку вещей» и определив для себя, что «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C ''надо работать, и много работать'']», Адуев-старший решает жить «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC ''скромным назначением»''], которое предлагает и Адуеву-младшему: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%92%D0%BE%D1%82%20%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D1%8B%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%2C%20%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%BB%20%D0%B1%D1%8B%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B3%2C%20%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D1%8B%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C...%20%D0%9D%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%8E%2C%20%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B5%D1%89%D0%B5%3F%20%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%2C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%20%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%2C%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%BE%20%2D%2D%20%D0%B2%D0%BE%D1%82%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5! ''вот ты бы выслужился, нажил бы трудами денег, выгодно женился бы''»; «''долг исполнен, жизнь пройдена с честью, трудолюбиво – вот в чем счастье!'']». Автор показывает, как персонаж «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%2C%20%D1%83%D0%B6...-,%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE,-%2C%20%D0%B0%20%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%88%D1%8C ''поздно'']» понимает – реальная болезнь Лизаветы Александровны имеет эмоциональные причины – его «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D1%85%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C ''методичность и сухость'']» привели к тому, что он «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BB%20%D0%B5%D0%B5%20%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%D1%8E%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%D1%8E ''заставлял ее жить''» его «''жизнью'']». Гончаров демонстрирует, что Петр Иваныч, ранее не предоставлявший супруге «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B9 ''вознаградительных условий'']» за свой эгоизм и не пытавшийся узнать ее «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85...-,%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9,-%3F%20%2D%2D%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BB%20%D0%BE%D0%BD%20%D1%81 ''скрытых желаний'']», в критический момент обнаруживает в себе '''поиск духовных начал''': «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B1%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C%3B%20%D0%BE%D0%BD-,%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BB%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82,-%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D0%B5%D1%89%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0 ''он угадал ответ] [http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8F%2C%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0%2C%20%D1%87%D0%B5%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B <…> чувствуя, что <…> нужно больше сердца, чем головы'']», и попытался «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BE%D1%82%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B5%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC%20%D0%B5%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B ''отыскать средства <…> восстановить угасающие силы'']» жены. Адуев-старший, «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B5%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B9%2C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D1%87%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BB%20%D1%82%D0%B0%D0%BC%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8. ''порывшись в душе своей''» и не найдя в ней «''страсти'']», приходит к осознанию, что '''товарно-денежные отношения и материальные «сокровища» не могут стать заменой «сокровищам» духовным''', и решается на мысль, которую «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%9E%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%20%D0%B5%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 ''берег <…> на случай крайности'']» – продаже завода и оставлении карьеры. Гончаров демонстрирует, что в отличие от Адуева-младшего, для Адуева-старшего, '''возможен отказ от эгоистических установок''', направленных у персонажа на добывание материального, он способен к «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BA%20%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B5 ''жертве'']» ради Другого. И хотя не Лизавета Александровна «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B5%20%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%BA%20%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B8%20%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%8E%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8E%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9 ''и не любовь к ней были единственною целью его рвения и усилий'']», Петр Иваныч готов перестать «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%2C%20%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%2C%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8C ''трудиться, отличаться, богатеть''»], оставить свои «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8%2C%20%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B ''высокие цели, благородные труды'']» ради нее, т.е. поступиться своим личным счастьем. Так, антитетические жизненные стратегии '''<span style="color:#800000">«поиск – добывание» счастья</span>'''  становятся аксиологическими векторами '''<span style="color:#800000">в развитии мотива «сокровищ» духовных и материальных</span>''' и обнаруживают как сближение ценностных координат Адуевых, так и расхождение в понимании и определении ими жизненного пути.
В сюжетной линии же Петра Иваныча, призывающего племянника: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5%2C%20%2D%2D%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%8F%3A%20%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%88%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5 ''делай'']» и «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B9%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5%2C%20%2D%2D%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%82%20%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%8F%3A%20%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D1%88%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5 ''найдешь свое'']», Гончаров показывает, что '''<span style="color:#800000"> ''стратегия добывания'' </span>''' есть результат '''<span style="color:#800000">''самостоятельного поиска''</span>''' персонажем пути своей жизни: в Петербурге «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BE%D0%BD%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BB%20%D1%81%D0%B5%D0%B1%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83. ''он сам нашел себе дорогу'']». Привыкнув к столичному «порядку вещей» и определив для себя, что «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C ''надо работать, и много работать'']», Адуев-старший решает жить «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC ''скромным назначением»''], которое предлагает и Адуеву-младшему: «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%92%D0%BE%D1%82%20%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D1%8B%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%2C%20%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%BB%20%D0%B1%D1%8B%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B3%2C%20%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D1%8B%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C...%20%D0%9D%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%8E%2C%20%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B5%D1%89%D0%B5%3F%20%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%2C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%20%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%2C%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%BE%20%2D%2D%20%D0%B2%D0%BE%D1%82%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5! ''вот ты бы выслужился, нажил бы трудами денег, выгодно женился бы''»; «''долг исполнен, жизнь пройдена с честью, трудолюбиво – вот в чем счастье!'']». Автор показывает, как персонаж «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%2C%20%D1%83%D0%B6...-,%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE,-%2C%20%D0%B0%20%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%88%D1%8C ''поздно'']» понимает – реальная болезнь Лизаветы Александровны имеет эмоциональные причины – его «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D1%85%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C ''методичность и сухость'']» привели к тому, что он «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BB%20%D0%B5%D0%B5%20%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%D1%8E%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%D1%8E ''заставлял ее жить''» его «''жизнью'']». Гончаров демонстрирует, что Петр Иваныч, ранее не предоставлявший супруге «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B9 ''вознаградительных условий'']» за свой эгоизм и не пытавшийся узнать ее «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85...-,%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9,-%3F%20%2D%2D%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BB%20%D0%BE%D0%BD%20%D1%81 ''скрытых желаний'']», в критический момент обнаруживает в себе '''поиск духовных начал''': «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B1%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%81%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C%3B%20%D0%BE%D0%BD-,%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BB%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82,-%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D0%B5%D1%89%D0%B5%2C%20%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0 ''он угадал ответ] [http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8F%2C%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0%2C%20%D1%87%D0%B5%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B <…> чувствуя, что <…> нужно больше сердца, чем головы'']», и попытался «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BE%D1%82%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B5%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%BC%20%D0%B5%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B ''отыскать средства <…> восстановить угасающие силы'']» жены. Адуев-старший, «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B5%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B9%2C%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D1%87%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BB%20%D1%82%D0%B0%D0%BC%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8. ''порывшись в душе своей''» и не найдя в ней «''страсти'']», приходит к осознанию, что '''товарно-денежные отношения и материальные «сокровища» не могут стать заменой «сокровищам» духовным''', и решается на мысль, которую «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%9E%D0%BD%20%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%20%D0%B5%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 ''берег <…> на случай крайности'']» – продаже завода и оставлении карьеры. Гончаров демонстрирует, что в отличие от Адуева-младшего, для Адуева-старшего, '''возможен отказ от эгоистических установок''', направленных у персонажа на добывание материального, он способен к «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BA%20%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B5 ''жертве'']» ради Другого. И хотя не Лизавета Александровна «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%BD%D0%B5%20%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%BA%20%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B8%20%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%8E%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8E%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9 ''и не любовь к ней были единственною целью его рвения и усилий'']», Петр Иваныч готов перестать «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%2C%20%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%2C%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8C ''трудиться, отличаться, богатеть''»], оставить свои «[http://az.lib.ru/g/goncharow_i_a/text_0010.shtml#:~:text=%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8%2C%20%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B ''высокие цели, благородные труды'']» ради нее, т.е. поступиться своим личным счастьем. Так, антитетические жизненные стратегии '''<span style="color:#800000">«поиск – добывание» счастья</span>'''  становятся аксиологическими векторами '''<span style="color:#800000">в развитии мотива «сокровищ» духовных и материальных</span>''' и обнаруживают как сближение ценностных координат Адуевых, так и расхождение в понимании и определении ими жизненного пути.


[[Файл:Облако слов- Гончаров.jpeg|мини|Облако слов к статье, созданное с помощью [https://worditout.com/ worditout]]]
'''Таким образом''', '''<span style="color:#800000">мотив "сокровищ" и его аксиологические векторы "''духовное (небесное) - материальное (земное)''"</span>''' сопровождают развитие '''''внешнего конфликта''''' Адуева-старшего и Адуева-младшего, который соотнесен для каждого из них с '''''внутренними противоречиями'''''. '''<span style="color:#800000">В сюжетной линии Александра Федорыча</span>''' явлена ''ложность духовных – небесных'' ориентиров персонажа, его ''поиск'' сосредоточен на их ''материальной – земной'' реализации: удовлетворении себялюбия; ''стратегия же добывания'', которую перенимает персонаж у дяди – по иронии автора – оказывается более подходящей к действительным интересам молодого человека. '''<span style="color:#800000">В сюжетной линии Петра Иваныча</span>''' писатель прямо обозначает сосредоточенность персонажа на ''материальных – земных'' благах, ''стратегия добывания'' к которым есть выбор персонажа в результате ''поиска'' им своего жизненного пути.  
'''Таким образом''', '''<span style="color:#800000">мотив "сокровищ" и его аксиологические векторы "''духовное (небесное) - материальное (земное)''"</span>''' сопровождают развитие '''''внешнего конфликта''''' Адуева-старшего и Адуева-младшего, который соотнесен для каждого из них с '''''внутренними противоречиями'''''. '''<span style="color:#800000">В сюжетной линии Александра Федорыча</span>''' явлена ''ложность духовных – небесных'' ориентиров персонажа, его ''поиск'' сосредоточен на их ''материальной – земной'' реализации: удовлетворении себялюбия; ''стратегия же добывания'', которую перенимает персонаж у дяди – по иронии автора – оказывается более подходящей к действительным интересам молодого человека. '''<span style="color:#800000">В сюжетной линии Петра Иваныча</span>''' писатель прямо обозначает сосредоточенность персонажа на ''материальных – земных'' благах, ''стратегия добывания'' к которым есть выбор персонажа в результате ''поиска'' им своего жизненного пути.  
В подобном '''<span style="color:#800000">зазоре</span>''' Гончаров обнаруживает '''возможность''' для одного – Адуева-старшего и '''невозможность''' для другого – Адуева-младшего – '''обратиться к духовным исканиям с целью пересмотра своих жизненных координат'''. Заключим, что функциональная разработка мотива "сокровищ" позволяет определить ценностные ориентации романных героев и, в конечном итоге, с высокой степенью объективности приблизиться к пониманию идеологических установок самого автора.
В подобном '''<span style="color:#800000">зазоре</span>''' Гончаров обнаруживает '''возможность''' для одного – Адуева-старшего и '''невозможность''' для другого – Адуева-младшего – '''обратиться к духовным исканиям с целью пересмотра своих жизненных координат'''. Заключим, что функциональная разработка мотива "сокровищ" позволяет определить ценностные ориентации романных героев и, в конечном итоге, с высокой степенью объективности приблизиться к пониманию идеологических установок самого автора.

Версия от 13:51, 7 декабря 2024



Краткое содержание
Авторы, о которых сделана работа Гончаров
Конкретное произведение, о котором речь Обыкновенная история
Год написания произведения

Автор Маргарита Васильева

Краткое содержание статьи:

Крамской. Портрет И.А. Гончарова (1874)

В последнее время отечественное литературоведение актуализировало изучение «феномена ценности в художественном творчестве». Творец, по формулировке М.М. Бахтина, «находит себя и напряженно чувствует свою творящую активность». Вместе с тем в художественных произведениях запечатлеваются «константы бытия». В современной науке изучение аксиологии образов в художественном произведении актуализировано при изучении его архитектонически-мотивной организации , когда мотив понимается «как сосредоточенность автора на проблемно-тематической конкретике в изображении героя или взаимосвязи героев».

Интерес к ценностным аспектам романного наследия Гончарова и к выявлению авторского идеала жизни сказался в трудах ведущих гончарововедов: А.Г. Цейтлина, Н.И. Пруцкова, В.А. Недзвецкого, М.В. Отрадина, Е.А. Краснощековой. Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива "сокровищ", который в архитектоническом построении романа "Обыкновенная история" является ведущим в художественной разработке писателем вопроса о счастье как об определении смысла человеческого бытия.

Мотив «сокровищ» в романе «Обыкновенная история» и его аксиологические векторы"духовное — материальное" ("небесное" — "земное"), "поиск - добывание" — развивает мысль о разнонаправленных ценностных ориентирах Александра Федорыча и Петра Иваныча и проясняет внутренние стимулы обоих Адуевых, движущие их на пути к обретению условий личного счастья.

Образы Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых Гончаров выстраивает по своему основному стилевому принципу – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении». Гончаров показывает, что Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «небесных» ценностей: это «святые волнения» – любовь и «особый мир» – творчество. Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «доставляет» дело – это «деньги», «комфорт», «чины» и предметы роскоши. Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «человек, как и все», «думает и чувствует по-земному». Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «небо у него неразрывно связано с землей», он «никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека».

Иллюстрация к статье, выполненная при помощи нейросети "Шедеврум"

В ценностной системе романа мотив "сокровищ" являет разные смыслы не только на уровне оппозиций духовное (небесное) и материальное (земное), но и на уровне оппозиции «поиск» и «добывание» , проясняющей внутренние стимулы обоих Адуевых, движущие их на пути к обретению условий личного счастья. Данные смысловые векторы в романе носят сквозной характер, но очевидно они явлены в эпизоде спора дяди с племянником о жизненном назначении человека. Петр Иваныч, подстраиваясь под тон Александра Федорыча и адресуясь, как свидетельствуют комментаторы романа, к литературно-романтическому образу «отысканной в навозе жемчужины», переосмысленного «в басне Крылова "Петух и Жемчужное зерно"», иронично замечает: «всякому свое: одному суждено витать в небесных пространствах, а другому рыться в наземе и оттуда добывать сокровища». Подобно тому, как Адуев-старший пытается привить Адуеву младшему собственное убеждение о полезности практического дела, так и племянник стремится доказать дяде, «что есть иная жизнь, <…> иное счастье».

Однако, формально выстроенные автором «сокровища» Александра как духовные и небесные, ориентированные на стратегию поиска, призваны обнажить обыкновенность желаний молодого человека, неспособного трудиться ради их удовлетворения и сосредоточенного лишь на своем эго: в себе персонаж чувствовал «способность любить» и искал человека, «одаренного такой же силой», думал, что в нем «есть искра поэтического дарования», и искал «славы», «неодолимое стремление» ведет его в Петербург «искать счастья». Вместе с тем Гончаров, показывая у Адуева-младшего отсутствие подлинного духовного поиска, демонстрирует невозможность им «отыскать себе дороги», «свой путь». Именно поэтому персонаж, встретив для себя «невыгоды жизни» в Петербурге, неспособен «ничего <…> добиваться и искать». Во внутреннем монологе Александра, размышляющем о том, «сколько сокровищ (он - М.В.) открыл <...> в душе своей», автор не наделяет молодого человека способностью осознать, что духовные качества – «сокровища», которые он называет, но которых он не понимает и которыми не владеет – не могут быть совместимы с эгоизмом и не должны приниматься человеком как данность. По мысли Гончарова, их следует развивать в процессе самостоятельного и упорного труда над самим собой. Адуеву-младшему, исполненному тщеславия и самолюбия, рефлексия недоступна: «всю пустоту и всю ничтожность жизни», которые ощутил персонаж, связаны лишь исключительно с тем, что духовно пуст он сам. И хотя, пребывая в Грачах, Александр на время осознает, что нужно «достигать свыше предназначенной цели при ежеминутной борьбе <…> с мучительными преградами», т.е. вопросами и поисками ответа на них, он, вновь приехав в столицу, по итогу подменяет самостоятельно найденный им путь и решает идти «по следам <…> дядюшки».

В сюжетной линии же Петра Иваныча, призывающего племянника: «делай» и «найдешь свое», Гончаров показывает, что стратегия добывания есть результат самостоятельного поиска персонажем пути своей жизни: в Петербурге «он сам нашел себе дорогу». Привыкнув к столичному «порядку вещей» и определив для себя, что «надо работать, и много работать», Адуев-старший решает жить «скромным назначением», которое предлагает и Адуеву-младшему: «вот ты бы выслужился, нажил бы трудами денег, выгодно женился бы»; «долг исполнен, жизнь пройдена с честью, трудолюбиво – вот в чем счастье!». Автор показывает, как персонаж «поздно» понимает – реальная болезнь Лизаветы Александровны имеет эмоциональные причины – его «методичность и сухость» привели к тому, что он «заставлял ее жить» его «жизнью». Гончаров демонстрирует, что Петр Иваныч, ранее не предоставлявший супруге «вознаградительных условий» за свой эгоизм и не пытавшийся узнать ее «скрытых желаний», в критический момент обнаруживает в себе поиск духовных начал: «он угадал ответ <…> чувствуя, что <…> нужно больше сердца, чем головы», и попытался «отыскать средства <…> восстановить угасающие силы» жены. Адуев-старший, «порывшись в душе своей» и не найдя в ней «страсти», приходит к осознанию, что товарно-денежные отношения и материальные «сокровища» не могут стать заменой «сокровищам» духовным, и решается на мысль, которую «берег <…> на случай крайности» – продаже завода и оставлении карьеры. Гончаров демонстрирует, что в отличие от Адуева-младшего, для Адуева-старшего, возможен отказ от эгоистических установок, направленных у персонажа на добывание материального, он способен к «жертве» ради Другого. И хотя не Лизавета Александровна «и не любовь к ней были единственною целью его рвения и усилий», Петр Иваныч готов перестать «трудиться, отличаться, богатеть», оставить свои «высокие цели, благородные труды» ради нее, т.е. поступиться своим личным счастьем. Так, антитетические жизненные стратегии «поиск – добывание» счастья становятся аксиологическими векторами в развитии мотива «сокровищ» духовных и материальных и обнаруживают как сближение ценностных координат Адуевых, так и расхождение в понимании и определении ими жизненного пути.

Таким образом, мотив "сокровищ" и его аксиологические векторы "духовное (небесное) - материальное (земное)" сопровождают развитие внешнего конфликта Адуева-старшего и Адуева-младшего, который соотнесен для каждого из них с внутренними противоречиями. В сюжетной линии Александра Федорыча явлена ложность духовных – небесных ориентиров персонажа, его поиск сосредоточен на их материальной – земной реализации: удовлетворении себялюбия; стратегия же добывания, которую перенимает персонаж у дяди – по иронии автора – оказывается более подходящей к действительным интересам молодого человека. В сюжетной линии Петра Иваныча писатель прямо обозначает сосредоточенность персонажа на материальных – земных благах, стратегия добывания к которым есть выбор персонажа в результате поиска им своего жизненного пути. В подобном зазоре Гончаров обнаруживает возможность для одного – Адуева-старшего и невозможность для другого – Адуева-младшего – обратиться к духовным исканиям с целью пересмотра своих жизненных координат. Заключим, что функциональная разработка мотива "сокровищ" позволяет определить ценностные ориентации романных героев и, в конечном итоге, с высокой степенью объективности приблизиться к пониманию идеологических установок самого автора.

Узнайте больше о писателе

Источники

Гончаров И.А. Обыкновенная история. // Гончаров И.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. С. 172-469.

Литература

1. Филатов А.В. Аксиология в теории литературы: основные направления ценностного анализа. // Сибирский филологический журнал. 2019. № 4. С. 130-140.
2.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
3. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 429 с.
4.Лоскутникова М.Б. Архитектонический строй романа «Обрыв»: сквозные и локальные мотивы. // Материалы VI Междунар. научной конф., посвященной 205-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2017. С. 113-121.
5. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 491 с.
6. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л.: АН СССР, 1963. 230 с.
7. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 175 с.
8. Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. СПб.: СПГУ, 1994. 168 с.
9. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. 492 с.
10. Лоскутникова М.Б. Композиционные принципы стилеобразования в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук, ЕЖСН-ESSJ). 2012. № 4. С. 173-179.