Юсуповы в истории Музея изящных искусств: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
Автор [[Участник: Морозова Юлия|Морозова Юлия]]  
Автор [[Участник: Морозова Юлия|Морозова Юлия]]  


31 мая 1912 года в присутствии Николая II был открыт '''Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете''' (сейчас - ГМИИ им. А. С. Пушкина). Основателем и первым директором (1911 - 1913 гг.) музея был '''Иван Владимирович Цветаев''', профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист и историк искусства.  
31 мая 1912 года в присутствии Николая II был открыт '''Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете''' (сейчас — '''ГМИИ им. А. С. Пушкина'''). Основателем и первым директором (1911 - 1913 гг.) музея был '''Иван Владимирович Цветаев''', профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист и историк искусства.  
[[Файл:Юсуповы.jpg|300px|thumb|right|[https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?page=5&index=9&query=%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%B0+%D1%8E%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0&paginate_page=5 Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы]]]
[[Файл:Юсуповы.jpg|300px|thumb|right|[https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?page=5&index=9&query=%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%B0+%D1%8E%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0&paginate_page=5 Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы]]]


Строка 12: Строка 12:
В дальнейшем юсуповская галерея перешла к единственному сыну и наследнику Зинаиды Ивановны, князю '''Николаю Борисовичу Юсупову-младшему'''. В собрании Юсуповых сложилась своеобразная традиция: многие художники в ней были представлены не одной, а несколькими работами.
В дальнейшем юсуповская галерея перешла к единственному сыну и наследнику Зинаиды Ивановны, князю '''Николаю Борисовичу Юсупову-младшему'''. В собрании Юсуповых сложилась своеобразная традиция: многие художники в ней были представлены не одной, а несколькими работами.


Дочь Николая Борисовича-младшего, '''Зинаида Николаевна''', последняя, кто повлиял на судьбу родового собрания на рубеже XIX–XX веков. Коллекция произведений искусств, собранная ее предками, находилась в дворцах и имениях Юсуповых. Так, к примеру, усадьба '''Архангельское''', одно из любимых мест Зинаиды Николаевны, стала не только местом хранения собрание, но и местом притяжения многих художников. Виртуально посетить Архангельское можно с помощью [https://t.me/MorozovaYulia_bot?start=232024 чат-бота].  
Дочь Николая Борисовича-младшего, '''Зинаида Николаевна''', последняя, кто повлиял на судьбу родового собрания на рубеже XIX–XX веков. Коллекция произведений искусств, собранная ее предками, находилась в дворцах и имениях Юсуповых. Так, к примеру, '''усадьба Архангельское''', одно из любимых мест Зинаиды Николаевны, стала не только местом хранения собрание, но и местом притяжения многих художников. Виртуально посетить Архангельское можно с помощью [https://t.me/MorozovaYulia_bot?start=232024 чат-бота].  


===Музей изящных искусств===
===Музей изящных искусств===
Строка 20: Строка 20:
С 1894 года И. В. Цветаев начал работу над созданием в Москве Музея изящных искусств. Будущий директор видел его не только учебным учреждением, но и как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен '''Роман Иванович Клейн'''.  
С 1894 года И. В. Цветаев начал работу над созданием в Москве Музея изящных искусств. Будущий директор видел его не только учебным учреждением, но и как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен '''Роман Иванович Клейн'''.  


В апреле 1898 года был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств. Председателем комитета стал дядя императора и генерал-губернатор Москвы, '''великий князь Сергей Александрович'''. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств.
В апреле 1898 года был создан '''Комитет по устройству Музея изящных искусств'''. Председателем комитета стал дядя императора и генерал-губернатор Москвы, '''великий князь Сергей Александрович'''. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств.
[[Файл:Римский зал.jpg|400px|thumb|right|[https://newreportage.ru/archives/17352/img_20191023_131048 Фототип К.Фишера. «Римский зал Музея изящных искусств имени Н.Б. Юсупова»]]]
[[Файл:Римский зал.jpg|400px|thumb|right|[https://newreportage.ru/archives/17352/img_20191023_131048 Фототип К.Фишера. «Римский зал Музея изящных искусств имени Н.Б. Юсупова»]]]


Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования, число которых первоначально превышало 40 человек. В списке меценатов были З. Н. Юсупова и ее муж, Ф. Ф. Юсупов-старший. Супружеская чета на свои средства финансировала создание одного из знаменитых залов музея - '''Римского'''. Сооружали его с 1902 по 1906 гг. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя князя Николая Борисовича Юсупова–старшего основателя фамильного художественного собрания.
Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования, число которых первоначально превышало '''40 человек'''. В списке меценатов были '''З. Н. Юсупова''' и ее муж, '''Ф. Ф. Юсупов-старший'''. Супружеская чета на свои средства финансировала создание одного из знаменитых залов музея - '''Римского'''. Сооружали его с 1902 по 1906 гг. При открытии музея '''в 1912 году этот зал получил имя князя Николая Борисовича Юсупова–старшего — ''' основателя фамильного художественного собрания.
[[Файл:Коллеони.jpg|200px|thumb|right|[https://pro100-mica.livejournal.com/417927.html?es=1 Бартоломео Коллеони]]]
[[Файл:Коллеони.jpg|200px|thumb|right|[https://pro100-mica.livejournal.com/417927.html?es=1 Бартоломео Коллеони]]]


Римский зал – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Интерьер зала – архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями.  
'''Римский зал''' – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Интерьер зала – архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями.  


Князь Ф. Ф. Юсупов-старший в 1898-1900 гг. профинансировал копирование раннехристианских фресок в римских катакомбах художником Федором Петровичем Рейманом, по поводу чего [https://tmatic.travel/ru/view/activity/knaza-usupovy-i-cvetaevskij-muzej_LJQkJiy/ru/stories?center=37.605100,55.747330,16.00&item_id=561a9bfe-37f9-4c32-8052-d821c0479b6b писал И. В. Цветаеву]:  
Князь Ф. Ф. Юсупов-старший в 1898-1900 гг. профинансировал копирование раннехристианских '''фресок''' в римских катакомбах художником Федором Петровичем Рейманом, по поводу чего [https://tmatic.travel/ru/view/activity/knaza-usupovy-i-cvetaevskij-muzej_LJQkJiy/ru/stories?center=37.605100,55.747330,16.00&item_id=561a9bfe-37f9-4c32-8052-d821c0479b6b писал И. В. Цветаеву]:  


  «Милостивый государь, Иван Владимирович. Душевно рад, что мог быть полезен истинному труженику науки, который своим терпением и усиленным трудом обогатит со временем Музей изящных искусств имени Императора Александра III-го. Мне будет в высшей степени интересно взглянуть на картоны, о которых я уже многократно слышал, а потому заранее благодарю Вас за любезное приглашение их осмотреть. Уважающий Вас князь Юсупов».
  ''«Милостивый государь, Иван Владимирович. Душевно рад, что мог быть полезен истинному труженику науки, который своим терпением и усиленным трудом обогатит со временем Музей изящных искусств имени Императора Александра III-го. Мне будет в высшей степени интересно взглянуть на картоны, о которых я уже многократно слышал, а потому заранее благодарю Вас за любезное приглашение их осмотреть. Уважающий Вас князь Юсупов».''


Зинаида Николаевна оплатила изготовление слепка конной '''статуи кондотьера Коллеони''', находящейся в Итальянском дворике, исполненной Андреа Верроккьо.  
Зинаида Николаевна оплатила изготовление слепка конной '''статуи кондотьера Коллеони''', находящейся в Итальянском дворике, исполненной Андреа Верроккьо.  
Строка 39: Строка 39:
[[Файл:Зал Прециоза.jpg|350px|thumb|right|[https://tmatic.travel/ru/view/activity/knaza-usupovy-i-cvetaevskij-muzej_LJQkJiy/ru/stories?center=37.605100,55.747330,16.00&item_id=0239f1c8-8cdc-4f7d-8049-dd4843db22a7 Неизвестный фотограф. «Дворец князей Юсуповых на Мойке, Санкт-Петербург. Зал Прециоза. 1860-е–1870-е»]]]
[[Файл:Зал Прециоза.jpg|350px|thumb|right|[https://tmatic.travel/ru/view/activity/knaza-usupovy-i-cvetaevskij-muzej_LJQkJiy/ru/stories?center=37.605100,55.747330,16.00&item_id=0239f1c8-8cdc-4f7d-8049-dd4843db22a7 Неизвестный фотограф. «Дворец князей Юсуповых на Мойке, Санкт-Петербург. Зал Прециоза. 1860-е–1870-е»]]]


К моменту начала XX века князья Юсуповы владели крупнейшим частным собранием живописи и всерьез задумывались об идее создания в подмосковной усадьбе Архангельское и в петербургском дворце на Мойке частных публичных музеев. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича-старшего '''Феликс-младший''' вспоминал:  
К моменту начала XX века князья Юсуповы владели '''крупнейшим частным собранием живописи''' и всерьез задумывались об идее создания в подмосковной усадьбе Архангельское и в петербургском дворце на Мойке частных публичных музеев. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича-старшего '''Феликс-младший''' вспоминал:  
  «Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. ... Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок. ... А в петербургском дворце на Мойке и в московском Ивана Грозного - создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций».
  ''«Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. ... Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок. ... А в петербургском дворце на Мойке и в московском Ивана Грозного - создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций».''


Отчасти в начале XX века удалось достичь цели. Родители Феликса Феликсовича-младшего понимали культурную и историческую ценность своего собрания и многое сделали для того, чтобы юсуповская коллекция вошла в художественную жизнь Петербурга, а также стала известна в Европе. Они начали широко знакомить публику с произведениями из семейного собрания, предоставляя их на различные российские и зарубежные выставки.
Отчасти в начале XX века удалось достичь цели. Родители Феликса Феликсовича-младшего понимали культурную и историческую ценность своего собрания и многое сделали для того, чтобы юсуповская коллекция вошла в художественную жизнь Петербурга, а также стала известна в Европе. Они начали широко знакомить публику с произведениями из семейного собрания, предоставляя их на различные российские и зарубежные выставки.
С началом в 1914 году Первой мировой войны было принято решение о новом функционале галереи Юсуповых. Она начала выполнять не только просветительские, но и коммерческие функции: устраивались платные обзоры картин, а собранные таким путём средства направлялись на устройство питательно-перевязочных пунктов.
С началом в 1914 году '''Первой мировой войны''' было принято решение о новом функционале галереи Юсуповых. Она начала выполнять не только просветительские, но и коммерческие функции: устраивались платные обзоры картин, а собранные таким путём средства направлялись на устройство питательно-перевязочных пунктов.
   
   
   
   

Версия от 15:24, 23 декабря 2025

Автор Морозова Юлия

31 мая 1912 года в присутствии Николая II был открыт Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (сейчас — ГМИИ им. А. С. Пушкина). Основателем и первым директором (1911 - 1913 гг.) музея был Иван Владимирович Цветаев, профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист и историк искусства.

Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы

В качестве членов-учредителей в состав Комитета по устройству Музея изящных искусств вошли также князь и княгиня Юсуповы: Феликс Феликсович-старший и Зинаида Николаевна. С направлениями благотворительной и меценатской деятельности княгини З. Н. Юсуповой можно ознакомиться на примере ментальной карты.

Коллекция Юсуповых

Начиная с Николая Борисовича Юсупова-старшего, видного деятеля эпохи правления Екатерины Великой, коллекция рода Юсуповых постоянно росла. Его сын, Борис Николаевич, с женой Зинаидой Ивановной продолжают пополнять и расширять фамильную коллекцию. Благодаря им на французском языке был составлен первый тиражный каталог коллекции.

В дальнейшем юсуповская галерея перешла к единственному сыну и наследнику Зинаиды Ивановны, князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему. В собрании Юсуповых сложилась своеобразная традиция: многие художники в ней были представлены не одной, а несколькими работами.

Дочь Николая Борисовича-младшего, Зинаида Николаевна, последняя, кто повлиял на судьбу родового собрания на рубеже XIX–XX веков. Коллекция произведений искусств, собранная ее предками, находилась в дворцах и имениях Юсуповых. Так, к примеру, усадьба Архангельское, одно из любимых мест Зинаиды Николаевны, стала не только местом хранения собрание, но и местом притяжения многих художников. Виртуально посетить Архангельское можно с помощью чат-бота.

Музей изящных искусств

Юсуповы и Музей изящных искусств

«Диплом Комитета по устройству Музея Изящных Искусств З. Н. Юсуповой»

С 1894 года И. В. Цветаев начал работу над созданием в Москве Музея изящных искусств. Будущий директор видел его не только учебным учреждением, но и как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен Роман Иванович Клейн.

В апреле 1898 года был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств. Председателем комитета стал дядя императора и генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств.

Фототип К.Фишера. «Римский зал Музея изящных искусств имени Н.Б. Юсупова»

Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования, число которых первоначально превышало 40 человек. В списке меценатов были З. Н. Юсупова и ее муж, Ф. Ф. Юсупов-старший. Супружеская чета на свои средства финансировала создание одного из знаменитых залов музея - Римского. Сооружали его с 1902 по 1906 гг. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя князя Николая Борисовича Юсупова–старшего — основателя фамильного художественного собрания.

Бартоломео Коллеони

Римский зал – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Интерьер зала – архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями.

Князь Ф. Ф. Юсупов-старший в 1898-1900 гг. профинансировал копирование раннехристианских фресок в римских катакомбах художником Федором Петровичем Рейманом, по поводу чего писал И. В. Цветаеву:

«Милостивый государь, Иван Владимирович. Душевно рад, что мог быть полезен истинному труженику науки, который своим терпением и усиленным трудом обогатит со временем Музей изящных искусств имени Императора Александра III-го. Мне будет в высшей степени интересно взглянуть на картоны, о которых я уже многократно слышал, а потому заранее благодарю Вас за любезное приглашение их осмотреть. Уважающий Вас князь Юсупов».

Зинаида Николаевна оплатила изготовление слепка конной статуи кондотьера Коллеони, находящейся в Итальянском дворике, исполненной Андреа Верроккьо.

Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы с сыновьями Николаем и Феликсом

Мечты о собственном музее

До революции

Неизвестный фотограф. «Дворец князей Юсуповых на Мойке, Санкт-Петербург. Зал Прециоза. 1860-е–1870-е»

К моменту начала XX века князья Юсуповы владели крупнейшим частным собранием живописи и всерьез задумывались об идее создания в подмосковной усадьбе Архангельское и в петербургском дворце на Мойке частных публичных музеев. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича-старшего Феликс-младший вспоминал:

«Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. ... Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок. ... А в петербургском дворце на Мойке и в московском Ивана Грозного - создал бы музей с лучшими вещами из наших коллекций».

Отчасти в начале XX века удалось достичь цели. Родители Феликса Феликсовича-младшего понимали культурную и историческую ценность своего собрания и многое сделали для того, чтобы юсуповская коллекция вошла в художественную жизнь Петербурга, а также стала известна в Европе. Они начали широко знакомить публику с произведениями из семейного собрания, предоставляя их на различные российские и зарубежные выставки. С началом в 1914 году Первой мировой войны было принято решение о новом функционале галереи Юсуповых. Она начала выполнять не только просветительские, но и коммерческие функции: устраивались платные обзоры картин, а собранные таким путём средства направлялись на устройство питательно-перевязочных пунктов.


После революции

Однако воплотить идею о создании полноценных музеев на основе фамильной коллекции в жизнь Феликсу-младшему не удалось. После Февральской революции 1917 года Юсуповы уехали в Крым, а в 1919 году покинули Россию, как оказалось, навсегда. Жизнь князей Юсуповых в эмиграции отражена в ленте времени.

После национализации советской властью дворцов и имений многие предметы из коллекции рода Юсуповых (картины, гравюры, фрески) поступили в Эрмитаж и Музей изящных искусств, который в 1937 году был переименован в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В настоящее время музей хранит, как в фондах, так и на основной экспозиции, предметы, составлявшие когда-то коллекцию знатного рода князей Юсуповых.


Список литературы и источников

1. Выставка «Князья Юсуповы и Цветаевский музей»

2. Выставка «Князья Юсуповы и Цветаевский музей»

3. Князья Юсуповы и Цветаевский музей

4. Князья Юсуповы, меценаты создания московского Музея изящных искусств

5. Коллекция живописи князей Юсуповых - феномен художественной культуры России второй половины XVIII - начала XX века: пополнение и функционирование

6. К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

7. Князья Юсуповы и Цветаевский музей

8. Юсупов Ф. Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах / Феликс Юсупов ; [пер. с фр. Е.Л.Кассировой]; [предисл. К.Сфири-Шереметьевой]. - М. : "Захаров", 2022. - 432 с. : илл.


Историко-ориентированные системы

1. История государства: Вершины и бездны Серебряного века. Передача 5-я.

2. История России в фотографиях

3. Руниверс