Юсуповы в истории Музея изящных искусств: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| Строка 2: | Строка 2: | ||
31 мая 1912 года в присутствии Николая II был открыт '''Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете''' (сейчас - ГМИИ им. А. С. Пушкина). Основателем и первым директором (1911 - 1913 гг.) музея был '''Иван Владимирович Цветаев''', профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист и историк искусства. | 31 мая 1912 года в присутствии Николая II был открыт '''Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете''' (сейчас - ГМИИ им. А. С. Пушкина). Основателем и первым директором (1911 - 1913 гг.) музея был '''Иван Владимирович Цветаев''', профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист и историк искусства. | ||
[[Файл:Юсуповы.jpg|300px|thumb|right|[https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?page=5&index=9&query=%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%B0+%D1%8E%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0&paginate_page=5 Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы]]] | |||
Ранее, в апреле 1898 года, был создан комитет по устройству Музея изящных искусств. Председателем комитета стал дядя императора и генерал-губернатор Москвы, '''великий князь Сергей Александрович'''. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств. | Ранее, в апреле 1898 года, был создан комитет по устройству Музея изящных искусств. Председателем комитета стал дядя императора и генерал-губернатор Москвы, '''великий князь Сергей Александрович'''. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств. | ||
В качестве членов-учредителей в состав Комитета вошли также князь и княгиня Юсуповы: '''Феликс Феликсович-старший''' и '''Зинаида Николаевна'''. С направлениями благотворительной и меценатской деятельности княгини З. Н. Юсуповой можно ознакомиться на примере [https://miro.com/app/board/uXjVJmQ7Dvk=/ ментальной карты]. | В качестве членов-учредителей в состав Комитета вошли также князь и княгиня Юсуповы: '''Феликс Феликсович-старший''' и '''Зинаида Николаевна'''. С направлениями благотворительной и меценатской деятельности княгини З. Н. Юсуповой можно ознакомиться на примере [https://miro.com/app/board/uXjVJmQ7Dvk=/ ментальной карты]. | ||
| Строка 16: | Строка 17: | ||
===Музей изящных искусств=== | ===Музей изящных искусств=== | ||
С 1894 года И. В. Цветаев начал работу над созданием в Москве Музея изящных искусств. Будущий директор видел его не только учебным учреждением, но и как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен '''Роман Иванович Клейн'''. | С 1894 года И. В. Цветаев начал работу над созданием в Москве Музея изящных искусств. Будущий директор видел его не только учебным учреждением, но и как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен '''Роман Иванович Клейн'''. | ||
[[Файл:Римский зал.jpg| | [[Файл:Римский зал.jpg|400px|thumb|right|[https://newreportage.ru/archives/17352/img_20191023_131048 Фототип К.Фишера. «Римский зал Музея изящных искусств имени Н.Б. Юсупова»]]] | ||
Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования, число которых первоначально превышало 40 человек. В списке меценатов были З. Н. Юсупова и ее муж, Ф. Ф. Юсупов-старший. Супружеская чета на свои средства финансировала создание одного из знаменитых залов музея - '''Римского'''. Сооружали его с 1902 по 1906 гг. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя князя Николая Борисовича Юсупова–старшего – основателя фамильного художественного собрания. | Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования, число которых первоначально превышало 40 человек. В списке меценатов были З. Н. Юсупова и ее муж, Ф. Ф. Юсупов-старший. Супружеская чета на свои средства финансировала создание одного из знаменитых залов музея - '''Римского'''. Сооружали его с 1902 по 1906 гг. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя князя Николая Борисовича Юсупова–старшего – основателя фамильного художественного собрания. | ||
[[Файл:Коллеони.jpg| | [[Файл:Коллеони.jpg|200px|thumb|right|[https://pro100-mica.livejournal.com/417927.html?es=1 Бартоломео Коллеони]]] | ||
Римский зал – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Интерьер зала – архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями. | Римский зал – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Интерьер зала – архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями. | ||
Версия от 17:31, 21 декабря 2025
Автор Морозова Юлия
31 мая 1912 года в присутствии Николая II был открыт Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (сейчас - ГМИИ им. А. С. Пушкина). Основателем и первым директором (1911 - 1913 гг.) музея был Иван Владимирович Цветаев, профессор кафедры истории и теории искусств Московского университета, филолог-латинист и историк искусства.

Ранее, в апреле 1898 года, был создан комитет по устройству Музея изящных искусств. Председателем комитета стал дядя императора и генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович. В Комитет вошли профессора Московского университета, художники, архитекторы, коммерсанты, члены императорской семьи и владельцы крупнейших состояний. Они оказывали содействие университету в строительстве музейного здания, комплектовании коллекций, помогали в поисках денежных средств.
В качестве членов-учредителей в состав Комитета вошли также князь и княгиня Юсуповы: Феликс Феликсович-старший и Зинаида Николаевна. С направлениями благотворительной и меценатской деятельности княгини З. Н. Юсуповой можно ознакомиться на примере ментальной карты.
Коллекция Юсуповых
Начиная с Николая Борисовича Юсупова-старшего, видного деятеля эпохи правления Екатерины Великой, коллекция рода Юсуповых постоянно росла. Его сын, Борис Николаевич, с женой Зинаидой Ивановной продолжают пополнять и расширять фамильную коллекцию. Благодаря им на французском языке был составлен первый тиражный каталог коллекции.
В дальнейшем юсуповская галерея перешла к единственному сыну и наследнику Зинаиды Ивановны, князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему. В собрании Юсуповых сложилась своеобразная традиция: многие художники в ней были представлены не одной, а несколькими работами.
Дочь Николая Борисовича-младшего, Зинаида Николаевна, последняя, кто повлиял на судьбу родового собрания на рубеже XIX–XX веков. Коллекция произведений искусств, собранная ее предками, находилась в дворцах и имениях Юсуповых. Так, к примеру, усадьба Архангельское, одно из любимых мест Зинаиды Николаевны, стала не только местом хранения собрание, но и местом притяжения многих художников. Виртуально посетить Архангельское можно с помощью чат-бота.
Музей изящных искусств
С 1894 года И. В. Цветаев начал работу над созданием в Москве Музея изящных искусств. Будущий директор видел его не только учебным учреждением, но и как публичный просветительский центр Москвы и музей мировой скульптуры. По результатам конкурса проектов будущего здания музея архитектором был назначен Роман Иванович Клейн.

Музей изящных искусств создавался на частные пожертвования, число которых первоначально превышало 40 человек. В списке меценатов были З. Н. Юсупова и ее муж, Ф. Ф. Юсупов-старший. Супружеская чета на свои средства финансировала создание одного из знаменитых залов музея - Римского. Сооружали его с 1902 по 1906 гг. При открытии музея в 1912 году этот зал получил имя князя Николая Борисовича Юсупова–старшего – основателя фамильного художественного собрания.

Римский зал – самый сложный из залов музея по архитектурному решению и наиболее нарядно декорированный – сооружен по проекту Романа Клейна и оформлен Игнатием Нивинским. Интерьер зала – архитектурная импровизация, вдохновленная древнеримскими сооружениями.
Князь Ф. Ф. Юсупов-старший в 1898-1900 гг. профинансировал копирование раннехристианских фресок в римских катакомбах художником Федором Петровичем Рейманом, по поводу чего писал И. В. Цветаеву:
«Милостивый государь, Иван Владимирович. Душевно рад, что мог быть полезен истинному труженику науки, который своим терпением и усиленным трудом обогатит со временем Музей изящных искусств имени Императора Александра III-го. Мне будет в высшей степени интересно взглянуть на картоны, о которых я уже многократно слышал, а потому заранее благодарю Вас за любезное приглашение их осмотреть. Уважающий Вас князь Юсупов».
Зинаида Николаевна оплатила изготовление слепка конной статуи кондотьера Коллеони, находящейся в Итальянском дворике, исполненной Андреа Верроккьо.
Мечты Юсуповых
К моменту начала XX века князья Юсуповы владели крупнейшей коллекцией
Список источников
1. К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Историко-ориентированные системы
1. История государства: Вершины и бездны Серебряного века. Передача 5-я.
2. История России в фотографиях
3.Руниверс
