Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
Автор [[Участник: Анастасия Ермилова|Анастасия Ермилова]]
Автор [[Участник: Анастасия Ермилова|Анастасия Ермилова]]


:В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. По нашему мнению, этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя. .  
:В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. По нашему мнению, этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.
[[Файл:Иллюстрация Гюстава Доре «Вечный жид».jpg||мини|Иллюстрация Гюстава Доре «Вечный жид».jpg|300px]]
[[Файл:Иллюстрация Гюстава Доре «Вечный жид».jpg||мини|Иллюстрация Гюстава Доре «Вечный жид».jpg|300px]]
:Вечный жид – легендарный Агасфер, согласно преданию, не дал приюта и отдохновения Христу, когда Господь шёл по Своему крестному пути к месту распятия на Голгофу и остановился у стены Агасферова дома. За это Агасфер был лишён не только своего дома, но и вообще какого-либо пристанища; <u>обречён на вечные скитания до второго пришествия Христа</u>.
:Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.  
:При рассмотрении облака слов, построенного на основе отрывка из эпилога романа, упомянутый мотив вечного скитания становится явным.[[Файл:Правильн снимок.png||мини|Облако слов по эпилогу романа "Рудин"|400px]] Важными для понимания агасферовского комплекса Рудина становятся слова "устал", "продолжал", "остановиться","жизнь", "один". В основном в облако слов попали слова, который использует главный герой во время последнего откровенного разговора с Лежневым.
:М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц». Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
:Вопрос о соотнесенности образа Рудина с Вечным Жидом уже привлекал внимание исследователей (С.Б. Аюпова, А.А. Бельская, А.А. Новикова-Строганова, Н.В. Пращерук и др.). Н.В. Пращерук отмечает ''"глубину и пронзительность"'' авторской позиции, которая от иронического отношения к Рудину вырастает до ''"осознания подлинно трагической судьбы Рудина и значения его личности"''. С.Б. Аюпова приходит к выводу о высоком предназначении тургеневского героя, вечного бесприютного скитальца, которое раскрывается не в ''"малых делах"'', а выполненной им задаче героя-идеолога, проповедника, энтузиаста. А.А. Бельская, заметив, что образ Вечного Жида полагает, что наречение Рудина этим именем в тексте связано, прежде всего, с проблемой странничества героя в ''"беспредельности мира и вечности"'', т.е. с актуализацией идеи вечного духовного поиска человека. В статье А.А. Новиковой-Строгановой Рудин трактуеся как носителя Агасферовского греха, который состоит в нарушении главных заповедей Христа – незнании сострадания, любви к Богу и человеку, что ведет к неизбежному наказанию.
:По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя», которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
:'''Мотив бесприютности и скитаний''' не как ''"охота к перемене мест"'', но именно как наказание за грех, восходящий к Агасферу и укоренённый в более древнем библейском образе Каина, – один из ведущих в мотивном комплексе, формирую­щем образ Рудина. А.Е. Нямцу вводит понятие '''"агасферовского комплекса"'''. Его сущность раскрывается в таком ''"состоянии бессмертного индивидуума, при котором обладатель вечной жизни проходит через бесконечно повторяющееся количество однотипных ситуаций и состояний. В результате этого вечная жизнь начинает восприниматься как мучительное наказание: бессмертный оказывается изолированным от мира людей, обреченным на одиночество, и как следствие – перестает ценить будущее, живя в замкнутом, постоянно повторяющемся настоящем"''. Постоянное изменение границ пространства в сюжете делает героя подходящим под такое описание и становится одним из признаков его характеристики. Несмотря на непрерывное движение в пространстве, которые тесно связано с попытками Рудина найти настоящее дело, ''"принести хотя ничтожную пользу"'', все его начинания оканчиваются провалом, больше того– приобретают характер <u>многократно повторяющихся однотипных ситуаций</u>.
.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой. В таких сценах Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. Действие романов “пятикнижия” состоит из массовых сцен и диалогов, причем диалоги бывают развивающие сюжет и чисто философские. Сюжетные завершаются эксцентрическим жестом-вывертом»  — отмечает ученый. При этом преобладают либо разговоры между двумя персонажами, которые находятся наедине, либо конклавы. Исследователь также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. А.Б. Криницын определяет каждую массовую сцену как «самостоятельное художественное целое», между которыми Ф.М. Достоевский «не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену».
: Н.К. Савченко обращает внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой.  Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу. Многие уличные массовые сцены, по мысли исследовательницы, также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова) . Важно отметить, что скандал не способствует разрешению конфликтной ситуации, он лишь поддерживает ощущение напряженности в сюжетном действии.  
:Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.

Версия от 22:29, 22 ноября 2024

Автор Анастасия Ермилова

В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. По нашему мнению, этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.
Иллюстрация Гюстава Доре «Вечный жид».jpg
Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.
М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц». Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя», которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой. В таких сценах Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. Действие романов “пятикнижия” состоит из массовых сцен и диалогов, причем диалоги бывают развивающие сюжет и чисто философские. Сюжетные завершаются эксцентрическим жестом-вывертом» — отмечает ученый. При этом преобладают либо разговоры между двумя персонажами, которые находятся наедине, либо конклавы. Исследователь также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. А.Б. Криницын определяет каждую массовую сцену как «самостоятельное художественное целое», между которыми Ф.М. Достоевский «не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену».
Н.К. Савченко обращает внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу. Многие уличные массовые сцены, по мысли исследовательницы, также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова) . Важно отметить, что скандал не способствует разрешению конфликтной ситуации, он лишь поддерживает ощущение напряженности в сюжетном действии.
Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.