Роль научно-психологических метафор в становлении профессионально-понятий: различия между версиями
| (не показано 12 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
== Научно-психологические метафоры == | == Научно-психологические метафоры == | ||
Метафоры психологических теорий — это образные, небуквальные «картины мира» или базовые модели (например, «человек как компьютер» в когнитивистике или «психика как айсберг» в психоанализе), которые помогают понять и объяснить сложные психические явления, структурируют мышление психологов, делают абстрактные концепции доступными и служат мощным инструментом для терапии, позволяя клиентам увидеть себя и свои проблемы с новой стороны. | |||
# Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания | # Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания | ||
# [[Метафора Айсберга]] в психоаналитической теории | # [[Метафора Айсберга]] в психоаналитической теории | ||
| Строка 11: | Строка 13: | ||
==== Описание схемы ==== | ==== Описание схемы ==== | ||
Данная схема представляет собой структурно-логическую модель исследования, отражающую основные этапы, элементы и связи между ними. | Данная схема [[PlantUML]] представляет собой структурно-логическую модель исследования, отражающую основные этапы, элементы и связи между ними. | ||
Схема используется для визуализации последовательности исследовательских действий относительно анализа публикаций по теме метафор, а также для демонстрации логики перехода от постановки цели к анализу и выгрузке результатов. | Схема используется для визуализации последовательности исследовательских действий относительно анализа публикаций по теме метафор, а также для демонстрации логики перехода от постановки цели к анализу и выгрузке результатов. | ||
| Строка 72: | Строка 74: | ||
== Исследование == | == Исследование == | ||
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens | Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в [[VOSviewer]] из статей базы данных [[OpenAlex]] и [[Lens]] | ||
[[Категория:Понятие]] | |||
Каждый узел соответствует ключевому понятию. Где размер узла → частота употребления понятия; чем чаще термин встречается, тем значимее он в корпусе. | Каждый узел соответствует ключевому понятию. Где размер узла → частота употребления понятия; чем чаще термин встречается, тем значимее он в корпусе. | ||
[[Файл:Metaphor.PNG| | [[Файл:Metaphor.PNG|800px]] | ||
{{#widget:iframe | {{#widget:iframe | ||
| Строка 85: | Строка 87: | ||
== Результаты == | == Результаты == | ||
Ниже представлены результаты выявления самых популярных научно-психологических метафор в базовых психологических теориях, оформленные по WikiTable | Ниже представлены результаты выявления самых популярных научно-психологических метафор в базовых психологических теориях, оформленные по WikiTable, а также показаны примеры определений наиболее часто встречающихся метафор. | ||
{| class="wikitable" | {| class="wikitable" | ||
| Строка 147: | Строка 149: | ||
{{#ask: [[Метафора Айсберга]] OR [[мозг – нейронная сеть]] | ?Description }} | {{#ask: [[Метафора Айсберга]] OR [[мозг – нейронная сеть]] | ?Description }} | ||
== Агентная модель метафор == | == Агентная [[модель]] метафор == | ||
[[Категория:Model]] | |||
=== Версия 1=== | === Версия 1=== | ||
Суть модели: | Суть модели [[NetLogo]]: | ||
Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство. | Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство. | ||
См. [[:Категория:Model]] | |||
<netlogo model="metaphors_model" /> | <netlogo model="metaphors_model" /> | ||
| Строка 157: | Строка 161: | ||
=== Версия 2 === | === Версия 2 === | ||
Данная многоагентная модель показывает то, каким образом агенты (=доктора) порождают новые знания (=книги) при обмене информацией между собой (=при столкновении) | Данная многоагентная модель показывает то, каким образом агенты (=доктора) порождают новые знания (=книги) при обмене информацией между собой (=при столкновении) | ||
См. [[:Категория:Model]] | |||
1. Тип модели. Это агентно-ориентированная имитационная модель (agent-based model). Модель реализована в среде NetLogo и относится к классу агентно-ориентированных имитационных моделей. | 1. Тип модели. Это агентно-ориентированная имитационная модель (agent-based model). Модель реализована в среде NetLogo и относится к классу агентно-ориентированных имитационных моделей. | ||
| Строка 192: | Строка 197: | ||
== Обсуждение == | == Обсуждение == | ||
Ниже представлены результаты обработки корпуса текста ( | Ниже представлены результаты обработки корпуса текста в VoyantTools ([[VOYANT Tools]]), который анализирует лексико-статистические и частотно-распределительные характеристики текста. | ||
Корпус - по материалу книги В.Ф. Петренко «Базовые метафоры психологических теорий», где исследуются скрытые ментальные установки, имплицитные модели, которые формируют парадигму различных направлений психологии, например, физиологической, психоанализа, гештальт- и когнитивной психологии, рассматривая их как фундаментальные образные конструкции, объясняющие человеческую психику через метафоры (человек как механизм, машина, путешественник, поле, и т.д.), и показывается, как эти метафоры влияют на понимание сознания, бессознательного, личности и ее развития. | |||
=== Summary (Сводка) === | === Summary (Сводка) === | ||
| Строка 206: | Строка 212: | ||
|width=600 | |width=600 | ||
|height=600 | |height=600 | ||
}} | |||
=== Voyant. по статье В.Ф. Петренко === | |||
{{#widget:iframe | |||
|url=https://voyant-tools.org/?panels=cirrus%2Creader%2Ctrends%2Csummary%2Ccorpuscollocates&corpus=b962c7d3d2085b15fe29166382b89762 | |||
|width=1000 | |||
|height=1000 | |||
}} | }} | ||
[[Категория:Психо-лингвистическое исследование]] | [[Категория:Психо-лингвистическое исследование]] | ||
Текущая версия от 00:36, 25 декабря 2025
Научно-психологические метафоры
Метафоры психологических теорий — это образные, небуквальные «картины мира» или базовые модели (например, «человек как компьютер» в когнитивистике или «психика как айсберг» в психоанализе), которые помогают понять и объяснить сложные психические явления, структурируют мышление психологов, делают абстрактные концепции доступными и служат мощным инструментом для терапии, позволяя клиентам увидеть себя и свои проблемы с новой стороны.
- Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания
- Метафора Айсберга в психоаналитической теории
- Зона ближайшего развития в Культурно-исторической теории
- Метафора психики как компьютера в когнитивной теории
- Метафора психики как черного ящика, реагирующего на стимулы. Бихевиоризм
Материалы и методы
Ресурсы: PlantUML, MediaWiki, PerplexityAI, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens, VoyantTools.
Процесс
Описание схемы
Данная схема PlantUML представляет собой структурно-логическую модель исследования, отражающую основные этапы, элементы и связи между ними.
Схема используется для визуализации последовательности исследовательских действий относительно анализа публикаций по теме метафор, а также для демонстрации логики перехода от постановки цели к анализу и выгрузке результатов.
На схеме представлены:
- этапы исследования;
- ключевые аналитические процедуры;
Схема PlantUML

Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens Каждый узел соответствует ключевому понятию. Где размер узла → частота употребления понятия; чем чаще термин встречается, тем значимее он в корпусе.
Результаты
Ниже представлены результаты выявления самых популярных научно-психологических метафор в базовых психологических теориях, оформленные по WikiTable, а также показаны примеры определений наиболее часто встречающихся метафор.
| Метафора | Автор | Источник |
|---|---|---|
| внимание – прожектор | William James | Principles of Psychology, 1890 |
| внимание – фильтр | Donald Broadbent | Perception and Communication, 1958 |
| сознание – tabula rasa | John Locke | An Essay Concerning Human Understanding, 1690 |
| психика – компьютер | Hilary Putnam | The Nature of Mental States, 1967 |
| Метафора Айсберга | Sigmund Freud | The Interpretation of Dreams, 1900 |
| память – библиотека | Henry Roediger III | Memory metaphors in cognitive psychology, Memory & Cognition, 1980 |
| зеркальный этап (Я – зеркало) | Jacques Lacan | Écrits, 1949 |
| личность – театр | Erving Goffman | The Presentation of Self in Everyday Life, 1959 |
| мозг – нейронная сеть | Warren McCulloch & Walter Pitts | A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, 1943 |
| информация – код | Claude Shannon & Warren Weaver | A Mathematical Theory of Communication, 1948 |
| память – голограмма | Karl Pribram | Languages of the Brain, 1971 |
| мысль – поток | William James | Principles of Psychology, 1890 |
Посмотреть - COMSES
| Description | |
|---|---|
| Метафора Айсберга | Метафора Айсберга в психоаналитической теории представляет собой трехкомпонентную модель уровней психики в психоаналитической теории З. Фрейда. Сознание (верхушка айсберга, видимая часть), предсознательное (вода), бессознательное (невидимая сразу подводная часть айсберга). Перекликается с трехкомпонентной моделью личности З. Фрейда - Эго, Ид, Супер-Эго. |
| Мозг – нейронная сеть | Мозг можно рассматривать как нейронную сеть, состоящую из миллиардов взаимосвязанных нейронов (нервных клеток), которые обмениваются информацией с помощью электрических и химических сигналов через синапсы. Эта сеть обрабатывает информацию, регулирует функции организма, формирует эмоции и самосознание. Искусственные нейронные сети являются математическими моделями, которые имитируют принципы работы биологических нейронных сетей, но отличаются по масштабу, топологии и скорости работы. |
Агентная модель метафор
Версия 1
Суть модели NetLogo: Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство. См. Категория:Model
Версия 2
Данная многоагентная модель показывает то, каким образом агенты (=доктора) порождают новые знания (=книги) при обмене информацией между собой (=при столкновении) См. Категория:Model
1. Тип модели. Это агентно-ориентированная имитационная модель (agent-based model). Модель реализована в среде NetLogo и относится к классу агентно-ориентированных имитационных моделей.
2. Агенты модели. В модели есть два типа агентов (breeds):
persons: Агенты-люди (в коде — врачи, doctors), обладающие: индивидуальным поведением (движение, взаимодействие); памятью о знаниях. Собственные переменные:
- book-list-write — список созданных (написанных) знаний;
- book-list-read — список усвоенных (прочитанных) знаний.
knowledges: Агенты-знания (книги, идеи), которые: создаются людьми; имеют автора (author).
3. Модель имитирует процесс производства и распространения знаний в сообществе людей через пространственное взаимодействие. Ключевые процессы:
1. Социальное взаимодействие
- Люди свободно перемещаются в пространстве.
- Взаимодействие происходит при пространственной близости (нахождении на одном участке).
2. Порождение знаний При встрече двух людей (count persons-here = 2) происходит:
- создание нового знания (hatch-knowledges);
- фиксация авторства;
- добавление знания в список созданных автором.
Т.е. Это модель коллективного порождения знания.
3. Распространение знаний
- Знание существует как отдельный агент.
- Другие люди могут его «прочитать», если оказываются рядом.
- Прочитанное знание сохраняется в индивидуальной памяти агента.
Обсуждение
Ниже представлены результаты обработки корпуса текста в VoyantTools (VOYANT Tools), который анализирует лексико-статистические и частотно-распределительные характеристики текста. Корпус - по материалу книги В.Ф. Петренко «Базовые метафоры психологических теорий», где исследуются скрытые ментальные установки, имплицитные модели, которые формируют парадигму различных направлений психологии, например, физиологической, психоанализа, гештальт- и когнитивной психологии, рассматривая их как фундаментальные образные конструкции, объясняющие человеческую психику через метафоры (человек как механизм, машина, путешественник, поле, и т.д.), и показывается, как эти метафоры влияют на понимание сознания, бессознательного, личности и ее развития.
Summary (Сводка)
Резюме
Voyant. по статье В.Ф. Петренко
