Soft skills (тренд): различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 9 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Trend
{{Trend
|Description=Soft skills, или мягкие навыки - это способности обучающегося к творчеству, эффективной коммуникации, критическому мышлению и совместной деятельности.
|Description=Soft skills, или мягкие навыки это способности обучающегося к творчеству, эффективной коммуникации, критическому мышлению и совместной деятельности.
Термин Soft Skills («гибкие» или «мягкие» навыки) - один из трендов в современном образовании.
Термин Soft Skills («гибкие» или «мягкие» навыки) один из трендов в современном образовании.
Свою историю Термин берет из военного дела. В 1959 году армия США начала подготовку солдат по новой системе, в ходе которой исследователи выяснили, что для человека важны не только его профессиональные умения, но и личные качества, которые не поддаются плановым тренировкам. Так военных стали подразделять на «hard skills» - людей, работающих преимущественно с техникой, и «soft skills» - тех, кто умел взаимодействовать с командой, проявлять лидерство и принимать решения в стрессовой ситуации. Настоящий прорыв в популяризации концепции совершил доктор Пол Грин из НАСА. В 1972 году он опубликовал отчёт по заказу агентства, которому требовалось определить, какие навыки критически важны для высокопрофессиональных инженеров и учёных в космических программах. Исследование выявило парадокс: успех проекта на 85% зависит от личных качеств сотрудников (умения общаться, работать в команде, творчески решать проблемы) и лишь на 15% от их технических знаний. Этот вывод стал сенсационным и начал проникать в иные сферы деятельности. В 1980-1990 г soft skills становится модным бизнес-трендом. Крупные компании (например, IBM, Motorola) начали внедрять внутренние тренинги по коммуникациям, тайм-менеджменту и лидерству. Использование термина soft skills в системе образования получает свое распространение в мире с 2000-х годов. Работодатели по всему миру начали массово жаловаться на разрыв навыков: выпускники приходили с дипломами, но не могли работать в команде, мыслить критически и брать на себя ответственность. С внедрением цифровых технологий и автоматизацией стало очевидно, что рутинные технические операции (hard skills) легче автоматизировать. А «человеческие» навыки soft skills оказались ключом к будущей устойчивости на рынке труда. Основные технологии тренда soft skills: работа в командах, модель обучения через деятельность, проектная и исследовательская деятельность, социальные практики, внедрение элементов SEL (Social-Emotional Learning - социально-эмоциональное обучение), создание междисциплинарных проектов, case-study, стартап-студий, развития студенческого самоуправления, курсов по эмоциональному интеллекту и критическому мышлению, Активное использование игрофикации, симуляций, образовательных игр и обратной связи 360°, где оценивается не только результат, но и процесс взаимодействия. Таким образом, тренд Soft Skills -это история осознания того, что техническая компетентность необходима, но недостаточна для успеха в сложном, взаимосвязанном мире.
Свою историю термин берет из военного дела. В 1959 году армия США начала подготовку солдат по новой системе, в ходе которой исследователи выяснили, что для человека важны не только его профессиональные умения, но и личные качества, которые не поддаются плановым тренировкам. Так военных стали подразделять на «hard skills» людей, работающих преимущественно с техникой, и «soft skills» тех, кто умел взаимодействовать с командой, проявлять лидерство и принимать решения в стрессовой ситуации.  
 
Настоящий прорыв в популяризации концепции совершил доктор Пол Грин из НАСА. В 1972 году он опубликовал отчёт по заказу агентства, которому требовалось определить, какие навыки критически важны для высокопрофессиональных инженеров и учёных в космических программах. Исследование выявило парадокс: успех проекта на 85% зависит от личных качеств сотрудников (умения общаться, работать в команде, творчески решать проблемы) и лишь на 15% от их технических знаний. Этот вывод стал сенсационным и начал проникать в иные сферы деятельности.  
 
В 1980-1990 г soft skills становится модным бизнес-трендом. Крупные компании (например, IBM, Motorola) начали внедрять внутренние тренинги по коммуникациям, тайм-менеджменту и лидерству.  
 
Использование термина soft skills в системе образования получает свое распространение в мире с 2000-х годов. Работодатели по всему миру начали массово жаловаться на разрыв навыков: выпускники приходили с дипломами, но не могли работать в команде, мыслить критически и брать на себя ответственность. С внедрением цифровых технологий и автоматизацией стало очевидно, что рутинные технические операции (hard skills) легче автоматизировать. А «человеческие» навыки soft skills оказались ключом к будущей устойчивости на рынке труда.  
 
Основные технологии тренда soft skills: работа в командах, модель обучения через деятельность, проектная и исследовательская деятельность, социальные практики, внедрение элементов SEL (Social-Emotional Learning социально-эмоциональное обучение), создание междисциплинарных проектов, case-study, стартап-студий, развитие студенческого самоуправления, курсов по эмоциональному интеллекту и критическому мышлению, активное использование геймификации, симуляций, образовательных игр и обратной связи 360°, где оценивается не только результат, но и процесс взаимодействия.  
 
Таким образом, тренд Soft Skills это история осознания того, что техническая компетентность необходима, но недостаточна для успеха в сложном, взаимосвязанном мире.
|Trend_type=Устойчивый
|Trend_type=Устойчивый
|launch year=1960
|launch year=1960
|Понятие=Case Study, SEL (social-emotional learning), Эмоциональный интеллект, Психология
|Понятие=Case Study, SEL (social-emotional learning), Эмоциональный интеллект, Психология
|Ed_Techno=Технологии групповой деятельности, Технология проведения дискуссий (технология проведения дискуссий), Проектное обучение (проектное обучение)
|Ed_Techno=Технологии групповой деятельности, Проектное обучение, Технология проведения дискуссий
}}
}}
{{#mermaid:
{{#mermaid:
Строка 51: Строка 61:
linkStyle 3 stroke:#00f,stroke-width:2px;
linkStyle 3 stroke:#00f,stroke-width:2px;
click SEL href "https://digida.mgpu.ru/index.php/SEL_(social-emotional_learning)"
click SEL href "https://digida.mgpu.ru/index.php/SEL_(social-emotional_learning)"
linkStyle 3 stroke:#00f,stroke-width:2px;
click Case_Study href "https://digida.mgpu.ru/index.php/Case_Study"
}}
}}

Текущая версия от 12:02, 6 декабря 2025



Описание тренда Soft skills, или мягкие навыки – это способности обучающегося к творчеству, эффективной коммуникации, критическому мышлению и совместной деятельности.

Термин Soft Skills («гибкие» или «мягкие» навыки) – один из трендов в современном образовании. Свою историю термин берет из военного дела. В 1959 году армия США начала подготовку солдат по новой системе, в ходе которой исследователи выяснили, что для человека важны не только его профессиональные умения, но и личные качества, которые не поддаются плановым тренировкам. Так военных стали подразделять на «hard skills» – людей, работающих преимущественно с техникой, и «soft skills» – тех, кто умел взаимодействовать с командой, проявлять лидерство и принимать решения в стрессовой ситуации.

Настоящий прорыв в популяризации концепции совершил доктор Пол Грин из НАСА. В 1972 году он опубликовал отчёт по заказу агентства, которому требовалось определить, какие навыки критически важны для высокопрофессиональных инженеров и учёных в космических программах. Исследование выявило парадокс: успех проекта на 85% зависит от личных качеств сотрудников (умения общаться, работать в команде, творчески решать проблемы) и лишь на 15% – от их технических знаний. Этот вывод стал сенсационным и начал проникать в иные сферы деятельности.

В 1980-1990 г soft skills становится модным бизнес-трендом. Крупные компании (например, IBM, Motorola) начали внедрять внутренние тренинги по коммуникациям, тайм-менеджменту и лидерству.

Использование термина soft skills в системе образования получает свое распространение в мире с 2000-х годов. Работодатели по всему миру начали массово жаловаться на разрыв навыков: выпускники приходили с дипломами, но не могли работать в команде, мыслить критически и брать на себя ответственность. С внедрением цифровых технологий и автоматизацией стало очевидно, что рутинные технические операции (hard skills) легче автоматизировать. А «человеческие» навыки soft skills оказались ключом к будущей устойчивости на рынке труда.

Основные технологии тренда soft skills: работа в командах, модель обучения через деятельность, проектная и исследовательская деятельность, социальные практики, внедрение элементов SEL (Social-Emotional Learning – социально-эмоциональное обучение), создание междисциплинарных проектов, case-study, стартап-студий, развитие студенческого самоуправления, курсов по эмоциональному интеллекту и критическому мышлению, активное использование геймификации, симуляций, образовательных игр и обратной связи 360°, где оценивается не только результат, но и процесс взаимодействия.

Таким образом, тренд Soft Skills – это история осознания того, что техническая компетентность необходима, но недостаточна для успеха в сложном, взаимосвязанном мире.

Тип тренда Устойчивый
Год начала тренда 1960
Понятия, связанные с трендом Case Study, SEL (social-emotional learning), Эмоциональный интеллект, Психология
Технологии, соответствующие тренду Технологии групповой деятельности, Проектное обучение, Технология проведения дискуссий