Эволюция российского театра в призме русской литературы: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 3: Строка 3:
Вводное тестирование доступно по ссылке [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScA5axhoPCvC_VixXLF6SLHalopbOVvGz0qQn6kyM4whTmkQg/viewform?usp=dialog| Эволюция российского театра в призме русской литературы]
Вводное тестирование доступно по ссылке [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScA5axhoPCvC_VixXLF6SLHalopbOVvGz0qQn6kyM4whTmkQg/viewform?usp=dialog| Эволюция российского театра в призме русской литературы]


Курс для тех, кто хочет расширить свой кругозор, качественно подготовиться к будущей филологической деятельности и… разобраться во всех тонкостях фразы “театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло”
[[Файл:And-Quiet-Flows-the-Don-Rostov-Theater.jpg|250px|thumb|right|
[https://rostovteatr.ru/upload/resize_cache/iblock/89f/800_600_2/89ffbcababa51c7c8b27702812b62993.JPG Спектакль «Тихий Дон» М.А. Шолохова в постановке режиссера Геннадия Шапошникова Ростовского Академического театра драмы (РАТД) ]]]


== Аннотация курса ==
Говорят, что все виды искусств связаны между собой - а связь театра и литературы самое живое тому подтверждение. Этот курс - исследование того, как русская литература формировала язык, эстетику и смыслы национального театра.
 
Курс для тех, кто хочет расширить свой кругозор, качественно подготовиться к будущей филологической деятельности и… разобраться во всех тонкостях фразы “театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло”. Важно: данный курс рассчитан на специальную аудиторию: школьники старших классов, планирующие поступать на филологические специальности, люди, интересующиеся филологией и искусством и имеющие твёрдые базовые знания по литературе.
 
=== Аннотация курса ===


'''О курсе'''
'''О курсе'''


Говорят, что все виды искусств связаны между собой - а связь театра и литературы самое живое тому подтверждение. Этот курс - исследование того, как русская литература формировала язык, эстетику и смыслы национального театра.
На этом онлайн-курсе мы:  
На этом онлайн-курсе мы:  


* Пройдем приключение: от строгости классицизма до экспериментов современного театра
* Пройдем пусть сквозь века: от строгости классицизма до экспериментов современного театра


* Увидим связь великой драматургии и режиссерских открытий  
* Увидим связь великой драматургии и режиссерских открытий  
Строка 32: Строка 36:
'''Содержание онлайн-курса'''
'''Содержание онлайн-курса'''


Здесь можно ознакомиться со [https://www.mindmeister.com/app/map/3842109123?t=JUYo6Umwh4|структурой курса] и с его [https://miro.com/app/board/uXjVJzDIBqA=/|содержанием]
Здесь можно ознакомиться со [https://www.mindmeister.com/app/map/3842109123?t=JUYo6Umwh4| структурой курса] и с его [https://miro.com/app/board/uXjVJzDIBqA=/| содержанием]
 
=== Модуль 1. От слова к кулисам ===
 
Что такое русский театр? Как он появился и откуда? Причём здесь литература? Это - отправная точка нашего приключения. Мы установим правила анализа драматического произведения, определим, почему именно литература стала стержнем русского театра, и составим [https://www.preceden.com/timelines/1336869-/e766224d86713b0a| карту] нашего предстоящего путешествия.
 
=== Модуль 2. Зарождение национального театра ===
 
Всё началось в XVIII веке.  Мы наглядно рассмотрим этот период, чтобы увидеть истоки. Как же из европейского классицизма появился русский театр с самобытным характером? Именно здесь "говорящие" фамилии начинают обличать общественные пороки со сцены. Нам предстоит разобраться, как комедия из развлечения превратилась в социальную сатиру и стала отражением общественного самопознания, а также вспомним [https://prezi.com/view/OtBYqrOq4QHIV3MG69UU/?referral_token=7VdjbrlnB3FN| ключевые имена эпохи].
 
=== Модуль 3. Золотой век режиссуры ===
 
А дальше - больше: вместе с золотым веком литературы настает и золотой век режиссуры - XIX век. Модуль состоит из двух частей: "тёмное царство" Островского и подтекст Чехова и "рождение" профессии режиссера в ответ на сложную литературу. Появление двух разных методов - психологический реализм МХАТА и метафорический театр В. Э. Мейерхольда порождает главный спорт театра XX века. Научиться видеть в драме потенциал сценического решения - вот задача этого модуля.
 
=== Модуль 4. Современный театр - какой он? ===
 
[[Файл:Student theater.jpeg|250px|thumb|right|
[https://www.newsmarhi.ru/wp-content/uploads/2025/12/2-1.jpg Студенческий театр МАРХИ на премьере пьесы "Утиная Охота" по пьесе А. Вампилова]]]
 
Этот модуль посвящён истории того, как театр периода СССР стал современным театром. Теперь это - территория скрытых смыслов и образов Г. А. Товстоногова и А. В. Эфроса. Закончим же мы наше путешествие в XXI веке, где режиссер окончательно стал соавтором классики, а новая драма научилась говорить языком жеста. В заключении вас ждёт [https://t.me/Russian_theater_bot?start=207922|  итоговый тест] по всему пройденному курсу.


[[Категория:Работы филологов ИГН]]
[[Категория:Работы филологов ИГН]]

Текущая версия от 09:55, 6 декабря 2025

Автор Алина Борискина

Вводное тестирование доступно по ссылке Эволюция российского театра в призме русской литературы

Спектакль «Тихий Дон» М.А. Шолохова в постановке режиссера Геннадия Шапошникова Ростовского Академического театра драмы (РАТД)

Говорят, что все виды искусств связаны между собой - а связь театра и литературы самое живое тому подтверждение. Этот курс - исследование того, как русская литература формировала язык, эстетику и смыслы национального театра.

Курс для тех, кто хочет расширить свой кругозор, качественно подготовиться к будущей филологической деятельности и… разобраться во всех тонкостях фразы “театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло”. Важно: данный курс рассчитан на специальную аудиторию: школьники старших классов, планирующие поступать на филологические специальности, люди, интересующиеся филологией и искусством и имеющие твёрдые базовые знания по литературе.

Аннотация курса

О курсе

На этом онлайн-курсе мы:

  • Пройдем пусть сквозь века: от строгости классицизма до экспериментов современного театра
  • Увидим связь великой драматургии и режиссерских открытий
  • Узнаем, почему русский театр уникален и прекрасен.

Адресат: учащиеся 10-11 классов; люди, сведущие в сфере литературы, интересующиеся театром, желающие углубить свои знания.

Длительность: около 17-ти занятий

Цель онлайн-курса: развитие и повышение читательской культуры; обучение более глубинному анализу и пониманию текстов с точки зрения театрального искусства.

Задачи онлайн-курса

  • Систематизировать знания по анализу драмы
  • Научиться анализировать и “правильно” смотреть театральные постановки
  • Актуализировать свои знания по литературе и найти им практическое применение

Содержание онлайн-курса

Здесь можно ознакомиться со структурой курса и с его содержанием

Модуль 1. От слова к кулисам

Что такое русский театр? Как он появился и откуда? Причём здесь литература? Это - отправная точка нашего приключения. Мы установим правила анализа драматического произведения, определим, почему именно литература стала стержнем русского театра, и составим карту нашего предстоящего путешествия.

Модуль 2. Зарождение национального театра

Всё началось в XVIII веке. Мы наглядно рассмотрим этот период, чтобы увидеть истоки. Как же из европейского классицизма появился русский театр с самобытным характером? Именно здесь "говорящие" фамилии начинают обличать общественные пороки со сцены. Нам предстоит разобраться, как комедия из развлечения превратилась в социальную сатиру и стала отражением общественного самопознания, а также вспомним ключевые имена эпохи.

Модуль 3. Золотой век режиссуры

А дальше - больше: вместе с золотым веком литературы настает и золотой век режиссуры - XIX век. Модуль состоит из двух частей: "тёмное царство" Островского и подтекст Чехова и "рождение" профессии режиссера в ответ на сложную литературу. Появление двух разных методов - психологический реализм МХАТА и метафорический театр В. Э. Мейерхольда порождает главный спорт театра XX века. Научиться видеть в драме потенциал сценического решения - вот задача этого модуля.

Модуль 4. Современный театр - какой он?

Студенческий театр МАРХИ на премьере пьесы "Утиная Охота" по пьесе А. Вампилова

Этот модуль посвящён истории того, как театр периода СССР стал современным театром. Теперь это - территория скрытых смыслов и образов Г. А. Товстоногова и А. В. Эфроса. Закончим же мы наше путешествие в XXI веке, где режиссер окончательно стал соавтором классики, а новая драма научилась говорить языком жеста. В заключении вас ждёт итоговый тест по всему пройденному курсу.