Нескучный абсурд: Даниил Хармс на уроке литературы: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
 
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника)
Строка 12: Строка 12:
Курс «Нескучный абсурд» — это мост. Мост между «падающими старухами» 1930-х и обвалом новостей в ленте сегодня. Между «Елизаветой Бам» и ощущением несправедливого обвинения в мире, который часто отказывается слушать. Мы докажем, что Хармс — не странный эпизод из учебника, а самый что ни на есть современный собеседник, чей голос звучит громко и четко в цифровом хаосе нашего времени.
Курс «Нескучный абсурд» — это мост. Мост между «падающими старухами» 1930-х и обвалом новостей в ленте сегодня. Между «Елизаветой Бам» и ощущением несправедливого обвинения в мире, который часто отказывается слушать. Мы докажем, что Хармс — не странный эпизод из учебника, а самый что ни на есть современный собеседник, чей голос звучит громко и четко в цифровом хаосе нашего времени.


Если вы хотите ознакомиться со структурой курса, вы можете изучить [https://miro.com/app/board/uXjVJ-dXf_s=/?share_link_id=951387610854 Ментальную карту курса]
Пройти [https://docs.google.com/forms/d/1Gp0XMWEQDNoUuAPu16lJgiybF6Mmblj8oo4lJ0BcIOQ/ вводное тестирование] бесплатно.
====Модуль 1: Мир ломается у нас в глазах: кто такой ОБЭРИУ?====
====Модуль 1: Мир ломается у нас в глазах: кто такой ОБЭРИУ?====
Погрузимся в эпоху, где рушились старые формы и рождалось новое искусство, чтобы понять, из какого хаоса выросли тексты Хармса.
Погрузимся в эпоху, где рушились старые формы и рождалось новое искусство, чтобы понять, из какого хаоса выросли тексты Хармса.
Строка 18: Строка 21:
=====Раздел 1.2. Что такое ОБЭРИУ?=====
=====Раздел 1.2. Что такое ОБЭРИУ?=====
Расшифруем загадочную аббревиатуру и узнаем, как группа «чинарей» пыталась объединить поэзию, логику и быт в новом искусстве.
Расшифруем загадочную аббревиатуру и узнаем, как группа «чинарей» пыталась объединить поэзию, логику и быт в новом искусстве.
Ознакомиться с историей ОБЭРИУ и биографией Даниила Хармса вы можете в нашем чат-боте: [https://t.me/HarmsBot/ ХармсБот]
=====Раздел 1.3. Знакомство с ключевыми фигурами=====
=====Раздел 1.3. Знакомство с ключевыми фигурами=====
Познакомимся с соратниками Хармса — Николаем Олейниковым, Александром Введенским и другими гениями обэриутского круга.
Познакомимся с соратниками Хармса — Николаем Олейниковым, Александром Введенским и другими гениями обэриутского круга.
Для изучения библиографии Даниила Хармса ознакомьтесь с [https://time.graphics/line/1012563 Лентой времени]. С ее помощью вы сможете узнать когда были написаны рассказы российского абсурдиста. В ленту времени не входят стихи, написанные Даниилом Хармсом.


====Модуль 2: Азбука абсурда: как читать тексты Хармса?====
====Модуль 2: Азбука абсурда: как читать тексты Хармса?====
Переведем хаотичные на первый взгляд тексты Хармса с языка абсурда на язык смыслов, раскрыв его главные творческие приемы.
Переведем хаотичные на первый взгляд тексты Хармса с языка абсурда на язык смыслов, раскрыв его главные творческие приемы.
[[Файл:Облако слов "Старуха".png|300px|thumb|left|Облако слов по повести "Старуха" Даниила Хармса]]
=====Раздел 2.1. Анализ ключевых произведений=====
=====Раздел 2.1. Анализ ключевых произведений=====
Разберем «Елизавету Бам», «Старуху» и другие тексты, чтобы найти в них скрытую логику и вечные вопросы.
Разберем «Елизавету Бам», «Старуху» и другие тексты, чтобы найти в них скрытую логику и вечные вопросы.
Строка 31: Строка 40:


====Модуль 3: Творческий практикум====
====Модуль 3: Творческий практикум====
 
Превратим теорию в практику и создадим собственные произведения в духе обэриутов, используя окружающий нас цифровой абсурд.
=====Раздел 3.1. От анализа — к созданию=====
=====Раздел 3.1. От анализа — к созданию=====
 
Используем приемы Хармса как инструкцию для написания собственных абсурдных текстов на материале современности.
=====Раздел 3.2. Создание коллажа или комикса=====
=====Раздел 3.2. Создание коллажа или комикса=====
 
Визуализируем хармсовский мир, собрав его из обрывков мемов, новостей и повседневных впечатлений в формате коллажа или комикса.
=====Раздел 3.3. Видение абсурда в повседневной жизни=====
=====Раздел 3.3. Видение абсурда в повседневной жизни=====
Научимся находить «хармсовские» ситуации вокруг нас: в ленте соцсетей, рекламе и бытовых диалогах, чтобы окончательно стереть грань между классикой и современностью.


'''Структура курса'''


[https://miro.com/app/board/uXjVJ-dXf_s=/?share_link_id=951387610854 Ментальная карта]
Пройти [https://docs.google.com/forms/d/1Gp0XMWEQDNoUuAPu16lJgiybF6Mmblj8oo4lJ0BcIOQ/ вводное тестирование] бесплатно.
[[Категория:Работы филологов ИГН]]
[[Категория:Работы филологов ИГН]]

Текущая версия от 19:19, 18 ноября 2025

Автор Михаил Ефремов

Фото Даниила Хармса

О курсе

Помните тот самый «Очень вкусный пирог», который никто не ел, или внезапно «Падающих старух»? Еще недавно мир Даниила Хармса казался диковинной курьёзностью, литературной шалостью, которую проходят мимо в школьной программе. Но сегодня его абсурд больше не кажется нам странным — он стал точным диагнозом нашей эпохи. Он врывается в ленту соцсетей бессвязными мемами, вирусными челленджами и сюрреалистичными трендами, формируя язык, на котором говорит современный подросток.

Это не случайность, а уникальная педагогическая возможность. Онлайн-курс «Нескучный абсурд: Даниил Хармс на уроке литературы» предлагает не просто «пройти» классика авангарда, а впустить его хаотичную, взрывную энергию в класс. Мы научимся говорить с новым поколением о сложной литературе на их языке, превращая творчество Хармса из объекта для заучивания в живое и захватывающее открытие, в котором они узнают отражение собственного цифрового опыта.

Стихи Хармса — это не рифмованные строчки, а речевые жесты, перформансы. Их сила не в смысле, а в эффекте, который они производят. Анализируя их, мы учимся видеть, как ломаются привычные механизмы нарратива, и как на их обломках рождается новая, тревожная и очень честная поэзия.

Курс «Нескучный абсурд» — это мост. Мост между «падающими старухами» 1930-х и обвалом новостей в ленте сегодня. Между «Елизаветой Бам» и ощущением несправедливого обвинения в мире, который часто отказывается слушать. Мы докажем, что Хармс — не странный эпизод из учебника, а самый что ни на есть современный собеседник, чей голос звучит громко и четко в цифровом хаосе нашего времени.

Если вы хотите ознакомиться со структурой курса, вы можете изучить Ментальную карту курса

Пройти вводное тестирование бесплатно.

Модуль 1: Мир ломается у нас в глазах: кто такой ОБЭРИУ?

Погрузимся в эпоху, где рушились старые формы и рождалось новое искусство, чтобы понять, из какого хаоса выросли тексты Хармса.

Раздел 1.1. Контекст эпохи: 1920-1930-е годы в СССР

Увидим, как исторические потрясения и поиски нового языка в искусстве создали уникальную почву для рождения абсурдизма.

Раздел 1.2. Что такое ОБЭРИУ?

Расшифруем загадочную аббревиатуру и узнаем, как группа «чинарей» пыталась объединить поэзию, логику и быт в новом искусстве.

Ознакомиться с историей ОБЭРИУ и биографией Даниила Хармса вы можете в нашем чат-боте: ХармсБот

Раздел 1.3. Знакомство с ключевыми фигурами

Познакомимся с соратниками Хармса — Николаем Олейниковым, Александром Введенским и другими гениями обэриутского круга.

Для изучения библиографии Даниила Хармса ознакомьтесь с Лентой времени. С ее помощью вы сможете узнать когда были написаны рассказы российского абсурдиста. В ленту времени не входят стихи, написанные Даниилом Хармсом.

Модуль 2: Азбука абсурда: как читать тексты Хармса?

Переведем хаотичные на первый взгляд тексты Хармса с языка абсурда на язык смыслов, раскрыв его главные творческие приемы.

Облако слов по повести "Старуха" Даниила Хармса
Раздел 2.1. Анализ ключевых произведений

Разберем «Елизавету Бам», «Старуху» и другие тексты, чтобы найти в них скрытую логику и вечные вопросы.

Раздел 2.2. Приемы хармсовского абсурда

Научимся видеть за смешным и нелепым конкретные литературные техники: алогизм, зауми, остранение и абсурдные сюжеты.

Раздел 2.3. Игра как творческий метод

Поймем, как Хармс превращал слово в конструктор, а чтение — в увлекательную игру с правилами и их нарушением.

Модуль 3: Творческий практикум

Превратим теорию в практику и создадим собственные произведения в духе обэриутов, используя окружающий нас цифровой абсурд.

Раздел 3.1. От анализа — к созданию

Используем приемы Хармса как инструкцию для написания собственных абсурдных текстов на материале современности.

Раздел 3.2. Создание коллажа или комикса

Визуализируем хармсовский мир, собрав его из обрывков мемов, новостей и повседневных впечатлений в формате коллажа или комикса.

Раздел 3.3. Видение абсурда в повседневной жизни

Научимся находить «хармсовские» ситуации вокруг нас: в ленте соцсетей, рекламе и бытовых диалогах, чтобы окончательно стереть грань между классикой и современностью.