Нескучный абсурд: Даниил Хармс на уроке литературы: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| (не показано 14 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Автор''' [[Участник:Ефремов Михаил|Михаил Ефремов]] | '''Автор''' [[Участник:Ефремов Михаил|Михаил Ефремов]] | ||
[[Файл:Kharms.jpg|400px|thumb|right|[https://cdn.culture.ru/images/2b7eb145-003a-5f21-9201-e4f79f3d960b/c_fill,g_center/kharms-png/ | [[Файл:Kharms.jpg|400px|thumb|right|[https://cdn.culture.ru/images/2b7eb145-003a-5f21-9201-e4f79f3d960b/c_fill,g_center/kharms-png/ Фото Даниила Хармса]]] | ||
'''О курсе''' | '''О курсе''' | ||
| Строка 12: | Строка 12: | ||
Курс «Нескучный абсурд» — это мост. Мост между «падающими старухами» 1930-х и обвалом новостей в ленте сегодня. Между «Елизаветой Бам» и ощущением несправедливого обвинения в мире, который часто отказывается слушать. Мы докажем, что Хармс — не странный эпизод из учебника, а самый что ни на есть современный собеседник, чей голос звучит громко и четко в цифровом хаосе нашего времени. | Курс «Нескучный абсурд» — это мост. Мост между «падающими старухами» 1930-х и обвалом новостей в ленте сегодня. Между «Елизаветой Бам» и ощущением несправедливого обвинения в мире, который часто отказывается слушать. Мы докажем, что Хармс — не странный эпизод из учебника, а самый что ни на есть современный собеседник, чей голос звучит громко и четко в цифровом хаосе нашего времени. | ||
Если вы хотите ознакомиться со структурой курса, вы можете изучить [https://miro.com/app/board/uXjVJ-dXf_s=/?share_link_id=951387610854 Ментальную карту курса] | |||
Пройти [https://docs.google.com/forms/d/1Gp0XMWEQDNoUuAPu16lJgiybF6Mmblj8oo4lJ0BcIOQ/ вводное тестирование] бесплатно. | |||
====Модуль 1: Мир ломается у нас в глазах: кто такой ОБЭРИУ?==== | |||
Погрузимся в эпоху, где рушились старые формы и рождалось новое искусство, чтобы понять, из какого хаоса выросли тексты Хармса. | |||
=====Раздел 1.1. Контекст эпохи: 1920-1930-е годы в СССР===== | |||
Увидим, как исторические потрясения и поиски нового языка в искусстве создали уникальную почву для рождения абсурдизма. | |||
=====Раздел 1.2. Что такое ОБЭРИУ?===== | |||
Расшифруем загадочную аббревиатуру и узнаем, как группа «чинарей» пыталась объединить поэзию, логику и быт в новом искусстве. | |||
Ознакомиться с историей ОБЭРИУ и биографией Даниила Хармса вы можете в нашем чат-боте: [https://t.me/HarmsBot/ ХармсБот] | |||
=====Раздел 1.3. Знакомство с ключевыми фигурами===== | |||
Познакомимся с соратниками Хармса — Николаем Олейниковым, Александром Введенским и другими гениями обэриутского круга. | |||
Для изучения библиографии Даниила Хармса ознакомьтесь с [https://time.graphics/line/1012563 Лентой времени]. С ее помощью вы сможете узнать когда были написаны рассказы российского абсурдиста. В ленту времени не входят стихи, написанные Даниилом Хармсом. | |||
====Модуль 2: Азбука абсурда: как читать тексты Хармса?==== | |||
Переведем хаотичные на первый взгляд тексты Хармса с языка абсурда на язык смыслов, раскрыв его главные творческие приемы. | |||
[[Файл:Облако слов "Старуха".png|300px|thumb|left|Облако слов по повести "Старуха" Даниила Хармса]] | |||
=====Раздел 2.1. Анализ ключевых произведений===== | |||
Разберем «Елизавету Бам», «Старуху» и другие тексты, чтобы найти в них скрытую логику и вечные вопросы. | |||
=====Раздел 2.2. Приемы хармсовского абсурда===== | |||
Научимся видеть за смешным и нелепым конкретные литературные техники: алогизм, зауми, остранение и абсурдные сюжеты. | |||
=====Раздел 2.3. Игра как творческий метод===== | |||
Поймем, как Хармс превращал слово в конструктор, а чтение — в увлекательную игру с правилами и их нарушением. | |||
====Модуль 3: Творческий практикум==== | |||
Превратим теорию в практику и создадим собственные произведения в духе обэриутов, используя окружающий нас цифровой абсурд. | |||
=====Раздел 3.1. От анализа — к созданию===== | |||
Используем приемы Хармса как инструкцию для написания собственных абсурдных текстов на материале современности. | |||
=====Раздел 3.2. Создание коллажа или комикса===== | |||
Визуализируем хармсовский мир, собрав его из обрывков мемов, новостей и повседневных впечатлений в формате коллажа или комикса. | |||
=====Раздел 3.3. Видение абсурда в повседневной жизни===== | |||
Научимся находить «хармсовские» ситуации вокруг нас: в ленте соцсетей, рекламе и бытовых диалогах, чтобы окончательно стереть грань между классикой и современностью. | |||
[[Категория:Работы филологов ИГН]] | [[Категория:Работы филологов ИГН]] | ||
Текущая версия от 19:19, 18 ноября 2025
Автор Михаил Ефремов

О курсе
Помните тот самый «Очень вкусный пирог», который никто не ел, или внезапно «Падающих старух»? Еще недавно мир Даниила Хармса казался диковинной курьёзностью, литературной шалостью, которую проходят мимо в школьной программе. Но сегодня его абсурд больше не кажется нам странным — он стал точным диагнозом нашей эпохи. Он врывается в ленту соцсетей бессвязными мемами, вирусными челленджами и сюрреалистичными трендами, формируя язык, на котором говорит современный подросток.
Это не случайность, а уникальная педагогическая возможность. Онлайн-курс «Нескучный абсурд: Даниил Хармс на уроке литературы» предлагает не просто «пройти» классика авангарда, а впустить его хаотичную, взрывную энергию в класс. Мы научимся говорить с новым поколением о сложной литературе на их языке, превращая творчество Хармса из объекта для заучивания в живое и захватывающее открытие, в котором они узнают отражение собственного цифрового опыта.
Стихи Хармса — это не рифмованные строчки, а речевые жесты, перформансы. Их сила не в смысле, а в эффекте, который они производят. Анализируя их, мы учимся видеть, как ломаются привычные механизмы нарратива, и как на их обломках рождается новая, тревожная и очень честная поэзия.
Курс «Нескучный абсурд» — это мост. Мост между «падающими старухами» 1930-х и обвалом новостей в ленте сегодня. Между «Елизаветой Бам» и ощущением несправедливого обвинения в мире, который часто отказывается слушать. Мы докажем, что Хармс — не странный эпизод из учебника, а самый что ни на есть современный собеседник, чей голос звучит громко и четко в цифровом хаосе нашего времени.
Если вы хотите ознакомиться со структурой курса, вы можете изучить Ментальную карту курса
Пройти вводное тестирование бесплатно.
Модуль 1: Мир ломается у нас в глазах: кто такой ОБЭРИУ?
Погрузимся в эпоху, где рушились старые формы и рождалось новое искусство, чтобы понять, из какого хаоса выросли тексты Хармса.
Раздел 1.1. Контекст эпохи: 1920-1930-е годы в СССР
Увидим, как исторические потрясения и поиски нового языка в искусстве создали уникальную почву для рождения абсурдизма.
Раздел 1.2. Что такое ОБЭРИУ?
Расшифруем загадочную аббревиатуру и узнаем, как группа «чинарей» пыталась объединить поэзию, логику и быт в новом искусстве.
Ознакомиться с историей ОБЭРИУ и биографией Даниила Хармса вы можете в нашем чат-боте: ХармсБот
Раздел 1.3. Знакомство с ключевыми фигурами
Познакомимся с соратниками Хармса — Николаем Олейниковым, Александром Введенским и другими гениями обэриутского круга.
Для изучения библиографии Даниила Хармса ознакомьтесь с Лентой времени. С ее помощью вы сможете узнать когда были написаны рассказы российского абсурдиста. В ленту времени не входят стихи, написанные Даниилом Хармсом.
Модуль 2: Азбука абсурда: как читать тексты Хармса?
Переведем хаотичные на первый взгляд тексты Хармса с языка абсурда на язык смыслов, раскрыв его главные творческие приемы.

Раздел 2.1. Анализ ключевых произведений
Разберем «Елизавету Бам», «Старуху» и другие тексты, чтобы найти в них скрытую логику и вечные вопросы.
Раздел 2.2. Приемы хармсовского абсурда
Научимся видеть за смешным и нелепым конкретные литературные техники: алогизм, зауми, остранение и абсурдные сюжеты.
Раздел 2.3. Игра как творческий метод
Поймем, как Хармс превращал слово в конструктор, а чтение — в увлекательную игру с правилами и их нарушением.
Модуль 3: Творческий практикум
Превратим теорию в практику и создадим собственные произведения в духе обэриутов, используя окружающий нас цифровой абсурд.
Раздел 3.1. От анализа — к созданию
Используем приемы Хармса как инструкцию для написания собственных абсурдных текстов на материале современности.
Раздел 3.2. Создание коллажа или комикса
Визуализируем хармсовский мир, собрав его из обрывков мемов, новостей и повседневных впечатлений в формате коллажа или комикса.
Раздел 3.3. Видение абсурда в повседневной жизни
Научимся находить «хармсовские» ситуации вокруг нас: в ленте соцсетей, рекламе и бытовых диалогах, чтобы окончательно стереть грань между классикой и современностью.
