Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показано 37 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
Ключевые слова:
# [[Медитация]]
# [[Стресс]] 
# [[Эмоция]]
== Глава 1 ==
== Глава 1 ==
#
Тезиси к обзорной статье по теории:
# [[]]
"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"
# [[]]  
 
#
АННОТАЦИЯ
#
 
Актуальность.
Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации.
 
Цель.
Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий.
 
Данные и методы.
Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз [[PubMed]], [[Google Scholar]], Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям:
– язык осознанности и руководимых медитаций;
– вербальные суггестии и релаксационные протоколы;
– психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи;
– руководимая визуализация в психотерапии и медицине.
 
Результаты и обсуждение.
На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации:
 
– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции);
 
– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.);
 
– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов);
 
– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности).
 
Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций».
Научная новизна и практическая значимость.
Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет:
 
1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи;
 
2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации;
 
3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний.
 
На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований.
 
Ключевые слова:
Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.


== Материалы и методы  ==
== Материалы и методы  ==
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
=== Процесс ===
=== Процесс ===


[[Файл:Psy meth.png|600px]]
[[Файл:Meditation.png|800px]]


== Исследование  ==
== Исследование  ==
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
[[Файл:|600px]]
 
[[Файл:|600px]]
 
== Прототип модели ==
 
<netlogo model="DawkinsWeasel" />


== Результаты ==
== Результаты ==
[[Медитация]]


{| class="wikitable"


== Обсуждение ==
== Обсуждение ==
----
[[Категория:Психо-лингвистическое исследование]]

Текущая версия от 19:24, 24 декабря 2025

Ключевые слова:

  1. Медитация
  2. Стресс
  3. Эмоция


Глава 1

Тезиси к обзорной статье по теории:

"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"

АННОТАЦИЯ

Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации. ​

Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий. ​

Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; ​ – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; ​ – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; ​ – руководимая визуализация в психотерапии и медицине. ​

Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации:

– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции);

– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); ​

– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); ​

– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). ​

Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». ​ Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет:

1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи;

2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации;

3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний.

На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований. ​

Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.

Материалы и методы

Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.

Процесс

Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens


Прототип модели

Результаты

Медитация



Обсуждение