Soft skills (тренд): различия между версиями
Yarmakhov (обсуждение | вклад) Новая страница: «{{Trend |Description=Soft skills, или мягкие навыки - это способности обучающегося к творчеству, эффективной коммуникации, критическому мышлению и совместной деятельности. }}» |
Alishari (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показаны 54 промежуточные версии 4 участников) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Trend | {{Trend | ||
|Description=Soft skills, или мягкие навыки | |Description=Soft skills, или мягкие навыки – это способности обучающегося к творчеству, эффективной коммуникации, критическому мышлению и совместной деятельности. | ||
Термин Soft Skills («гибкие» или «мягкие» навыки) – один из трендов в современном образовании. | |||
Свою историю термин берет из военного дела. В 1959 году армия США начала подготовку солдат по новой системе, в ходе которой исследователи выяснили, что для человека важны не только его профессиональные умения, но и личные качества, которые не поддаются плановым тренировкам. Так военных стали подразделять на «hard skills» – людей, работающих преимущественно с техникой, и «soft skills» – тех, кто умел взаимодействовать с командой, проявлять лидерство и принимать решения в стрессовой ситуации. | |||
Настоящий прорыв в популяризации концепции совершил доктор Пол Грин из НАСА. В 1972 году он опубликовал отчёт по заказу агентства, которому требовалось определить, какие навыки критически важны для высокопрофессиональных инженеров и учёных в космических программах. Исследование выявило парадокс: успех проекта на 85% зависит от личных качеств сотрудников (умения общаться, работать в команде, творчески решать проблемы) и лишь на 15% – от их технических знаний. Этот вывод стал сенсационным и начал проникать в иные сферы деятельности. | |||
В 1980-1990 г soft skills становится модным бизнес-трендом. Крупные компании (например, IBM, Motorola) начали внедрять внутренние тренинги по коммуникациям, тайм-менеджменту и лидерству. | |||
Использование термина soft skills в системе образования получает свое распространение в мире с 2000-х годов. Работодатели по всему миру начали массово жаловаться на разрыв навыков: выпускники приходили с дипломами, но не могли работать в команде, мыслить критически и брать на себя ответственность. С внедрением цифровых технологий и автоматизацией стало очевидно, что рутинные технические операции (hard skills) легче автоматизировать. А «человеческие» навыки soft skills оказались ключом к будущей устойчивости на рынке труда. | |||
Основные технологии тренда soft skills: работа в командах, модель обучения через деятельность, проектная и исследовательская деятельность, социальные практики, внедрение элементов SEL (Social-Emotional Learning – социально-эмоциональное обучение), создание междисциплинарных проектов, case-study, стартап-студий, развитие студенческого самоуправления, курсов по эмоциональному интеллекту и критическому мышлению, активное использование геймификации, симуляций, образовательных игр и обратной связи 360°, где оценивается не только результат, но и процесс взаимодействия. | |||
Таким образом, тренд Soft Skills – это история осознания того, что техническая компетентность необходима, но недостаточна для успеха в сложном, взаимосвязанном мире. | |||
|Trend_type=Устойчивый | |||
|launch year=1960 | |||
|Понятие=Case Study, SEL (social-emotional learning), Эмоциональный интеллект, Психология | |||
|Ed_Techno=Технологии групповой деятельности, Проектное обучение, Технология проведения дискуссий | |||
}} | |||
{{#mermaid: | |||
graph LR | |||
root((Soft skills)) | |||
root --> Понятия | |||
Понятия --> Case_Study | |||
Понятия --> SEL | |||
Понятия --> Эмоциональный_интеллект | |||
Понятия --> Психология | |||
root --> Технологии | |||
Технологии --> Технологии_групповой_деятельности | |||
Технологии --> Технология_проведения_дискуссий | |||
Технологии --> Miro | |||
Технологии --> Trello | |||
Технологии --> Canva | |||
root --> Применение | |||
Применение --> Образование | |||
Применение --> Конфликтология | |||
Применение --> Работа_в_команде | |||
Применение --> Управление_временем | |||
root --> Оценка | |||
Оценка --> Наблюдение | |||
Оценка --> Самооценка | |||
Оценка --> Портфолио_навыков | |||
Оценка --> Поведенческие_индикаторы | |||
root --> Игры | |||
Игры --> Тимбилдинг | |||
Игры --> Чимборасо | |||
Игры --> Ролевые_игры | |||
Игры --> Деловые_игры | |||
Case_Study --> Soft_skills_в_конфликтных_ситауциях | |||
Case_Study --> Урок_SEL_с_ИИ-помощником | |||
Case_Study --> Цифровые_инструменты_в_обучении_Soft_Skills | |||
Психология --> Мотивация | |||
Психология --> Личностные_типы | |||
Психология --> Поведенческие_реакции | |||
%% Ссылки | |||
linkStyle 3 stroke:#00f,stroke-width:2px; | |||
click SEL href "https://digida.mgpu.ru/index.php/SEL_(social-emotional_learning)" | |||
linkStyle 3 stroke:#00f,stroke-width:2px; | |||
click Case_Study href "https://digida.mgpu.ru/index.php/Case_Study" | |||
}} | }} | ||
Текущая версия от 12:02, 6 декабря 2025
| Описание тренда | Soft skills, или мягкие навыки – это способности обучающегося к творчеству, эффективной коммуникации, критическому мышлению и совместной деятельности.
Термин Soft Skills («гибкие» или «мягкие» навыки) – один из трендов в современном образовании. Свою историю термин берет из военного дела. В 1959 году армия США начала подготовку солдат по новой системе, в ходе которой исследователи выяснили, что для человека важны не только его профессиональные умения, но и личные качества, которые не поддаются плановым тренировкам. Так военных стали подразделять на «hard skills» – людей, работающих преимущественно с техникой, и «soft skills» – тех, кто умел взаимодействовать с командой, проявлять лидерство и принимать решения в стрессовой ситуации. Настоящий прорыв в популяризации концепции совершил доктор Пол Грин из НАСА. В 1972 году он опубликовал отчёт по заказу агентства, которому требовалось определить, какие навыки критически важны для высокопрофессиональных инженеров и учёных в космических программах. Исследование выявило парадокс: успех проекта на 85% зависит от личных качеств сотрудников (умения общаться, работать в команде, творчески решать проблемы) и лишь на 15% – от их технических знаний. Этот вывод стал сенсационным и начал проникать в иные сферы деятельности. В 1980-1990 г soft skills становится модным бизнес-трендом. Крупные компании (например, IBM, Motorola) начали внедрять внутренние тренинги по коммуникациям, тайм-менеджменту и лидерству. Использование термина soft skills в системе образования получает свое распространение в мире с 2000-х годов. Работодатели по всему миру начали массово жаловаться на разрыв навыков: выпускники приходили с дипломами, но не могли работать в команде, мыслить критически и брать на себя ответственность. С внедрением цифровых технологий и автоматизацией стало очевидно, что рутинные технические операции (hard skills) легче автоматизировать. А «человеческие» навыки soft skills оказались ключом к будущей устойчивости на рынке труда. Основные технологии тренда soft skills: работа в командах, модель обучения через деятельность, проектная и исследовательская деятельность, социальные практики, внедрение элементов SEL (Social-Emotional Learning – социально-эмоциональное обучение), создание междисциплинарных проектов, case-study, стартап-студий, развитие студенческого самоуправления, курсов по эмоциональному интеллекту и критическому мышлению, активное использование геймификации, симуляций, образовательных игр и обратной связи 360°, где оценивается не только результат, но и процесс взаимодействия. Таким образом, тренд Soft Skills – это история осознания того, что техническая компетентность необходима, но недостаточна для успеха в сложном, взаимосвязанном мире. |
|---|---|
| Тип тренда | Устойчивый |
| Год начала тренда | 1960 |
| Понятия, связанные с трендом | Case Study, SEL (social-emotional learning), Эмоциональный интеллект, Психология |
| Технологии, соответствующие тренду | Технологии групповой деятельности, Проектное обучение, Технология проведения дискуссий |
