Заглавная страница: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Метка: отменено
Нет описания правки
 
(не показана 71 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
__NOTOC__
__NOTOC__
; Темы недели
; Темы недели
* '''[[Day of Science 26 04 2025‎‎|Объединение обучающих средств, языков программирования и возможностей генеративного искусственного интеллекта на поле вычислительной дидактики]'''
: '''[[Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом]]''' - Москва, 23.12.2025
* '''[[Среды блочного программирования для вычислительной географии]]''' - 26 апреля 2024
: [[Сетевые сообщества (социо-технические и социо-семантические сети)]] - Москва, 14.10.2025
* [[Проект «Мастерская знаний» Института ИИ МГУ]] - 10 апреля 2024
: [[Систематизация образовательных практик взаимодействия людей и генеративных ИИ-агентов]] - Красноярск, 23.09.2025
* '''[[AI content generation 27032024|Как меняются миры вик и черепах под воздействием генеративного искусственного интеллекта]]''' - 27 марта 2024
* [[Data in Education Seminar/28 02 2024|Цифровые решения в точных и естественных науках]] - 28 февраля 2024
* [[Data in Education Seminar|Семинары МГПУ о данных в образовании]]
* [[Simulation models on the field of computational didactics|Воздействие имитационных моделей на поле вычислительной дидактики]]
* '''[[Путь черепахи: эволюция LOGO-подобных языков|Путь черепахи: эволюция Logo-подобных языков]]'''
* [[Development of computational thinking based on collective interaction in MediaWiki and multi-agent approach‎‎]]


== Учебные курсы ==
== Учебные курсы осень 2025 ==
* '''[[Разработка мобильных приложений (syllabus)|Разработка мобильных приложений]]''' для [[:Категория:АДЭУ-211|АДЭУ-211]]
* '''[[Тенденции развития международного образования 2025|Тенденции развития международного образования]]''' для '''[[:Категория:СЦТО-241м|СЦТО-241м]]'''
*  '''[[Программирование (математики и физики)|Программирование]]''' для  [[:Категория:МФ-201|МФ-201]]
* '''[[Информационно-коммуникативные технологии в научной деятельности (syllabus) 2025|Информационно-коммуникативные технологии в научной деятельности]]''' для [[:Категория:ППРК-241|ППРК-241]]
* '''[[Построение сетевых сообществ]]''' - Программа учебного курса для '''[[:Category:Ioe_2024|Ioe_2024]]'''
* '''[[Технологии и инструменты цифрового образования (syllabus) 2025| Технологии и инструменты цифрового образования]]''' [[:Категория:ППРК-241|ППРК-241]]
* '''[[Методы информационного анализа текста (syllabus) 2025|Методы информационного анализа текста]]''' [[:Категория:ППРК-241|ППРК-241]]
 
* '''[[Социально-экономическая статистика и эконометрика (syllabus)|Социально-экономическая статистика и эконометрика]]''' - '''[[:Категория:АБП-231|АБП-231]]'''
 
* '''[[Информационные системы (Syllabus) 2025|Информационные системы]]'''  '''[[:Категория:ИНФ-241|ИНФ-241]]'''
* [[Основы компьютерного моделирования (Syllabus) 2025|Основы компьютерного моделирования]] '''[[:Категория:ИНФА-241|ИНФА-241]]'''
* '''[[Методы анализа больших данных (Syllabus) 2025|Методы анализа больших данных]]''' '''[[:Категория:ИНФА-221|ИНФА-221]]'''
* [[Облачные технологии (Syllabus) 2025|Облачные технологии]] '''[[:Категория:УСИВО-251|УСИВО-251]]'''
 
== Учебные курсы осень 2024 - весна 2025 ==
* '''Как работает [[ABM Constructor|конструктор использования многоагентого моделирования]]''' на примере подготовки курса [[Многоагентное моделирование в изучении группового поведения (Syllabus)|Многоагентное моделирование в изучении группового поведения]]
[[Программирование (математики и физики)|Программирование]] для  [[:Категория:МФ-211|МФ-211]] и [[:Категория:МФ-201|МФ-201]]
*  '''[[Информационные системы (Syllabus)|Информационные системы]]''' и '''[[Основы компьютерного моделирования (Syllabus)|Компьютерное моделирование]]''' для '''[[:Категория:ИНДОР-231|ИНДОР-231]]'''
* '''[[Анализ_и_интерпретация_данных_(syllabus)|Анализ и интерпретация данных в образовании]]'''  для '''[[:Категория:УСО-241]]''' 
* [[Разработка мобильных приложений (syllabus)|Разработка мобильных приложений]] для [[:Категория:АДЭУ-221|АДЭУ-221]] и [[:Категория:АДЭУ-211|АДЭУ-211]] (архив)
* '''[[Построение сетевых сообществ]]''' - Программа учебного курса для '''[[:Category:Ioe_2025|Ioe_2025]]''' и [[:Category:Ioe_2024|Ioe_2024]]
**  '''[[Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных]]''' - краткое содержание курса в виде мастер-класса
**  '''[[Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных]]''' - краткое содержание курса в виде мастер-класса
* [[Программирование на языках высокого уровня]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
* [[Программирование на языках высокого уровня]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
*  [[Cloud technologies (syllabus)|Облачные технологии]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
*  [[Cloud technologies (syllabus)|Облачные технологии]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
* '''[[Визуализация данных в образовании (Syllabus)|Визуализация данных в образовании]]''' для '''[[:Категория:УСО-231м|УСО-231м]]'''
*  '''[[Программирование на языках высокого уровня|Программирование на языках высокого уровня]]''' для '''[[:Категория:ИВО-241м|ИВО-241м]]'''


== Cовместная работа со знаниями в образовании ==
== Cовместная работа со знаниями в образовании ==
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:  
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:  
* [[:Категория:Competence|компетенции]] ({{#ask: [[Категория:Competence]] | format = count }});
* '''[[:Категория:Понятие|понятия]]'''  ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }})  [[Генеративный искусственный интеллект]], [[Активное эссе]] и др. ;  
* '''[[:Категория:Понятие|понятия]]'''  ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }})  [[Генеративный искусственный интеллект]], [[Активное эссе]] и др. ;  
* [[:Category:Book|книги]]  ({{#ask: [[Category:Book]] | format = count}});
*  '''[[:Категория:Model|модели]]'''  ( {{#ask: [[Category:Model]] | format = count }} );
* '''[[:Категория:Язык программирования|языки программирования]]''' ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }}) [[Lisp]], [[Scheme]], [[Scratch]], [[Snap!]] и др.;  
* '''[[:Категория:Язык программирования|языки программирования]]''' ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }}) [[Lisp]], [[Scheme]], [[Scratch]], [[Snap!]] и др.;  
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];
* '''[[:Category:Diagrams|схемы и диаграммы]]'''  ( {{#ask: [[Category:Diagrams]] | format = count }}) [[Taxonomic sandbox]], [[Языки (диаграмма класса)]];  
* '''[[:Category:Diagrams|схемы и диаграммы]]'''  ( {{#ask: [[Category:Diagrams]] | format = count }}) [[Taxonomic sandbox]], [[Языки (диаграмма класса)]];  
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];  
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];  
Строка 30: Строка 46:
* [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]] ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count}});  
* [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]] ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count}});  
* [[:Категория:HowTo|паттерны]] ({{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }});  
* [[:Категория:HowTo|паттерны]] ({{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }});  
* [[:Категория:Competence|компетенции]] ({{#ask: [[Категория:Competence]] | format = count }});
* [[:Category:Person|писатели]]  ({{#ask: [[Category:Person]] | format = count}});  
* [[:Category:Person|писатели]]  ({{#ask: [[Category:Person]] | format = count}});  
* [[:Category:Book|книги]]  ({{#ask: [[Category:Book]] | format = count}});
* '''[[:Category:Scripting Tutorials|руководства - рецепты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Scripting Tutorials]] | format = count }});  
* '''[[:Category:Scripting Tutorials|руководства - рецепты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Scripting Tutorials]] | format = count }});  
* [[:Category:Событие|события]]  ( {{#ask: [[Category:Событие]] | format = count }})
* [[:Category:Событие|события]]  ( {{#ask: [[Category:Событие]] | format = count }})
*  '''[[:Категория:Model|модели]]'''  ( {{#ask: [[Category:Model]] | format = count }} );
* [[Служебная:Список_участников|участники]] из [[:Category:UserMGPU|МГПУ]], [[:Category:UserHSE|ВШЭ]], [[:Category:СамГМУ|Самарского ГМУ]].
* [[Служебная:Список_участников|участники]] из [[:Category:UserMGPU|МГПУ]], [[:Category:UserHSE|ВШЭ]], [[:Category:СамГМУ|Самарского ГМУ]].


Строка 57: Строка 70:


Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
{{#ask:
{{#ask:
[[Category:Язык программирования]] OR [[Category:DEG]] OR [[Category:Person]]  
[[Category:Язык программирования]] OR [[Category:DEG]] OR [[Category:Person]]  
Строка 84: Строка 99:


Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено [[лямбда-исчисление]] <syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> на [[Python]] или понятие [[Объект первого класса]] на  [[Nim]]. Встраивать фрагменты визуального кода для [[Scratch]] и [[Snap!]] строчками текста, которые преобразуются на лету: <sb version="2.0">(((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)</sb> Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении [[клон]]ов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта [[Scratch]], где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы  <br clear=all />
Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено [[лямбда-исчисление]] <syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> на [[Python]] или понятие [[Объект первого класса]] на  [[Nim]]. Встраивать фрагменты визуального кода для [[Scratch]] и [[Snap!]] строчками текста, которые преобразуются на лету: <sb version="2.0">(((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)</sb> Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении [[клон]]ов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта [[Scratch]], где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы  <br clear=all />
<scratch project="211029567 />
<scratch project="211029567 />
а потом показать как сходный проект может быть реализован в [[Snap!]], когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в [[StarLogo Nova]] или в [[NetLogo]]<br clear=all />
а потом показать как сходный проект может быть реализован в [[Snap!]], когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в [[StarLogo Nova]] или в [[NetLogo]]<br clear=all />



Текущая версия от 16:50, 23 декабря 2025

Темы недели
Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом - Москва, 23.12.2025
Сетевые сообщества (социо-технические и социо-семантические сети) - Москва, 14.10.2025
Систематизация образовательных практик взаимодействия людей и генеративных ИИ-агентов - Красноярск, 23.09.2025

Учебные курсы осень 2025

Учебные курсы осень 2024 - весна 2025

Cовместная работа со знаниями в образовании

Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:

Семинары о данных в образовании

Возможности поля

На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем свойства по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,

Данные о географическом положении объектов

Если статей из категории Объект культуры указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:

Идёт загрузка карты…

Данные о времени создания объектов

Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать


Данные о предметной области

Если для статей из категории понятие указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".

Формулы, визуальный код и выполняемые проекты

[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]

Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено лямбда-исчисление lambda x: x * 2 на Python или понятие Объект первого класса на Nim. Встраивать фрагменты визуального кода для Scratch и Snap! строчками текста, которые преобразуются на лету: (((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring) Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении клонов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта Scratch, где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы

а потом показать как сходный проект может быть реализован в Snap!, когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в StarLogo Nova или в NetLogo

Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.


И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.

[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]