Искусство чтения: как понимать классическую литературу: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 45 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Автор курса:''' [[Участник:Семенова Вероника|Семенова Вероника]], студентка магистратуры ИГН МГПУ по программе "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство".
'''Автор курса ''' [[Участник:Семенова Вероника|Семенова Вероника]], студентка магистратуры ИГН МГПУ по программе "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство".  


===Аннотация===
<h2>О курсе</h2>


Вы погрузитесь в анализ сюжета, персонажей, исторического контекста и философских идей романа Л. Н. Толстого "Война и мир", а также разберёте его экранные адаптации (от советского фильма до современных сериалов). Курс поможет Вам развить навыки критического мышления и умение видеть связь между книгой и экранизацией. Курс ориентирован на старших школьников, а также на тех, кто желает углубить свои знания по произведению "Война и мир". Изучение материала составит 5-7 недель (по 2-3 часа в неделю). Структура курса отражена в [https://miro.com/app/board/uXjVJCINJug=/ ментальной карте].
Для многих <span style="color:#006400>'''чтение — это тяжкий труд'''</span>. Страницы сливаются в море скучного текста, внимание уплывает после первого абзаца, а книга, недружелюбная и сложная, отправляется на дальнюю полку. Особенно когда речь идет о классике, которую «нужно» прочесть. Но что, если <span style="color:#006400>'''это можно изменить'''</span>? Перестать "бороться" с текстом, а <span style="color:#006400>'''начать сотрудничать'''</span> с ним? Этот онлайн-курс предлагает Вам изменить подход к знакомству с творчеством писателей. Здесь не заставляют читать ради "галочки", а помогают исследовать, слушать и с интересом погружаться в мир произведения.


[[Файл:Lev Tolstoy.jpg|220px|thumb|right|[https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/20213 Портрет писателя Л.Н. Толстого (И. Е. Репин)]]]
'''Вы научитесь:'''
*<span style="color:#006400>'''Понимать скрытые смыслы:'''</span> точно определять, какие личные и общественные проблемы своего времени авторы зашифровали в тексте
*<span style="color:#006400>'''Видеть структуру:'''</span> различать опорные точки сюжета и скрытые нити, связывающие героев в единое смысловое полотно.
*<span style="color:#006400>'''Читать медленно и вдумчиво:'''</span> получать наслаждение от самого процесса, а не от галочки «прочитано».


===Введение===
'''Курс подойдёт:''' <span style="color:#006400>'''взрослым'''</span>, которые хотят «восполнить пробелы в образовании»; <span style="color:#006400>'''старшим школьникам и студентам-гуманитариям'''</span>; всем, <span style="color:#006400>'''кто начинал «Войну и мир»'''</span> несколько раз, но всё равно <span style="color:#006400>'''бросал'''</span>.


Перед началом курса пройдите [https://t.me/online_lliterature_bot?start=209957 вводное тестирование] и ознакомьтесь с [https://docs.google.com/presentation/d/1MKr_47uzLzALfY_WobWIKKmgD-Ol1tGTYDLhN0B2RCM/edit?slide=id.p#slide=id.p вводной презентацией] (перефразировать).
'''Продолжительность курса''' — 3-4 недели (по 1 часу в неделю). Более детально обозначено в [https://miro.com/app/board/uXjVJCINJug=/ ментальной карте].


===Модуль 1: Исторический и биографический контекст произведения===
'''Перед началом онлайн-курса рекомендуется:'''


Роман "Война и мир" охватывает период Отечественной войны 1812 года, когда французская армия Наполеона вторглась в Россию. Лев Николаевич Толстой мастерски описывает не только крупные сражения, как Аустерлиц и Бородинская битва, но и повседневную жизнь русского общества того времени — от дворянских салонов Москвы и Петербурга до полей сражений.  
*Посмотреть [https://drive.google.com/file/d/1kJLKpObEETstlAwVyaeISvXAKVTslS1h/view?usp=drive_link приветственное видео]
*Пройти [https://t.me/online_lliterature_bot?start=209957 входное тестирование]
*Ознакомиться с [https://docs.google.com/presentation/d/1rrazUIbWlxA1pamIRug0enVrKZR1iC1L5ggc1Ph_jLE/edit?usp=drive_link вводной презентацией]


(+тест)
<h2>Модуль 1. Подготовка к чтению: исследуем автора</h2>


===Модуль 2: Характеристика главных героев===
''За каждой книгой скрывается её автор, знания о котором помогут ярче раскрыть произведение.''


Роман "Война и мир" эпическое произведение, охватывающее жизнь русской аристократии на фоне Отечественной войны 1812 года. Главные герои воплощают различные аспекты человеческой природы, философии и исторических событий.
Текст это не просто набор слов, а отпечаток личности своего создателя. Чтобы понять произведение, необходимо увидеть за ним автора с его уникальным жизненным опытом, философскими взглядами и исторической эпохой.


Ключевые персонажи модуля:
В этом модуле Вы исследуете, как биография писателя, ключевые события его жизни, а также культурные и общественные настроения эпохи формируют сюжеты, персонажей и сам стиль письма. Это позволит Вам еще до начала чтения подготовиться к понимаю скрытых мотивов и главных посланий, заложенных в тексте.


*Пьер Безухов (ссылка на презентацию с ним) — искатель истины.
Материалы модуля изложены в [https://drive.google.com/file/d/1-L44uXo4hoozUm3iShwI35CyMEwctNmv/view?usp=drive_link видео-лекции], а также продублированы в [https://docs.google.com/document/d/1G_Tip1Q8-0L2JXUqN25uEa-Qmi5Bic2-/edit?usp=drive_link&ouid=101796495374411768013&rtpof=true&sd=true текстовом формате] для Вашего удобства. После изучения информации выполните [https://docs.google.com/document/d/15CfPdnOwtxrHCU77b92Z0roNon9twnKm/edit?usp=drive_link&ouid=101796495374411768013&rtpof=true&sd=true задание №1].  


*Андрей Болконский (ссылка на презентацию с ним) — идеалист.
<h2>Модуль 2. Диалог с текстом: задаём вопросы и ищем ответы</h2>


*Наташа Ростова (ссылка на презентацию с ней) символ женской силы и семейного счастья.
''Мы подготовили почву, теперь сажаем семена начинаем читать. Но читаем не пассивно, а как исследователи, вооруженные знанием об авторе.''


(+тест)
Текст — это собеседник, ждущий ваших вопросов. Обладая знанием об авторе, Вы вступаете с произведением в осмысленный диалог. Вы научитесь читать активно: не просто следить за сюжетом, а ставить вопросы к каждой главе, реплике героя, неожиданной детали. Почему герой поступает именно так? О чём молчит автор, и что стоит за этим молчанием? Этот модуль — практика вдумчивого чтения, где ваша главная цель — превратить пассивное восприятие в увлекательный квест по поиску смыслов.


===Модуль 3: Важные темы произведения===
Материалы модуля изложены в [https://docs.google.com/presentation/d/13tBr0vz2LWhUZkOKLRmS4x9ugokTz1UM5nwvMXCBya0/edit?usp=drive_link презентации]. С ними можно более подробно ознакомиться в [https://docs.google.com/document/d/1on4UlDicphNnfc4Zs83ELqFsQNC66fkk/edit?usp=drive_link&ouid=101796495374411768013&rtpof=true&sd=true текстовом формате]. После изучения информации пройдите небольшой [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdCTUDnt3u_JSQOhotTodhJtrPNIAroY5pv_DUd1_HKJ-pgNw/viewform?usp=header тест].


Произведение наполнено философскими, историческими и нравственными темами, которые делают «Войну и мир» не только величайшим литературным произведением, но и масштабным исследованием человеческой природы.
<h2>Модуль 3. Понимание смысла: делаем выводы</h2>


Ключевые вопросы:
''Мы собрали данные об авторе и детально проанализировали текст. Теперь нужно соединить это воедино и сделать личный вывод.''


*Война и мир. +ссылка на каждую тему в виде текстовой лекции/презентации
Когда вопросы заданы и ответы найдены, наступает время собрать мозаику воедино. Вы научитесь синтезировать знания: как факты биографии и дух эпохи, изученные вами, претворились в конкретные сюжетные линии и характеры? Вы соедините контекст и текст, чтобы сформулировать ключевую идею произведения — своими словами. А затем выйдете за пределы анализа, чтобы найти личный резонанс: что эта книга говорит именно вам? Как она отзывается в вашем опыте?


*История и частная жизнь.
Материалы изложены в [https://drive.google.com/file/d/1LtxOHIrDWmFQhvX2kTHHSwTS4nZjlYB9/view?usp=drive_link видео-лекции]. Изучите информацию, выполните [https://forms.gle/vhSdoqLVpBUdfQnU7 итоговое тестирование].


*Идеал семьи.
<h2>Список литературы</h2>


*Нравственный выбор.
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.


(+тест)
2. Введение в литературоведение: учебник для вузов / Л. В. Чернец; под ред. Л. В. Чернец. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 720 с.


===Модуль 4: Экранные адаптации===
3. Гинзбург Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Советский писатель, 1979. – 224 с.


Что происходит, когда гениальная литература встречается с великим кинематографом?
4. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. — 17-е изд., стер. / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2023. - 248 с.


Вы посмотрите:
5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 285 с.
 
*Советский эпический размах (Сергей Бондарчук, 1966-67) — как снимали кино, не уступающее книге по масштабу.
 
*Британскую психологическую драму (сериал BBC, 2016) — что осталось за кадром и почему этот взгляд вызвал столько споров.
 
(+ссылки на фрагменты)
 
===Модуль 5: Сравнение киноадаптаций с романом===
 
(Сравнение идет с предыдущими модулями: персонажи в фильме и романе, их схожесть и различие; поднятые и раскрытые темы как в произведении, так и в фильме)
 
+ итоговое тестирование


[[Категория:Работы филологов ИГН]]
[[Категория:Работы филологов ИГН]]

Текущая версия от 18:57, 16 декабря 2025

Автор курса — Семенова Вероника, студентка магистратуры ИГН МГПУ по программе "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство".

О курсе

Для многих чтение — это тяжкий труд. Страницы сливаются в море скучного текста, внимание уплывает после первого абзаца, а книга, недружелюбная и сложная, отправляется на дальнюю полку. Особенно когда речь идет о классике, которую «нужно» прочесть. Но что, если это можно изменить? Перестать "бороться" с текстом, а начать сотрудничать с ним? Этот онлайн-курс предлагает Вам изменить подход к знакомству с творчеством писателей. Здесь не заставляют читать ради "галочки", а помогают исследовать, слушать и с интересом погружаться в мир произведения.

Вы научитесь:

  • Понимать скрытые смыслы: точно определять, какие личные и общественные проблемы своего времени авторы зашифровали в тексте
  • Видеть структуру: различать опорные точки сюжета и скрытые нити, связывающие героев в единое смысловое полотно.
  • Читать медленно и вдумчиво: получать наслаждение от самого процесса, а не от галочки «прочитано».

Курс подойдёт: взрослым, которые хотят «восполнить пробелы в образовании»; старшим школьникам и студентам-гуманитариям; всем, кто начинал «Войну и мир» несколько раз, но всё равно бросал.

Продолжительность курса — 3-4 недели (по 1 часу в неделю). Более детально обозначено в ментальной карте.

Перед началом онлайн-курса рекомендуется:

Модуль 1. Подготовка к чтению: исследуем автора

За каждой книгой скрывается её автор, знания о котором помогут ярче раскрыть произведение.

Текст — это не просто набор слов, а отпечаток личности своего создателя. Чтобы понять произведение, необходимо увидеть за ним автора с его уникальным жизненным опытом, философскими взглядами и исторической эпохой.

В этом модуле Вы исследуете, как биография писателя, ключевые события его жизни, а также культурные и общественные настроения эпохи формируют сюжеты, персонажей и сам стиль письма. Это позволит Вам еще до начала чтения подготовиться к понимаю скрытых мотивов и главных посланий, заложенных в тексте.

Материалы модуля изложены в видео-лекции, а также продублированы в текстовом формате для Вашего удобства. После изучения информации выполните задание №1.

Модуль 2. Диалог с текстом: задаём вопросы и ищем ответы

Мы подготовили почву, теперь сажаем семена — начинаем читать. Но читаем не пассивно, а как исследователи, вооруженные знанием об авторе.

Текст — это собеседник, ждущий ваших вопросов. Обладая знанием об авторе, Вы вступаете с произведением в осмысленный диалог. Вы научитесь читать активно: не просто следить за сюжетом, а ставить вопросы к каждой главе, реплике героя, неожиданной детали. Почему герой поступает именно так? О чём молчит автор, и что стоит за этим молчанием? Этот модуль — практика вдумчивого чтения, где ваша главная цель — превратить пассивное восприятие в увлекательный квест по поиску смыслов.

Материалы модуля изложены в презентации. С ними можно более подробно ознакомиться в текстовом формате. После изучения информации пройдите небольшой тест.

Модуль 3. Понимание смысла: делаем выводы

Мы собрали данные об авторе и детально проанализировали текст. Теперь нужно соединить это воедино и сделать личный вывод.

Когда вопросы заданы и ответы найдены, наступает время собрать мозаику воедино. Вы научитесь синтезировать знания: как факты биографии и дух эпохи, изученные вами, претворились в конкретные сюжетные линии и характеры? Вы соедините контекст и текст, чтобы сформулировать ключевую идею произведения — своими словами. А затем выйдете за пределы анализа, чтобы найти личный резонанс: что эта книга говорит именно вам? Как она отзывается в вашем опыте?

Материалы изложены в видео-лекции. Изучите информацию, выполните итоговое тестирование.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.

2. Введение в литературоведение: учебник для вузов / Л. В. Чернец; под ред. Л. В. Чернец. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 720 с.

3. Гинзбург Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Советский писатель, 1979. – 224 с.

4. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. — 17-е изд., стер. / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2023. - 248 с.

5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 285 с.