Искусство чтения: как понимать классическую литературу: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| (не показано 45 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Автор курса | '''Автор курса —''' [[Участник:Семенова Вероника|Семенова Вероника]], студентка магистратуры ИГН МГПУ по программе "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство". | ||
<h2>О курсе</h2> | |||
Для многих <span style="color:#006400>'''чтение — это тяжкий труд'''</span>. Страницы сливаются в море скучного текста, внимание уплывает после первого абзаца, а книга, недружелюбная и сложная, отправляется на дальнюю полку. Особенно когда речь идет о классике, которую «нужно» прочесть. Но что, если <span style="color:#006400>'''это можно изменить'''</span>? Перестать "бороться" с текстом, а <span style="color:#006400>'''начать сотрудничать'''</span> с ним? Этот онлайн-курс предлагает Вам изменить подход к знакомству с творчеством писателей. Здесь не заставляют читать ради "галочки", а помогают исследовать, слушать и с интересом погружаться в мир произведения. | |||
'''Вы научитесь:''' | |||
*<span style="color:#006400>'''Понимать скрытые смыслы:'''</span> точно определять, какие личные и общественные проблемы своего времени авторы зашифровали в тексте | |||
*<span style="color:#006400>'''Видеть структуру:'''</span> различать опорные точки сюжета и скрытые нити, связывающие героев в единое смысловое полотно. | |||
*<span style="color:#006400>'''Читать медленно и вдумчиво:'''</span> получать наслаждение от самого процесса, а не от галочки «прочитано». | |||
=== | '''Курс подойдёт:''' <span style="color:#006400>'''взрослым'''</span>, которые хотят «восполнить пробелы в образовании»; <span style="color:#006400>'''старшим школьникам и студентам-гуманитариям'''</span>; всем, <span style="color:#006400>'''кто начинал «Войну и мир»'''</span> несколько раз, но всё равно <span style="color:#006400>'''бросал'''</span>. | ||
'''Продолжительность курса''' — 3-4 недели (по 1 часу в неделю). Более детально обозначено в [https://miro.com/app/board/uXjVJCINJug=/ ментальной карте]. | |||
'''Перед началом онлайн-курса рекомендуется:''' | |||
*Посмотреть [https://drive.google.com/file/d/1kJLKpObEETstlAwVyaeISvXAKVTslS1h/view?usp=drive_link приветственное видео] | |||
*Пройти [https://t.me/online_lliterature_bot?start=209957 входное тестирование] | |||
*Ознакомиться с [https://docs.google.com/presentation/d/1rrazUIbWlxA1pamIRug0enVrKZR1iC1L5ggc1Ph_jLE/edit?usp=drive_link вводной презентацией] | |||
<h2>Модуль 1. Подготовка к чтению: исследуем автора</h2> | |||
''За каждой книгой скрывается её автор, знания о котором помогут ярче раскрыть произведение.'' | |||
Текст — это не просто набор слов, а отпечаток личности своего создателя. Чтобы понять произведение, необходимо увидеть за ним автора с его уникальным жизненным опытом, философскими взглядами и исторической эпохой. | |||
В этом модуле Вы исследуете, как биография писателя, ключевые события его жизни, а также культурные и общественные настроения эпохи формируют сюжеты, персонажей и сам стиль письма. Это позволит Вам еще до начала чтения подготовиться к понимаю скрытых мотивов и главных посланий, заложенных в тексте. | |||
Материалы модуля изложены в [https://drive.google.com/file/d/1-L44uXo4hoozUm3iShwI35CyMEwctNmv/view?usp=drive_link видео-лекции], а также продублированы в [https://docs.google.com/document/d/1G_Tip1Q8-0L2JXUqN25uEa-Qmi5Bic2-/edit?usp=drive_link&ouid=101796495374411768013&rtpof=true&sd=true текстовом формате] для Вашего удобства. После изучения информации выполните [https://docs.google.com/document/d/15CfPdnOwtxrHCU77b92Z0roNon9twnKm/edit?usp=drive_link&ouid=101796495374411768013&rtpof=true&sd=true задание №1]. | |||
<h2>Модуль 2. Диалог с текстом: задаём вопросы и ищем ответы</h2> | |||
''Мы подготовили почву, теперь сажаем семена — начинаем читать. Но читаем не пассивно, а как исследователи, вооруженные знанием об авторе.'' | |||
Текст — это собеседник, ждущий ваших вопросов. Обладая знанием об авторе, Вы вступаете с произведением в осмысленный диалог. Вы научитесь читать активно: не просто следить за сюжетом, а ставить вопросы к каждой главе, реплике героя, неожиданной детали. Почему герой поступает именно так? О чём молчит автор, и что стоит за этим молчанием? Этот модуль — практика вдумчивого чтения, где ваша главная цель — превратить пассивное восприятие в увлекательный квест по поиску смыслов. | |||
=== | Материалы модуля изложены в [https://docs.google.com/presentation/d/13tBr0vz2LWhUZkOKLRmS4x9ugokTz1UM5nwvMXCBya0/edit?usp=drive_link презентации]. С ними можно более подробно ознакомиться в [https://docs.google.com/document/d/1on4UlDicphNnfc4Zs83ELqFsQNC66fkk/edit?usp=drive_link&ouid=101796495374411768013&rtpof=true&sd=true текстовом формате]. После изучения информации пройдите небольшой [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdCTUDnt3u_JSQOhotTodhJtrPNIAroY5pv_DUd1_HKJ-pgNw/viewform?usp=header тест]. | ||
<h2>Модуль 3. Понимание смысла: делаем выводы</h2> | |||
''Мы собрали данные об авторе и детально проанализировали текст. Теперь нужно соединить это воедино и сделать личный вывод.'' | |||
Когда вопросы заданы и ответы найдены, наступает время собрать мозаику воедино. Вы научитесь синтезировать знания: как факты биографии и дух эпохи, изученные вами, претворились в конкретные сюжетные линии и характеры? Вы соедините контекст и текст, чтобы сформулировать ключевую идею произведения — своими словами. А затем выйдете за пределы анализа, чтобы найти личный резонанс: что эта книга говорит именно вам? Как она отзывается в вашем опыте? | |||
Материалы изложены в [https://drive.google.com/file/d/1LtxOHIrDWmFQhvX2kTHHSwTS4nZjlYB9/view?usp=drive_link видео-лекции]. Изучите информацию, выполните [https://forms.gle/vhSdoqLVpBUdfQnU7 итоговое тестирование]. | |||
<h2>Список литературы</h2> | |||
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с. | |||
2. Введение в литературоведение: учебник для вузов / Л. В. Чернец; под ред. Л. В. Чернец. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 720 с. | |||
3. Гинзбург Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Советский писатель, 1979. – 224 с. | |||
4. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. — 17-е изд., стер. / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2023. - 248 с. | |||
5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 285 с. | |||
[[Категория:Работы филологов ИГН]] | [[Категория:Работы филологов ИГН]] | ||
Текущая версия от 18:57, 16 декабря 2025
Автор курса — Семенова Вероника, студентка магистратуры ИГН МГПУ по программе "Литературный процесс и цифровое образовательное пространство".
О курсе
Для многих чтение — это тяжкий труд. Страницы сливаются в море скучного текста, внимание уплывает после первого абзаца, а книга, недружелюбная и сложная, отправляется на дальнюю полку. Особенно когда речь идет о классике, которую «нужно» прочесть. Но что, если это можно изменить? Перестать "бороться" с текстом, а начать сотрудничать с ним? Этот онлайн-курс предлагает Вам изменить подход к знакомству с творчеством писателей. Здесь не заставляют читать ради "галочки", а помогают исследовать, слушать и с интересом погружаться в мир произведения.
Вы научитесь:
- Понимать скрытые смыслы: точно определять, какие личные и общественные проблемы своего времени авторы зашифровали в тексте
- Видеть структуру: различать опорные точки сюжета и скрытые нити, связывающие героев в единое смысловое полотно.
- Читать медленно и вдумчиво: получать наслаждение от самого процесса, а не от галочки «прочитано».
Курс подойдёт: взрослым, которые хотят «восполнить пробелы в образовании»; старшим школьникам и студентам-гуманитариям; всем, кто начинал «Войну и мир» несколько раз, но всё равно бросал.
Продолжительность курса — 3-4 недели (по 1 часу в неделю). Более детально обозначено в ментальной карте.
Перед началом онлайн-курса рекомендуется:
- Посмотреть приветственное видео
- Пройти входное тестирование
- Ознакомиться с вводной презентацией
Модуль 1. Подготовка к чтению: исследуем автора
За каждой книгой скрывается её автор, знания о котором помогут ярче раскрыть произведение.
Текст — это не просто набор слов, а отпечаток личности своего создателя. Чтобы понять произведение, необходимо увидеть за ним автора с его уникальным жизненным опытом, философскими взглядами и исторической эпохой.
В этом модуле Вы исследуете, как биография писателя, ключевые события его жизни, а также культурные и общественные настроения эпохи формируют сюжеты, персонажей и сам стиль письма. Это позволит Вам еще до начала чтения подготовиться к понимаю скрытых мотивов и главных посланий, заложенных в тексте.
Материалы модуля изложены в видео-лекции, а также продублированы в текстовом формате для Вашего удобства. После изучения информации выполните задание №1.
Модуль 2. Диалог с текстом: задаём вопросы и ищем ответы
Мы подготовили почву, теперь сажаем семена — начинаем читать. Но читаем не пассивно, а как исследователи, вооруженные знанием об авторе.
Текст — это собеседник, ждущий ваших вопросов. Обладая знанием об авторе, Вы вступаете с произведением в осмысленный диалог. Вы научитесь читать активно: не просто следить за сюжетом, а ставить вопросы к каждой главе, реплике героя, неожиданной детали. Почему герой поступает именно так? О чём молчит автор, и что стоит за этим молчанием? Этот модуль — практика вдумчивого чтения, где ваша главная цель — превратить пассивное восприятие в увлекательный квест по поиску смыслов.
Материалы модуля изложены в презентации. С ними можно более подробно ознакомиться в текстовом формате. После изучения информации пройдите небольшой тест.
Модуль 3. Понимание смысла: делаем выводы
Мы собрали данные об авторе и детально проанализировали текст. Теперь нужно соединить это воедино и сделать личный вывод.
Когда вопросы заданы и ответы найдены, наступает время собрать мозаику воедино. Вы научитесь синтезировать знания: как факты биографии и дух эпохи, изученные вами, претворились в конкретные сюжетные линии и характеры? Вы соедините контекст и текст, чтобы сформулировать ключевую идею произведения — своими словами. А затем выйдете за пределы анализа, чтобы найти личный резонанс: что эта книга говорит именно вам? Как она отзывается в вашем опыте?
Материалы изложены в видео-лекции. Изучите информацию, выполните итоговое тестирование.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
2. Введение в литературоведение: учебник для вузов / Л. В. Чернец; под ред. Л. В. Чернец. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 720 с.
3. Гинзбург Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Советский писатель, 1979. – 224 с.
4. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. — 17-е изд., стер. / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2023. - 248 с.
5. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 285 с.
