Психология и философия в "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 28 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Достоевский.JPG|350px|thumb|right|[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова]]]
Автор онлайн-курса: [[Участник:Анна Кирпичинина|Анна Кирпичинина]]
Автор онлайн-курса: [[Участник:Анна Кирпичинина|Анна Кирпичинина]]


Строка 9: Строка 10:
  '''Адресат:''' учащиеся 9-11 классов, студенты-филологи и философы, желающие углубить понимание творчества Достоевского; педагоги-словесники, ищущие новые материалы и подходы для своих уроков и лекций, психологи
  '''Адресат:''' учащиеся 9-11 классов, студенты-филологи и философы, желающие углубить понимание творчества Достоевского; педагоги-словесники, ищущие новые материалы и подходы для своих уроков и лекций, психологи
  '''Продолжительность:''' 3 месяца
  '''Продолжительность:''' 3 месяца
[[Файл:форма.png|900px|thumb|center|]]
[[Файл:задачи.png|900px|thumb|center|]]


Рекомендую начать знакомство с курсом с [https://prezi.com/view/eE8oaxjr1BebY22mwRzA/?referral_token=j2crDSlnB3FN '''вводной презентации''']
Рекомендую начать знакомство с курсом с [https://prezi.com/view/eE8oaxjr1BebY22mwRzA/?referral_token=j2crDSlnB3FN '''вводной презентации''']


[[Файл:Достоевский.JPG|300px|thumb|right|[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова]]]
[[Файл: структура.png|600px|thumb|right|]]


'''Структура курса:'''
'''Структура курса:'''
Строка 27: Строка 25:


[https://docs.google.com/document/d/1PMtB-bPNIiHWqoSIYOwT1rx1BRJdJeedaSmUqdoRTJ0/edit?tab=t.0 Лекция 1.1 Теория Раскольникова — анатомия философского преступления]
[https://docs.google.com/document/d/1PMtB-bPNIiHWqoSIYOwT1rx1BRJdJeedaSmUqdoRTJ0/edit?tab=t.0 Лекция 1.1 Теория Раскольникова — анатомия философского преступления]
'''Цель лекции''': Детально и многослойно проанализировать, как личная философская теория не просто объясняет мир, но становится инструментом самообмана, постепенно подчиняя и разрушая личность её создателя. Раскрыть логическую и нравственную архитектуру идеи «двух разрядов людей» как опасной утопии, ведущей к духовному тупику.


  [https://learningapps.org/43611592 Задание 1] '''после лекции 1.1'''
  [https://learningapps.org/43611592 Задание 1] '''после лекции 1.1'''
Строка 33: Строка 33:


[https://docs.google.com/document/d/13DY-Z7S9WFzTxOfCKyD6SCiPys1whH8ReMjEsVQ2voY/edit?tab=t.0 Лекция 1.2 Философские прототипы теории — диалог с эпохой]
[https://docs.google.com/document/d/13DY-Z7S9WFzTxOfCKyD6SCiPys1whH8ReMjEsVQ2voY/edit?tab=t.0 Лекция 1.2 Философские прототипы теории — диалог с эпохой]
'''Цель лекции''': Глубоко исследовать, как идеи Раскольникова не являются оригинальным открытием, а становятся болезненным сплавом заимствованных концепций, утративших свой контекст и смысл. Проследить, как философские теории, превращаясь в оружие для оправдания преступления, демонстрируют опасность отрыва интеллектуальных конструкций от живой человеческой реальности и морали.


  [https://learningapps.org/watch?v=pcggo552a25 Задание 1] '''после лекции 1.2'''
  [https://learningapps.org/watch?v=pcggo552a25 Задание 1] '''после лекции 1.2'''
Строка 39: Строка 41:


[https://docs.google.com/document/d/1R-KLnjp4p4xlImXFulvqJsEPsHRX_mU_JPYY2AoQH8I/edit?tab=t.0#heading=h.t6deon9nnzf9 Лекция 1.3 Психология «больной идеи» — от теории к одержимости]
[https://docs.google.com/document/d/1R-KLnjp4p4xlImXFulvqJsEPsHRX_mU_JPYY2AoQH8I/edit?tab=t.0#heading=h.t6deon9nnzf9 Лекция 1.3 Психология «больной идеи» — от теории к одержимости]
'''Цель лекции''': Детально и системно изучить, как абстрактная идея трансформируется в психическую патологию, захватывая все уровни личности — от сознательного мышления до бессознательных физиологических реакций. Понять механизмы работы «больной идеи», проявляющейся не как простое заблуждение, а как тотальное состояние, ведущее к дезинтеграции воли, эмоций и телесного бытия героя.


  [https://learningapps.org/watch?v=pfo67abkt25 Задание 1] '''после лекции 1.3'''
  [https://learningapps.org/watch?v=pfo67abkt25 Задание 1] '''после лекции 1.3'''
Строка 48: Строка 52:


Модуль погружает в психологию главного героя, где совесть становится главным наказанием. Через анализ двойников раскрываются разные пути реализации теории Раскольникова. Исследуются универсальные механизмы работы вины и раскаяния в человеческой психике.
Модуль погружает в психологию главного героя, где совесть становится главным наказанием. Через анализ двойников раскрываются разные пути реализации теории Раскольникова. Исследуются универсальные механизмы работы вины и раскаяния в человеческой психике.
Для <span style="color:#006400>'''ознакомления с модулем'''</span> рекомендуется посмотреть [https://prezi.com/view/fncGywFZmQEsMqTg0I3z/ обзорную презентацию]
[https://docs.google.com/document/d/1v18KUTzrd8maRiodh9yuewdfChxUlIu5e740p62okdA/edit?tab=t.0 Глоссарий] поможет понять <span style="color:#006400>'''основную терминологию модуля'''</span> и станет помощником в дальнейшей работе по выполнению тестовых заданий


[https://docs.google.com/document/d/1NbgOJ06TJGqqJ2EdUvZjwL15aUzYBv7lx2N7D-B0lwk/edit?tab=t.0 Лекция 2.1 Теория Раскольникова: Идея и ее Истоки. Социально-философские основы бунта]
[https://docs.google.com/document/d/1NbgOJ06TJGqqJ2EdUvZjwL15aUzYBv7lx2N7D-B0lwk/edit?tab=t.0 Лекция 2.1 Теория Раскольникова: Идея и ее Истоки. Социально-философские основы бунта]
'''Цель лекции''': Глубоко и всесторонне проанализировать внутреннюю логику, философские корни и социальные предпосылки теории Раскольникова, которая является идеологическим стержнем его преступления.


  [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfP1XprJwQF8-qLNlW9bSEAvw0NQsRyZIWzUWRnVUHsBAu_qQ/viewform?usp=publish-editor Задание 1] '''после лекции 2.1'''
  [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfP1XprJwQF8-qLNlW9bSEAvw0NQsRyZIWzUWRnVUHsBAu_qQ/viewform?usp=publish-editor Задание 1] '''после лекции 2.1'''
[https://learningapps.org/watch?v=pf7f8bxga25 Задание 2] '''после лекции 2.1'''
[https://docs.google.com/document/d/1Ch5od05ZBgk0Ezpf0Q-TYcn4TtLZ86RGtmnBDFAEdd4/edit?tab=t.0 Лекция 2.2 Анатомия преступления: распад личности и физиология совести]
'''Цель лекции''': Детально и многослойно проанализировать, как совершенное преступление не просто нарушает закон, но инициирует тотальный процесс саморазрушения личности Раскольникова. Понять механизмы работы совести, проявляющейся не как абстракция, а как конкретные физиологические и психические реакции.
[https://forms.gle/RDDHNWtr6rXBtPzcA Задание 1] '''после лекции 2.2'''
[https://learningapps.org/watch?v=pz704vw5325 Задание 2] '''после лекции 2.2'''
[https://docs.google.com/document/d/1lFnuevk44BmUaSu-k9iWPrntWYGMpneuEOHBNxjWieM/edit?tab=t.0 Лекция 2.3 Путь к искуплению: совесть, любовь и воскрешение личности]


'''Цель лекции''': Проанализировать сложный, нелинейный путь Раскольникова от духовного тупика к возможности воскрешения. Исследовать роли ключевых персонажей (двойников, Сони, Порфирия), понять концепцию искупления через страдание и значение эпилога.


==='''Модуль 3. Путь к воскресению. Философия надежды в романе'''===  
==='''Модуль 3. Путь к воскресению. Философия надежды в романе'''===  

Текущая версия от 01:35, 10 декабря 2025

Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова

Автор онлайн-курса: Анна Кирпичинина

Добро пожаловать на курс, который может изменить ваш взгляд на великий роман Достоевского! Что если «Преступление и наказание» — это не просто классика, а зеркало наших собственных внутренних страхов? Здесь мы будем разгадывать не просто детективную историю, а самую загадочную территорию — человеческую душу. Вы раскроете тайны философских идей, которые управляют поступками героев, и поймете, почему совесть оказалась страшнее тюрьмы. Готовы ли вы пройти этот путь от мрачных теорий до света искупления вместе с Раскольниковым? Начните это путешествие — и классика заговорит с вами на языке вашей жизни. Курс поможет вам не просто прочитать, а прожить этот роман, разгадав его главную тайну: можно ли «переступить» моральный закон и остаться человеком?

Перед прохождением курса необходимо заполнить гугл-форму, которая поможет провести аудит знаний по данной теме.

О курсе

Адресат: учащиеся 9-11 классов, студенты-филологи и философы, желающие углубить понимание творчества Достоевского; педагоги-словесники, ищущие новые материалы и подходы для своих уроков и лекций, психологи
Продолжительность: 3 месяца

Рекомендую начать знакомство с курсом с вводной презентации

Структура курса:

Аннотация

Курс предлагает системный анализ философских и психологических аспектов романа Достоевского. Первый модуль прослеживает генезис и превращение идеи в разрушительную силу, исследуя философские источники теории Раскольникова. Второй модуль посвящен глубинной психологии персонажей, где совесть становится центральным механизмом нравственного наказания. Третий модуль раскрывает философию искупления через анализ евангельских мотивов и символики. Особое внимание уделяется механизмам работы вины, феномену двойничества и трансформации личности через страдание. Курс завершается интерпретацией финала как начала пути к экзистенциальному преображению.

Модуль 1. Идея как болезнь. Философские истоки преступления

Модуль исследует превращение философской теории в разрушительную силу. Анализируются истоки идеи Раскольникова в европейской философии и механизмы самооправдания. Рассматривается роль Петербурга как соучастника преступления и проводятся параллели с современными идеологиями.

Лекция 1.1 Теория Раскольникова — анатомия философского преступления

Цель лекции: Детально и многослойно проанализировать, как личная философская теория не просто объясняет мир, но становится инструментом самообмана, постепенно подчиняя и разрушая личность её создателя. Раскрыть логическую и нравственную архитектуру идеи «двух разрядов людей» как опасной утопии, ведущей к духовному тупику.

Задание 1 после лекции 1.1
Задание 2 после лекции 1.1
Задание 3 после лекции 1.1

Лекция 1.2 Философские прототипы теории — диалог с эпохой

Цель лекции: Глубоко исследовать, как идеи Раскольникова не являются оригинальным открытием, а становятся болезненным сплавом заимствованных концепций, утративших свой контекст и смысл. Проследить, как философские теории, превращаясь в оружие для оправдания преступления, демонстрируют опасность отрыва интеллектуальных конструкций от живой человеческой реальности и морали.

Задание 1 после лекции 1.2
Задание 2 после лекции 1.2
Задание 3 после лекции 1.2

Лекция 1.3 Психология «больной идеи» — от теории к одержимости

Цель лекции: Детально и системно изучить, как абстрактная идея трансформируется в психическую патологию, захватывая все уровни личности — от сознательного мышления до бессознательных физиологических реакций. Понять механизмы работы «больной идеи», проявляющейся не как простое заблуждение, а как тотальное состояние, ведущее к дезинтеграции воли, эмоций и телесного бытия героя.

Задание 1 после лекции 1.3
Задание 2 после лекции 1.3

По завершении Модуля 1 каждому студенту следует пройти итоговый контроль знаний для получения результатов обучения и выстраивания дальнейшей работы

Модуль 2. Анатомия совести. Психология преступления и наказания

Модуль погружает в психологию главного героя, где совесть становится главным наказанием. Через анализ двойников раскрываются разные пути реализации теории Раскольникова. Исследуются универсальные механизмы работы вины и раскаяния в человеческой психике.

Для ознакомления с модулем рекомендуется посмотреть обзорную презентацию

Глоссарий поможет понять основную терминологию модуля и станет помощником в дальнейшей работе по выполнению тестовых заданий

Лекция 2.1 Теория Раскольникова: Идея и ее Истоки. Социально-философские основы бунта

Цель лекции: Глубоко и всесторонне проанализировать внутреннюю логику, философские корни и социальные предпосылки теории Раскольникова, которая является идеологическим стержнем его преступления.

Задание 1 после лекции 2.1
Задание 2 после лекции 2.1

Лекция 2.2 Анатомия преступления: распад личности и физиология совести

Цель лекции: Детально и многослойно проанализировать, как совершенное преступление не просто нарушает закон, но инициирует тотальный процесс саморазрушения личности Раскольникова. Понять механизмы работы совести, проявляющейся не как абстракция, а как конкретные физиологические и психические реакции.

Задание 1 после лекции 2.2
Задание 2 после лекции 2.2

Лекция 2.3 Путь к искуплению: совесть, любовь и воскрешение личности

Цель лекции: Проанализировать сложный, нелинейный путь Раскольникова от духовного тупика к возможности воскрешения. Исследовать роли ключевых персонажей (двойников, Сони, Порфирия), понять концепцию искупления через страдание и значение эпилога.

Модуль 3. Путь к воскресению. Философия надежды в романе

Модуль раскрывает философию надежды Достоевского, противопоставленную бунту. Анализируется сила смирения Сони Мармеладовой и символика евангельской притчи о Лазаре. Фокус ставится на интерпретации финала как начала долгого пути к искуплению.

По завершении курса в обязательном порядке пройти итоговое тестирование