Психология и философия в "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
| (не показана 61 промежуточная версия этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Достоевский.JPG|350px|thumb|right|[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова]]] | |||
Автор онлайн-курса: [[Участник:Анна Кирпичинина|Анна Кирпичинина]] | Автор онлайн-курса: [[Участник:Анна Кирпичинина|Анна Кирпичинина]] | ||
| Строка 7: | Строка 8: | ||
'''О курсе''' | '''О курсе''' | ||
'''Адресат:''' учащиеся 9-11 классов, студенты-филологи и философы, желающие углубить понимание творчества Достоевского; педагоги-словесники, ищущие новые материалы и подходы для своих уроков и лекций, психологи | '''Адресат:''' учащиеся 9-11 классов, студенты-филологи и философы, желающие углубить понимание творчества Достоевского; педагоги-словесники, ищущие новые материалы и подходы для своих уроков и лекций, психологи | ||
'''Продолжительность:''' 3 месяца | '''Продолжительность:''' 3 месяца | ||
Рекомендую начать знакомство с курсом с [https://prezi.com/view/eE8oaxjr1BebY22mwRzA/?referral_token=j2crDSlnB3FN '''вводной презентации'''] | Рекомендую начать знакомство с курсом с [https://prezi.com/view/eE8oaxjr1BebY22mwRzA/?referral_token=j2crDSlnB3FN '''вводной презентации'''] | ||
[[Файл: | [[Файл: структура.png|600px|thumb|right|]] | ||
'''Структура курса:''' | '''Структура курса:''' | ||
| Строка 22: | Строка 23: | ||
Модуль исследует превращение философской теории в разрушительную силу. Анализируются истоки идеи Раскольникова в европейской философии и механизмы самооправдания. Рассматривается роль Петербурга как соучастника преступления и проводятся параллели с современными идеологиями. | Модуль исследует превращение философской теории в разрушительную силу. Анализируются истоки идеи Раскольникова в европейской философии и механизмы самооправдания. Рассматривается роль Петербурга как соучастника преступления и проводятся параллели с современными идеологиями. | ||
[https://docs.google.com/document/d/1PMtB-bPNIiHWqoSIYOwT1rx1BRJdJeedaSmUqdoRTJ0/edit?tab=t.0 Лекция 1.1 Теория Раскольникова — анатомия философского преступления] | |||
'''Цель лекции''': Детально и многослойно проанализировать, как личная философская теория не просто объясняет мир, но становится инструментом самообмана, постепенно подчиняя и разрушая личность её создателя. Раскрыть логическую и нравственную архитектуру идеи «двух разрядов людей» как опасной утопии, ведущей к духовному тупику. | |||
[https://learningapps.org/43611592 Задание 1] '''после лекции 1.1''' | |||
[https://learningapps.org/43611927 Задание 2] '''после лекции 1.1''' | |||
[https://learningapps.org/display?v=pqww3tc6325 Задание 3] '''после лекции 1.1''' | |||
[https://docs.google.com/document/d/13DY-Z7S9WFzTxOfCKyD6SCiPys1whH8ReMjEsVQ2voY/edit?tab=t.0 Лекция 1.2 Философские прототипы теории — диалог с эпохой] | |||
'''Цель лекции''': Глубоко исследовать, как идеи Раскольникова не являются оригинальным открытием, а становятся болезненным сплавом заимствованных концепций, утративших свой контекст и смысл. Проследить, как философские теории, превращаясь в оружие для оправдания преступления, демонстрируют опасность отрыва интеллектуальных конструкций от живой человеческой реальности и морали. | |||
[https://learningapps.org/watch?v=pcggo552a25 Задание 1] '''после лекции 1.2''' | |||
[https://learningapps.org/watch?v=p1gms7rck25 Задание 2] '''после лекции 1.2''' | |||
[https://learningapps.org/watch?v=piswfa6yn25 Задание 3] '''после лекции 1.2''' | |||
[https://docs.google.com/document/d/1R-KLnjp4p4xlImXFulvqJsEPsHRX_mU_JPYY2AoQH8I/edit?tab=t.0#heading=h.t6deon9nnzf9 Лекция 1.3 Психология «больной идеи» — от теории к одержимости] | |||
'''Цель лекции''': Детально и системно изучить, как абстрактная идея трансформируется в психическую патологию, захватывая все уровни личности — от сознательного мышления до бессознательных физиологических реакций. Понять механизмы работы «больной идеи», проявляющейся не как простое заблуждение, а как тотальное состояние, ведущее к дезинтеграции воли, эмоций и телесного бытия героя. | |||
[https://learningapps.org/watch?v=pfo67abkt25 Задание 1] '''после лекции 1.3''' | |||
[https://learningapps.org/watch?v=pq4h4k1wj25 Задание 2] '''после лекции 1.3''' | |||
По завершении Модуля 1 каждому студенту следует пройти [https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScRemnRpIzIoYPrRMjnKBnclasAElEHFMZ_rD6sd11lHgxnsA/viewform?usp=publish-editor итоговый контроль знаний] для получения результатов обучения и выстраивания дальнейшей работы | |||
==='''Модуль 2. Анатомия совести. Психология преступления и наказания'''=== | ==='''Модуль 2. Анатомия совести. Психология преступления и наказания'''=== | ||
Модуль погружает в психологию главного героя, где совесть становится главным наказанием. Через анализ двойников раскрываются разные пути реализации теории Раскольникова. Исследуются универсальные механизмы работы вины и раскаяния в человеческой психике. | Модуль погружает в психологию главного героя, где совесть становится главным наказанием. Через анализ двойников раскрываются разные пути реализации теории Раскольникова. Исследуются универсальные механизмы работы вины и раскаяния в человеческой психике. | ||
Для <span style="color:#006400>'''ознакомления с модулем'''</span> рекомендуется посмотреть [https://prezi.com/view/fncGywFZmQEsMqTg0I3z/ обзорную презентацию] | |||
[https://docs.google.com/document/d/1v18KUTzrd8maRiodh9yuewdfChxUlIu5e740p62okdA/edit?tab=t.0 Глоссарий] поможет понять <span style="color:#006400>'''основную терминологию модуля'''</span> и станет помощником в дальнейшей работе по выполнению тестовых заданий | |||
[https://docs.google.com/document/d/1NbgOJ06TJGqqJ2EdUvZjwL15aUzYBv7lx2N7D-B0lwk/edit?tab=t.0 Лекция 2.1 Теория Раскольникова: Идея и ее Истоки. Социально-философские основы бунта] | |||
'''Цель лекции''': Глубоко и всесторонне проанализировать внутреннюю логику, философские корни и социальные предпосылки теории Раскольникова, которая является идеологическим стержнем его преступления. | |||
[https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfP1XprJwQF8-qLNlW9bSEAvw0NQsRyZIWzUWRnVUHsBAu_qQ/viewform?usp=publish-editor Задание 1] '''после лекции 2.1''' | |||
[https://learningapps.org/watch?v=pf7f8bxga25 Задание 2] '''после лекции 2.1''' | |||
[https://docs.google.com/document/d/1Ch5od05ZBgk0Ezpf0Q-TYcn4TtLZ86RGtmnBDFAEdd4/edit?tab=t.0 Лекция 2.2 Анатомия преступления: распад личности и физиология совести] | |||
'''Цель лекции''': Детально и многослойно проанализировать, как совершенное преступление не просто нарушает закон, но инициирует тотальный процесс саморазрушения личности Раскольникова. Понять механизмы работы совести, проявляющейся не как абстракция, а как конкретные физиологические и психические реакции. | |||
[https://forms.gle/RDDHNWtr6rXBtPzcA Задание 1] '''после лекции 2.2''' | |||
[https://learningapps.org/watch?v=pz704vw5325 Задание 2] '''после лекции 2.2''' | |||
[https://docs.google.com/document/d/1lFnuevk44BmUaSu-k9iWPrntWYGMpneuEOHBNxjWieM/edit?tab=t.0 Лекция 2.3 Путь к искуплению: совесть, любовь и воскрешение личности] | |||
'''Цель лекции''': Проанализировать сложный, нелинейный путь Раскольникова от духовного тупика к возможности воскрешения. Исследовать роли ключевых персонажей (двойников, Сони, Порфирия), понять концепцию искупления через страдание и значение эпилога. | |||
==='''Модуль 3. Путь к воскресению. Философия надежды в романе'''=== | ==='''Модуль 3. Путь к воскресению. Философия надежды в романе'''=== | ||
Текущая версия от 01:35, 10 декабря 2025
Автор онлайн-курса: Анна Кирпичинина
Добро пожаловать на курс, который может изменить ваш взгляд на великий роман Достоевского! Что если «Преступление и наказание» — это не просто классика, а зеркало наших собственных внутренних страхов? Здесь мы будем разгадывать не просто детективную историю, а самую загадочную территорию — человеческую душу. Вы раскроете тайны философских идей, которые управляют поступками героев, и поймете, почему совесть оказалась страшнее тюрьмы. Готовы ли вы пройти этот путь от мрачных теорий до света искупления вместе с Раскольниковым? Начните это путешествие — и классика заговорит с вами на языке вашей жизни. Курс поможет вам не просто прочитать, а прожить этот роман, разгадав его главную тайну: можно ли «переступить» моральный закон и остаться человеком?
Перед прохождением курса необходимо заполнить гугл-форму, которая поможет провести аудит знаний по данной теме.
О курсе
Адресат: учащиеся 9-11 классов, студенты-филологи и философы, желающие углубить понимание творчества Достоевского; педагоги-словесники, ищущие новые материалы и подходы для своих уроков и лекций, психологи Продолжительность: 3 месяца
Рекомендую начать знакомство с курсом с вводной презентации

Структура курса:
Аннотация
Курс предлагает системный анализ философских и психологических аспектов романа Достоевского. Первый модуль прослеживает генезис и превращение идеи в разрушительную силу, исследуя философские источники теории Раскольникова. Второй модуль посвящен глубинной психологии персонажей, где совесть становится центральным механизмом нравственного наказания. Третий модуль раскрывает философию искупления через анализ евангельских мотивов и символики. Особое внимание уделяется механизмам работы вины, феномену двойничества и трансформации личности через страдание. Курс завершается интерпретацией финала как начала пути к экзистенциальному преображению.
Модуль 1. Идея как болезнь. Философские истоки преступления
Модуль исследует превращение философской теории в разрушительную силу. Анализируются истоки идеи Раскольникова в европейской философии и механизмы самооправдания. Рассматривается роль Петербурга как соучастника преступления и проводятся параллели с современными идеологиями.
Лекция 1.1 Теория Раскольникова — анатомия философского преступления
Цель лекции: Детально и многослойно проанализировать, как личная философская теория не просто объясняет мир, но становится инструментом самообмана, постепенно подчиняя и разрушая личность её создателя. Раскрыть логическую и нравственную архитектуру идеи «двух разрядов людей» как опасной утопии, ведущей к духовному тупику.
Задание 1 после лекции 1.1 Задание 2 после лекции 1.1 Задание 3 после лекции 1.1
Лекция 1.2 Философские прототипы теории — диалог с эпохой
Цель лекции: Глубоко исследовать, как идеи Раскольникова не являются оригинальным открытием, а становятся болезненным сплавом заимствованных концепций, утративших свой контекст и смысл. Проследить, как философские теории, превращаясь в оружие для оправдания преступления, демонстрируют опасность отрыва интеллектуальных конструкций от живой человеческой реальности и морали.
Задание 1 после лекции 1.2 Задание 2 после лекции 1.2 Задание 3 после лекции 1.2
Лекция 1.3 Психология «больной идеи» — от теории к одержимости
Цель лекции: Детально и системно изучить, как абстрактная идея трансформируется в психическую патологию, захватывая все уровни личности — от сознательного мышления до бессознательных физиологических реакций. Понять механизмы работы «больной идеи», проявляющейся не как простое заблуждение, а как тотальное состояние, ведущее к дезинтеграции воли, эмоций и телесного бытия героя.
Задание 1 после лекции 1.3 Задание 2 после лекции 1.3
По завершении Модуля 1 каждому студенту следует пройти итоговый контроль знаний для получения результатов обучения и выстраивания дальнейшей работы
Модуль 2. Анатомия совести. Психология преступления и наказания
Модуль погружает в психологию главного героя, где совесть становится главным наказанием. Через анализ двойников раскрываются разные пути реализации теории Раскольникова. Исследуются универсальные механизмы работы вины и раскаяния в человеческой психике.
Для ознакомления с модулем рекомендуется посмотреть обзорную презентацию
Глоссарий поможет понять основную терминологию модуля и станет помощником в дальнейшей работе по выполнению тестовых заданий
Лекция 2.1 Теория Раскольникова: Идея и ее Истоки. Социально-философские основы бунта
Цель лекции: Глубоко и всесторонне проанализировать внутреннюю логику, философские корни и социальные предпосылки теории Раскольникова, которая является идеологическим стержнем его преступления.
Задание 1 после лекции 2.1 Задание 2 после лекции 2.1
Лекция 2.2 Анатомия преступления: распад личности и физиология совести
Цель лекции: Детально и многослойно проанализировать, как совершенное преступление не просто нарушает закон, но инициирует тотальный процесс саморазрушения личности Раскольникова. Понять механизмы работы совести, проявляющейся не как абстракция, а как конкретные физиологические и психические реакции.
Задание 1 после лекции 2.2 Задание 2 после лекции 2.2
Лекция 2.3 Путь к искуплению: совесть, любовь и воскрешение личности
Цель лекции: Проанализировать сложный, нелинейный путь Раскольникова от духовного тупика к возможности воскрешения. Исследовать роли ключевых персонажей (двойников, Сони, Порфирия), понять концепцию искупления через страдание и значение эпилога.
Модуль 3. Путь к воскресению. Философия надежды в романе
Модуль раскрывает философию надежды Достоевского, противопоставленную бунту. Анализируется сила смирения Сони Мармеладовой и символика евангельской притчи о Лазаре. Фокус ставится на интерпретации финала как начала долгого пути к искуплению.
По завершении курса в обязательном порядке пройти итоговое тестирование
