Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации

Материал из Поле цифровой дидактики

Ключевые слова:

  1. Медитация
  2. Стресс
  3. Эмоция


Глава 1

Тезиси к обзорной статье по теории:

"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"

АННОТАЦИЯ Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации. ​

Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий. ​

Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; ​ – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; ​ – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; ​ – руководимая визуализация в психотерапии и медицине. ​

Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации: – структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции); – языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); ​ – паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); ​ – дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). ​ Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». ​ Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет: (1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи; (2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации; (3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний. На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований. ​

Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.

Материалы и методы

Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.

Процесс

Caption


















Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens


Прототип модели

Результаты

Медитация



Обсуждение