Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации: различия между версиями
Нет описания правки |
Patarakin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
| (не показано 11 промежуточных версий 1 участника) | |||
| Строка 6: | Строка 6: | ||
== Глава 1 == | == Глава 1 == | ||
Тезиси к обзорной статье по теории: | |||
"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций" | |||
АННОТАЦИЯ | |||
Актуальность. | |||
Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации. | |||
| |||
Цель. | |||
Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий. | |||
| |||
Данные и методы. | |||
Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: | |||
– язык осознанности и руководимых медитаций; | |||
| |||
– вербальные суггестии и релаксационные протоколы; | |||
| |||
– психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; | |||
| |||
– руководимая визуализация в психотерапии и медицине. | |||
| |||
Результаты и обсуждение. | |||
На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации: | |||
– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции); | |||
– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); | |||
| |||
– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); | |||
| |||
– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). | |||
| |||
Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». | |||
| |||
Научная новизна и практическая значимость. | |||
Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет: (1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи; (2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации; (3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний. На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований. | |||
| |||
Ключевые слова: | |||
Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс. | |||
== Материалы и методы == | == Материалы и методы == | ||
| Строка 57: | Строка 97: | ||
== Результаты == | == Результаты == | ||
[[Медитация]] | |||
== Обсуждение == | == Обсуждение == | ||
Версия от 15:10, 24 декабря 2025
Ключевые слова:
Глава 1
Тезиси к обзорной статье по теории:
"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"
АННОТАЦИЯ Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации.
Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий.
Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; – руководимая визуализация в психотерапии и медицине.
Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации: – структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции); – языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); – паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); – дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет: (1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи; (2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации; (3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний. На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований.
Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.
Материалы и методы
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Процесс

Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Прототип модели
Результаты
