Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации: различия между версиями
| Строка 130: | Строка 130: | ||
|- | |- | ||
| (от лат. meditatio — размышление) — англ. meditation; нем. Meditation. | | (от лат. meditatio — размышление) — англ. meditation; нем. Meditation. | ||
1. Умственный процесс, направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М. сопровождается расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности, отрешенностью от внешних объектов. 2. Набор приемов и последовательность ступеней достижения уравновешенности, нирваны. см. ЙОГА. | 1. Умственный процесс, направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М. сопровождается расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности, отрешенностью от внешних объектов. | ||
2. Набор приемов и последовательность ступеней достижения уравновешенности, нирваны. см. ЙОГА. | |||
| Социологический словарь | | Социологический словарь | ||
|- | |- | ||
Версия от 14:30, 24 декабря 2025
Ключевые слова:
Глава 1
Тезиси к обзорной статье по теории:
"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"
АННОТАЦИЯ Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации.
Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий.
Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; – руководимая визуализация в психотерапии и медицине.
Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации: – структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции); – языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); – паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); – дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет: (1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи; (2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации; (3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний. На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований.
Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.
Материалы и методы
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Процесс

Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Прототип модели
Результаты
Обсуждение
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИТАЦИИ | ИСТОЧНИК |
|---|---|
| 1. Приведение психики человека в состояние самоуглубленности и сосредоточенности (сопровождающееся телесной расслабленностью, доходящей до полной прострации), играющее важную роль для обретения познания в некоторых религиозно-философских учениях; отрешенность от окружающего мира.
2. Размышление. |
Толковый словарь Ефремовой |
| (латинское meditatio, от meditor — размышляю, обдумываю)
Умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом, и результатом, и объективной характеристикой М. В психологическом аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний). |
Большая советская энциклопедия |
| (лат. meditation – размышление)
Умственное действие, цель которого – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. |
Словарь по культурологии |
| [лат. meditatio – размышление]
Умственное действие, посредством которого человек приводит себя в состояние углубленной сосредоточенности. |
Большой словарь иностранных слов |
| 1. Состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём-н. одном, отрешённость от всего остального; действие, приводящее в такое состояние (спец.). Погрузиться в медитацию. Заниматься медитацией.
2. Вообще глубокие размышления, сосредоточенность на чём-н. (книжн.) |
Толковый словарь Ожегова |
| (лат. meditatio — размышлять, обдумывать, инд. аналог — дхиана, кит. — цинь лу — «размышление в тиши»)
Форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. Физиологической основой М. является способность коры головного мозга человека под воздействием медитативной тренировки вырабатывать необычные сочетания очагов возбуждения и торможения, продуцировать яркие образы, вызывать посредством внушения материальные сдвиги в организме, оперировать эндорфинами (внутренними наркотиками) и гормонами, вырабатываемыми железами внутренней секреции человека. В религиозной практике М. применяется в контексте мистики с целью духовного лицезрения объектов веры и непосредственного общения с ними. Тем самым обеспечивается стремление всякой религии сделать символы своей веры чувственно воспринимаемыми. В качестве культурного феномена М. могут функционировать также в качестве духовных упражнений, позволяющих усовершенствовать способности человека, выступая в качестве психической первоосновы различных форм физической культуры. |
Новейший философский словарь |
| Умственное действие, направленное на приведение ума и психики человека в состояние сосредоточенности. В психологическом плане медитация подразумевает устранение эмоциональных проявлений и снижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего расслабленности. | Краткий религиозный словарь |
| (от лат. meditatio — размышление) — англ. meditation; нем. Meditation.
1. Умственный процесс, направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М. сопровождается расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности, отрешенностью от внешних объектов. 2. Набор приемов и последовательность ступеней достижения уравновешенности, нирваны. см. ЙОГА. |
Социологический словарь |
