Особенности влияния сгенерированных и авторских медитативных текстов на эмоциональное состояние студентов в стрессовой ситуации: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников)
Строка 6: Строка 6:


== Глава 1 ==
== Глава 1 ==
ропорпроит тм
Тезиси к обзорной статье по теории:
 
  "Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"
== Материалы и методы ==
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
 
=== Процесс ===
 
[[Файл:Meditation.png|1200px|thumb|left|Caption]]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


АННОТАЦИЯ


Актуальность.
Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации.


Цель.
Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий.


Данные и методы.
Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз [[PubMed]], [[Google Scholar]], Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям:
– язык осознанности и руководимых медитаций;
– вербальные суггестии и релаксационные протоколы;
– психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи;
– руководимая визуализация в психотерапии и медицине.


Результаты и обсуждение.
На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации:


– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции);


– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.);


– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов);


– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности).


Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций».
Научная новизна и практическая значимость.
Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет:


1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи;


2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации;


3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний.


На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований.


Ключевые слова:
Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.


== Материалы и методы  ==
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.


=== Процесс ===


[[Файл:Meditation.png|800px]]


== Исследование  ==
== Исследование  ==
Строка 58: Строка 77:


== Результаты ==
== Результаты ==
[[Медитация]]


== Обсуждение ==
== Обсуждение ==

Текущая версия от 19:24, 24 декабря 2025

Ключевые слова:

  1. Медитация
  2. Стресс
  3. Эмоция


Глава 1

Тезиси к обзорной статье по теории:

"Психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций"

АННОТАЦИЯ

Актуальность. Растёт интерес к медитативным и осознанным практикам в образовании и психологической помощи, значительная часть которых реализуется в вербальной форме (аудиоскрипты, подкасты, голосовые ассистенты). При этом психолингвистические и психолого‑педагогические основания конструирования речевых медитаций остаются слабо теоретически описанными; немногочисленные исследования касаются преимущественно языка осознанности, руководимой визуализации, вербальных суггестий и TTS‑голосов для медитации. ​

Цель. Теоретически описать и систематизировать психолого‑педагогические технологии создания речевых медитаций как особого типа суггестивного, обучающего и регулятивного дискурса, опираясь на результаты психолингвистических и психотерапевтических исследований языка медитации, руководимой визуализации и вербальных суггестий. ​

Данные и методы. Обзор и качественный тематический анализ статей, монографий и диссертаций из баз PubMed, Google Scholar, Web of Science, Scopus, Elibrary по ключевым направлениям: – язык осознанности и руководимых медитаций; ​ – вербальные суггестии и релаксационные протоколы; ​ – психолингвистика терапевтического дискурса и внутренней речи; ​ – руководимая визуализация в психотерапии и медицине. ​

Результаты и обсуждение. На стыке указанных направлений выделены ключевые психолого‑педагогические параметры речевой медитации:

– структура сценария (фазы вхождения, стабилизации внимания, углубления, интеграции);

– языковые приёмы (фокус на настоящем моменте, предпочтение процессов над результатами, метафоры движения ума, мягкая модальность, «лингвистическое дистанцирование» и пр.); ​

– паралингвистические характеристики голоса (темп, паузы, мелодика; в т. ч. для TTS‑голосов); ​

– дидактический дизайн (учёт уровня подготовки, когнитивной нагрузки, динамики внимания и медитативности). ​

Обсуждается несогласованность результатов относительно добавочной эффективности вербальных суггестий и недостаточная эмпирическая разработанность лингвистических моделей именно «речевых медитаций». ​ Научная новизна и практическая значимость. Предлагается интегральная модель психолого‑педагогического конструирования речевой медитации как особого формата педагогически опосредованной суггестивной речи. Модель объединяет:

1) психолингвистику терапевтического слушания и внутренней речи;

2) данные о языке осознанности и руководимой визуализации;

3) исследования вербальных суггестий и медитативных состояний.

На этой основе формулируются практические рекомендации по проектированию сценариев, речи и голоса для образовательных и коррекционных речевых медитаций и выделяются направления дальнейших эмпирических исследований. ​

Ключевые слова: Речевая медитация; язык осознанности; руководимая медитация; руководимая визуализация; вербальные суггестии; психолингвистика; внутренняя речь; медитативные состояния; психолого‑педагогические технологии; суггестивный дискурс.

Материалы и методы

Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.

Процесс

Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens


Прототип модели

Результаты

Медитация



Обсуждение