Медиаобразование в школе: от информации к осознанному выбору
Автор Полина Баженова
Курс разработан учителем русского языка и литературы школы №429 Баженовой Полиной Александровной
О курсе
В современном мире информация обрушивается на нас и наших учеников мощным, неструктурированным потоком. Социальные сети, новостные ленты, блоги, мессенджеры — всё это создает сложный медийный ландшафт, в котором детям и подросткам легко заблудиться. Умение критически оценивать информацию, понимать механизмы ее создания и распространения, создавать собственный качественный контент — это не просто «мягкие навыки», а новая грамотность, необходимая для жизни в XXI веке. Перед началом онлайн-курса рекомендуется пройти Вводное тестирование
Целевая аудитория курса:
- учителя общего и среднего образования, работающие в рамках проекта «Медиакласс в московской школе»;
- педагогические специалиста и кураторы проекта;
- методисты и руководители образовательных учреждений, заинтересованные в развитии проекта в рамках учебного процесса;
Длительность 5 недель, общая продолжительность 25 часов в формате онлайн-лекций, практических заданий и самостоятельной работы.
Результаты изучения курса: Участники онлайн курса получат методическую базу и готовые инструменты по развитию медиаобразовательной компетентности учащихся в рамках проекта «Медиакласс в московской школе», а также план действий по интеграции курса в учебную школьную программу.
Знакомство с курсом
Перед началом онлайн-курса рекомендуем ознакомиться с приветственным видео от автора Приветственное видео
Так как курс посвящен теме медиа, то приветствует вас на нашем курсе и цифровой аватар нашего автора Цифровой аватар
Если есть сомнения, рекомендуем ознакомиться с этим видео Дети о медиаобразовании
Модуль 1: введение в медиаобразование и проект «Медиакласс в московской школе»
Основы медиаграмотности: конфиденциальность, фактчекинг, цифровая гигиена и цифровой след
Безопасность и этика в интернете: конфиденциальность, ответственность за контент, цифровое мошенничество
Модуль 4: медиа-практика на уроках

Мы говорим о медиа-практике не как о дополнительной возможности, а как о педагогической необходимости. Мы живем в мире, где информация передаётся через образы, видео, короткие сообщения, а коммуникация строится на визуальных и аудиальных кодах. Наши ученики — носители этой культуры. Поэтому вопрос не в том, стоит ли использовать медиа на уроках, а в том, как сделать это осмысленно и эффективно.
Интерактивность в медиа-практике — это не просто «нажать на кнопку». Это диалог, в котором ученик становится соавтором учебного процесса.
Интерактивные методы — это инструменты для создания ситуаций, где ученик не просто запоминает, а исследует, выбирает, ошибается и корректирует свой путь. Медиа-практика — это не развлечение. Это способ превратить пассивное потребление информации в активное создание смыслов.
Разработка задания начинается с вопроса: «Какую учебную задачу помогает решить этот медиаформат?» Например, создание подкаста развивает умение структурировать устную речь, а работа с инфографикой учит выделять главное и устанавливать связи. Важно помнить: задание должно быть технологически выполнимым, но при этом открывать пространство для творчества и интеллектуального вызова. Медиа-практика — это не добавление «интересных форматов» к привычным методам. Это изменение логики урока.
Наша задача как педагогов — не научить пользоваться инструментами, а создать такие учебные ситуации, где эти инструменты станут естественным способом думать, общаться и учиться.
Здесь доступна запись видео-лекции
Здесь доступна теория по модулю
Практическое задание: необходимо написать сценарий медиа-урока, дополнительно использовав ресурс по созданию рабочих листов на данной платформе
Вспомогательный материал: пример медиа-урока
Оценка медиаобразовательных компетенция: критерии оценивания
Полезные материалы

