Социограмма совместной деятельности по теме инженерного образования
Шаг 1: Описание ситуации
Предположим, у нас есть ученики инженерного класса, участвующие в разных совместных проектах (например, лабораторные работы, конкурсы, хакатоны). Мы хотим понять:
- Кто с кем чаще всего работает?
- Кто является "центром" взаимодействий?
- Есть ли изолированные группы?
Шаг 2: Синтетический датасет
| Школьник | Проект/направление |
|---|---|
| Иванов | Робототехника |
| Петров | Робототехника |
| Сидоров | Робототехника |
| Иванов | Умный дом |
| Смирнова | Умный дом |
| Кузнецов | Умный дом |
| Петров | Искусственный интеллект |
| Алексеев | Искусственный интеллект |
| Кузнецов | Искусственный интеллект |
| Смирнова | Зеленая энергетика |
| Новикова | Зеленая энергетика |
| Алексеев | Зеленая энергетика |
| Новикова | Проектирование дронов |
| Сидоров | Проектирование дронов |
Шаг 3: Построение графа (социограммы)
Узлы — школьники. Ребра — совместное участие в одном проекте.
Соединения (ребра):
- Иванов ↔ Петров, Сидоров, Смирнова, Кузнецов
- Петров ↔ Иванов, Сидоров, Алексеев, Кузнецов
- Сидоров ↔ Иванов, Петров, Новикова
- Смирнова ↔ Иванов, Кузнецов, Новикова, Алексеев
- Кузнецов ↔ Иванов, Смирнова, Петров, Алексеев
- Алексеев ↔ Петров, Смирнова, Новикова, Кузнецов
- Новикова ↔ Смирнова, Сидоров, Алексеев
- ...
Шаг 4: Интерпретация социограммы
- Центральные участники:
Кузнецов, Смирнова, Алексеев — участвуют в нескольких проектах, связывают разные подгруппы.
Иванов, Петров — активные, но в основном в одной-двух группах.
- Изолированные группы:
Таких нет — все группы связаны через хотя бы одного общего участника.
- Потенциальные "мосты":
Алексеев — связывает AI и Зеленую энергетику.
Смирнова — связывает Умный дом и Зеленую энергетику.
- Группировки:
Группа 1: Иванов, Петров, Сидоров → Робототехника
Группа 2: Смирнова, Кузнецов, Иванов → Умный дом
Группа 3: Петров, Алексеев, Кузнецов → AI
Группа 4: Смирнова, Новикова, Алексеев → Зеленая энергетика
Группа 5: Новикова, Сидоров → Дроны
Визуал (граф)
Выводы
Самые активные участники — Кузнецов, Алексеев и Смирнова.
Вовлеченность в разные проекты может служить индикатором лидерства или коммуникативных навыков.
Социограмма может быть полезна для:
- распределения ролей в новых проектах,
- выявления изолированных школьников,
- планирования групп для оптимальной коллаборации.

