Миграция китайских эмигрантов в Семиречье в 1868-1917 гг
Описание работы | Статья освещает появление инородцев из монгольских племен в Семиреченском казачьем войске. Затронуты вопросы принятие православия, адаптации в новых условиях жизни. |
---|---|
Год начала и завершение | 1868 / 1917 |
Участники события |
Автор Светлана Карнаухова
После восстания дунган на территории Китая в 1865-69 годах в Киргизскую степь бежало около 15 000 мигрантов. Это были представители монгольских племен - солоны, калмыки, кара-калмыки. В связи с этим, пограничным войскам приходилось решать задачу с размещением беженцев, обустройству их на российской территории и определению сроков прибывания.
Часть беженцев осталась жить на территории Семиречья, приняв российское подданство и православную веру. Около 500 человек были зачислены в казачье сословие в 1869 году. Местом массового заселения новокрещенных эмигрантов была выбрана ст. Сарканская, в Копальском уезде. Нужно отметить, что это первый опыт внедрения большого количества инородцев в русскую, православную среду казаков в данном регионе. Семиреченское казачество состояло в основном из русского населения, переселившегося из разных Сибирских губерний. Помимо того, что эмигранты были представителями другой культуры и религии (буддизм и язычество), так они еще и не владели русским языком. Кара-калмыки вели кочевой образ жизни, им пришлось обучаться земледелию. Количество эмигрантов принявших православие с указанием годов крещения и наименованием племен племен можно посомтреть здесь.
В Сарканде, помимо обычной церкви, была создана миссионерская, специально для приобщения мигрантов к христианской вере. При крещении мигрантам давали русские имена и отчества, но фамилию они брали по своему первоначальному имени. Например, в 1868 году мигрант Чогла стал Николаем, а его супруга Мулиа – Любовью. А уже в 1874 году в метрической книге ст. Саркандской мы видим такую запись:
26 марта крестят Матрену, дочь новокрещёного кара-калмыка Николая Ивановича Чобла и его жены Любовь Ивановной. В дальнейшем фамилия приобрела более русское звучание - Чебулин. А потомки Николая и Любви получали образование в местных гимназиях, и были атаманами родной станицы.
Также хотелось бы привести пример с Иваном Ивановичем Лисовым, китайским эмигрантом, взятым на воспитание в русскую семью, в г. Верном.
Иван Иванович получил прекрасное образование. Сначала он обучался в Верненской гимназии, а затем в Оренбургском юнкерском училище. В жены он взял русскую женщину, дочь священника, и стал есаулом Семиреченского казачьего войска. Однако, не всем также легко и удачно удалось влиться в новую жизнь.
Отмечалось, что эмигранты жили обособленно от русских казаков, сохраняли свои обычаи, и без рвения соблюдали православные традиции, а также не стремились учить русский язык и не участвовали в жизни казачьего сообщества. В дальнейшем же и вовсе возвращались на свою Родину. Также наблюдалось недоброжелательное отношение к мигрантам, со стороны русского населения. Межэтнических браков, было мало.
Согласно статистическим данным, к 1905 году в станице Саркандской проживало всего 136 мужчин и 134 женщин «калмыков». Возвращение мигрантов отмечалось сразу после стабилизации ситуации на их родине с 1870 года и продолжалось вплоть до 1917 года. И связанно с тем, что вступление в казачество было мотивированно не большим рвением, а желанием выжить в миграции, без средств к существованию. Учитывая сложности адаптации в чужеродной среде мигранты предпочитали возвращаться к привычной жизни среди соплеменииков на территории Китая.
Вывод: несмотря на большое количество принятых в казачество китайских эмигрантов, они не оставили значительный след в истории Семиреченского Казачьего войска.
Список использованных источников:
1.Казахстанско-китайские межгосударственные миграции в середине XIX-начале XXI вв.