"Агасферовский комплекс" в контексте образа Рудина в романе И.С. Тургенева

Материал из Поле цифровой дидактики



Краткое содержание
Авторы, о которых сделана работа Тургенев
Конкретное произведение, о котором речь Рудин
Год написания произведения 1855

Автор Александра Канаева

Христианское сказание

Вечный жид – легендарный Агасфер, согласно преданию, не дал приюта и отдохновения Христу, когда Господь, шествуя по Своему крестному пути к месту распятия на Голгофу, остановился у стены Агасферова дома. За это Агасфер был лишён не только своего дома, но и вообще какого-либо пристанища; обречён на вечные скитания до второго пришествия Христа. Такая кара генетически восходит к наказанию библей­скому завистнику-братоубийце Каину, которого Бог навеки лишил покоя и обрёк неприка­янно скитаться по свету.

Христианское сказание об Агасфере будоражило воображение начиная со средних веков и получило самое широкое распространение. Пугающая тень Вечного жида виделась людям по всему миру. Легенда нашла воплощение в западноевро­пейской литературе: в поэзии Шубарта, Ленау, Гёте, философской драме Э. Кине, романе-сатире Э. Сю и др. В русской словесности образ Агасфера привлекал внимание Пушкина (известен набросок стихотворения «Агасфер»), Кюхельбекера («поэма в отрывках» «Агасвер»), Батюшкова (замысел поэмы об Агасфере), Жуковского (последняя – незавершённая – поэма «Агасвер, или Странствующий жид»). Вечный жид у Жуковского –

«Богообидчик,

Проклятью преданный, лишённый смерти,

И в смерти — жизни; вечно по земле

Бродить приговорённый...»

Воплощение у И.С. Тургенева

Тургенев в «Рудине» представил собственную трактовку христианского сюжета. До времени скрытое в подтексте религиозно-философское наполнение романа в финале прорывается на поверхность, являя себя в христианской концепции мира и человека: «Все мы под Богом ходим». Соотнесение исторического и вечного отчетливо прослеживается в изображении Дмитрия Рудина, главного героя одноименного романа Тургенева.Один из ведущих мотивов, определяющий идейно-эстетическую структуру образа и своеобразие характера главного героя, восходит к христианскому сказанию о вечном страннике – Агасфере. На него указывают в эпилоге сам Рудин и его знакомый Лежнев, который сменил холодную неприязнь к актёрствующему "человеку фразы" горячим сочувствием " бесприютному скитальцу". «Высшее» назначение грешника Агасфера не только в том, что он вечно несёт своё наказание, но и в том, что тем самым он вечно свидетельствует о Боге. Также Рудин, ни разу не упоминая имени Христа, в моменты душевного подъёма, высокого вдохновения невольно – «для него самого неожиданно» – становится провозвестником Божественных установлений: «казалось, его устами говорило что-то высшее»; «Рудин говорил о том, чтó придаёт вечное значение временной жизни человека» (третья глава романа "Рудин") Он признаёт, что сознание «быть орудием тех высших сил должно заменить человеку все другие радости».

Мотив скитальчества, неизменно сопровождающий Рудина и проходящий сквозь всю художественную ткань текста, в финальных сценах сгущается, кон­центрируется, получая, наконец, своё истинное именование: "Ты назвал себя Вечным жидом" (эпилог романа "Рудин"). Важными для понимания агасферовского комплекса Рудина становятся слова "устал", "продолжал", "остановиться","жизнь", "один". В основном в облако слов попали слова, который использует главный герой во время последнего откровенного разговора с Лежневым. Это свидетельствует о том, что исследуемый мотив проявляется и на уровне выбора автором слов и словосочетаний.

Вопрос о соотнесенности образа Рудина с Вечным Жидом уже привлекал внимание исследователей (С.Б. Аюпова, А.А. Бельская, А.А. Новикова-Строганова, Н.В. Пращерук и др.).Н.В. Пращерук отмечает "глубину и пронзительность" авторской позиции, которая от иронического отношения к Рудину вырастает до "осознания подлинно трагической судьбы Рудина и значения его личности". С.Б. Аюпова приходит к выводу о высоком предназначении тургеневского героя, вечного бесприютного скитальца, которое раскрывается не в "малых делах", а выполненной им задаче героя-идеолога, проповедника, энтузиаста. А.А. Бельская, заметив, что образ Вечного Жида полагает, что наречение Рудина этим именем в тексте связано, прежде всего, с проблемой странничества героя в "беспредельности мира и вечности", т.е. с актуализацией идеи вечного духовного поиска человека. В статье А.А. Новиковой-Строгановой Рудин трактуеся как носитель Агасферовского греха, который состоит в нарушении главных заповедей Христа – незнании сострадания, любви к Богу и человеку, что ведет к неизбежному наказанию.

Мотив бесприютности и скитаний не как "охота к перемене мест", но именно как наказание за грех, восходящий к Агасферу и укоренённый в более древнем библейском образе Каина, – один из ведущих в мотивном комплексе, формирую­щем образ Рудина. А.Е. Нямцу вводит понятие "агасферовского комплекса". Его сущность раскрывается в таком "состоянии бессмертного индивидуума, при котором обладатель вечной жизни проходит через бесконечно повторяющееся количество однотипных ситуаций и состояний. В результате этого вечная жизнь начинает восприниматься как мучительное наказание: бессмертный оказывается изолированным от мира людей, обреченным на одиночество, и как следствие – перестает ценить будущее, живя в замкнутом, постоянно повторяющемся настоящем". Постоянное изменение границ пространства в сюжете делает героя подходящим под такое описание и становится одним из признаков его характеристики. Несмотря на непрерывное движение в пространстве, которые тесно связано с попытками Рудина найти настоящее дело, "принести хотя ничтожную пользу", все его начинания оканчиваются провалом, больше того– приобретают характер многократно повторяющихся однотипных ситуаций.

Заключение

Таким образом, мы можем утверждать, что у Тургенева бесконечные странствия героя не просто оправданы смертью, смерть Рудина – свидетельство того, что человеческая «жизнь быстра и ничтожна; но всё великое совершается через людей», что важно для полного понимания самого замысла автора. Через сравнение Рудина с героем средневековой легенды высвечиваются важные черты личности тургеневского персонажа («агасферовский комплекс») и более полно раскрывается замысел автора.

Примеры воплощения мифа об Агасфере в иных произведениях представлены в презентации (изображения созданы с помощью нейросетей Kandinsky 3.1 и Шедеврум)


Источники

1. Роман И.С. Тургенева "Рудин"

2. Новикова-Строганова А. А. Евангельская концепция романа И.С. Тургенева "Рудин", 2013

3. Батюто А.И. Тургенев-романист, Л: Наука, 1972, 396 с.

4. Илюточкина Н.В. Роман И. С. Тургенева «Рудин»: «Агасферовский комплекс» в контексте образа Дмитрия Рудина, 2014