Новелла Серебряного века: проблемы классификации

Материал из Поле цифровой дидактики

Автор Марина Луканина

Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала новелла.

Жанр новеллы в русской литературе

Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».

Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы», опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории».

Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на платформе MindMeister

Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».

Е. М. Мелетинский в своем исследовании обращает внимание на следующие жанровые признаки новеллы: краткость, однособытийность, структурную интенсивность, которая «ведет и к ярко выраженной кульминации в виде поворотного пункта в композиционной “кривой”». При этом ему «не принципиально» отличие новеллы от рассказа, так как, по мнению исследователя, оно проявляется главным образом в «меньшей структурированности и большей экстенсивности» рассказа.

В своем исследовании мы будем придерживаться более строгого, традиционного понимания жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).

Значимый этап для развития русской новеллы – это литература Серебряного века. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это проявлялось не только в мировоззрении писателей, формировании новых философских концепций, но и в экспериментах с формой, вызванных желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые. С. А. Ташлыков считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом. Сходная точка зрения представлена и у О. Н. Калениченко: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в [романах] концепции мира и взаимоотношения с ним человека».

С. А. Ташлыков, кроме того, приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры». На эти особенности мы в том числе будем ориентироваться в своем исследовании.

Классификация новелл Серебряного века

Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные». Ориентируясь на эту типологию новелл Серебряного века, мы бы хотели предложить свой вариант.

Большое значение в построении новеллы имеет фабула, поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения мы бы хотели предложить три вектора, в которых развивается новелла этого периода: 1) реалистические новеллы, ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы; 2) символистские новеллы, представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников; 3) новеллы-стилизации, являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.



Значение классификации

Классификация имеет значение с точки зрения систематизации текстов литературы Серебряного века для более глубокого изучения жанровой специфики произведений эпохи и конкретных авторов.

Кроме того, классификация может применяться для составления методических разработок для изучения малых жанров Серебряного века на уровне среднего и высшего образования. Типология поможет определить вектор анализа текста при работе с ним и его элементы, на которые стоит обратить внимание обучающегося.

Использованные источники