Дуальность города в текстах рэп-исполнителей

Материал из Поле цифровой дидактики



Краткое содержание
Авторы, о которых сделана работа Гуф, Баста, Птаха, Slim
Конкретное произведение, о котором речь
Год написания произведения 2007

Автор Кехваев Артур

Современный рэп – это жанр поэзии, который пользуется большой популярностью среди молодежи.

В нем, с одной стороны, применяются такие традиционные поэтические средства, как рифмовка и ритм, а с другой – специфические музыкальные приёмы – речитатив и бит. Рэп-поэзия объединяет музыкальные и поэтические аспекты, что позволяет авторам осуществлять двойное воздействие на аудиторию – и смысловое, и музыкально-ритмическое, создавая своеобразную «музыку слов».

Многие рэперы за свою карьеру посвящают своему родному городу хотя бы одну песню, потому что это место, где они выросли и определились как личность.Ментальная карта Город является источником вдохновения для многих артистов, так как здесь происходит множество событий, которые вызывают разные эмоции и чувства. Благодаря этому город становится неотъемлемой частью творчества рэперов, и они хотят передать свои впечатления и опыт. Мюррей Форман в своей статье «’Represent‘: race, spaceandplaceinrapmusic» («Репрезент»: раса, пространство и место в рэп-музыке») утверждает, в том числе цитируя различных исследователей рэп-дискурса, что пространственная идентичность крайне важна для рэп исполнителей, поскольку именно городская среда влияет на их уровень жизни, доступ к образованию, продуктам культуры и т.д. «Район» здесь понимается как важный концепт, потому что именно на своей территории исполнитель может обрести поддержку. Вследствие этого в американской рэп-культуре имел место «раздел территорий» между коллективами исполнителей (1).

Привлекательность Москвы для рэп-сообщества не является секретом: многие исполнители демонстрируют свою любовь к городу. Среди них своим творчеством выделяется группа Centr и рэпер Алексей Долматов Гуф. В 2007 году группа выпустила песню «Город дорог», отправив своих слушателей в путешествие по Центральному административному округу, предложив совершить экскурсию по местам, никогда ранее не виданным в русском рэпе. В трек вошли слова Алексея, где он гордится своей жизнью в центре столицы и транслирует её через тексты:

А я тут: Садовое кольцо вокруг — вот, что мне нужно

Я здесь, как обычно — скромно

От Красной площади пешочком и до дома


Общее послание песни передает глубокое чувство привязанности и признательности к городу, его улицам и связям, созданным в нем. Темы верности, дружбы, ностальгии и балансирования между знакомым и неизвестным присутствуют во всей песне. Повторяющееся посвящение городу и его различным элементам означает глубоко укорененное чувство принадлежности и гордости за городскую среду.

Другая работа Гуфа под названием [«https://genius.com/Guf-doma-lyrics Дома»] демонстрирует его обширные знания Москвы, в которой, по признанию автора, он мог бы ориентироваться «даже с завязанными глазами». Он ссылается на конкретные места, такие как река Яуза, Кузнецкий мост и Красная площадь, указывая на сильное чувство места и принадлежности. На протяжении всей песни Гуф говорит о своём районе:

Я продолжаю заниматься рекламой района

ZM — так приятно оказаться дома

Я помню ширину балкона, помню вид из окна

Уверен, что меня помнят эти дома

ZM — вот что я называю домом

Мир всем местным, one love дворам по-любому

И когда на небе своё место занимает луна

Я шлю свой салам этим домам

Его герою открывается тот же вид с балкона, что и в детстве, и чувство узнавания становится поводом для поэтической рефлексии, а повторяющийся припев подчеркивает его любовь, способную связывать прошлое и настоящее. Несмотря на необратимый и разрушительный ход времени, неизбежные изменения и расстояния, песня утверждает ценность данных воспоминаний.

Очень много песен посвящено двум самым большим и главным городам России, но особняком стоит город Ростов. Сейчас город «столицей русского рэпа» не назовёшь, но в недалёком прошлом в этом городе оформились такие современные звёзды рэп-сцены, как Баста и группа «Каста». Василий Михайлович Вакуленко (В музыкальной среде "Баста", подробнее в презентации) говорит о том, что он простой ростовский парень часто, и даже пишет на эту тему песни. Песня «Ростов» рассказывает о городе на юге России. Слова песни отражают глубокое чувство гордости и ностальгии по отношению к городу, где автор вырос:

Это Ростов, здесь начинается Юг

Залётный, оставь дома понты и пух

Здесь уважают за дух и ценится нутро

Люди помнят добро, пусть Вас хранит Бог

Это Ростов, здесь начинается путь


Песня «Ростов» восхваляет Ростов-на-Дону как место, которое формировало идентичность и ценности Басты. Песня служит ностальгией по прожитому времени в городе на юге России, восхваляет настоящее и отражает любовь и верность Ростову, олицетворяя неизменную связь между автором и его родным городом.

Вывод

Я обратился к образу города в текстах рэп-исполнителей, поскольку традиция рэп-музыки восходит к урбаническим истокам и внегородской локации себе не представляет. Отмечу общее для всех текстов этой тематики свойство: образ города наделен дуальностью. С одной стороны, он воплощает в себе опасность, поскольку связан с городскими окраинами и маргинализированными неформальными сообществами, но с другой – становится символом свободы и успешного самоутверждения.

Тест, созданный по материалам статьи

Список источников

1. Еременко Е. Е. Образ города в русскоязычных музыкальных композициях 2000–2020 годов / под общ. ред. А. А. Безруковой. Самара: Инсома-пресс, 2020 Ч. 2. 2020. С. 33–36.

2. «Город дорог»

3. [«https://genius.com/Guf-doma-lyrics Дома»]

4. Баста «Ростов»


 Description
ГородГо́род — населённый пункт, имеющий соответствующий статус с учётом численности населения, характера занятий его жителей, географического, экономического, исторического и культурного значения. Порядок отнесения населённого пункта к категории города может отличаться в разных государствах и устанавливается, как правило, законодательным путём. Самым частым критерием отнесения населённых пунктов к городам выступает численность населения: обычно пороговое значение составляет 1—2 тысячи человек, но в отдельных случаях оно может быть как 100 человек, так и 50 тысяч.
РэпРэп — основной элемент хип-хоп-музыки, обычно ассоциируется именно с этим жанром и даже служит его метонимией. Музыкальная форма вокальной подачи, включающая в себя рифму, ритмичную речь и уличный жаргон, которая исполняется или произносится нараспев различными способами, как правило, под фоновый бит или музыкальный аккомпанемент.