Агентность и саморегуляция (сетевые модели)

Материал из Поле цифровой дидактики

Агентность и саморегуляция — это две важные концепции в современной психологии и нейронауках, которые описывают, как индивиды контролируют свои действия и принимают решения. В последние годы сетевые модели приобретают всё большее значение для объяснения этих явлений. Сетевые модели позволяют исследовать взаимодействие множества элементов внутри сложных систем, что делает их идеальным инструментом для изучения психических процессов и механизмов поведения.

Основные понятия

Агентность

Агентность — это способность индивида действовать самостоятельно и осознанно, принимая решения и выполняя действия, которые влияют на окружающий мир. В психологии агентность рассматривается как ключевой элемент саморегуляции и личностного развития. Агентность тесно связана с понятием свободы воли и осознанного контроля над собственными действиями.

[[Файл:|thumb|350px|Сетевые модели агентности помогают понять, как различные факторы влияют на принятие решений]]

Типы агентности:

  • Индивидуальная агентность — способность отдельного индивида действовать в соответствии с собственными целями и ценностями.
  • Коллективная агентность — способность группы людей действовать скоординированно для достижения общих целей.

Саморегуляция

Саморегуляция — это процесс, при котором индивид контролирует свои мысли, эмоции и поведение с целью достижения определённых целей. Саморегуляция включает в себя такие элементы, как планирование, постановка целей, мониторинг прогресса и адаптация стратегий в зависимости от изменений в окружающей среде.

Основные компоненты саморегуляции:

Компонент Описание Пример
Когнитивная саморегуляция Управление мыслями и вниманием Планирование задач на день
Эмоциональная саморегуляция Управление эмоциями и настроением Медитация для снижения стресса
Поведенческая саморегуляция Управление действиями и поступками Придерживание диеты для улучшения здоровья

Сеть понятий и авторов

Сообщества авторов совместных статей в электронной библиотеке ACM Digital Library. Запрос позволил получить записи в формате BIB о публикациях по теме вычислительного мышления. Обработка – слияние данных, проверка записей и удаление дубликатов осуществлялось в библиографическом менеджере Zotero. Для выявления и визуального представления сетевых отношений как между авторами, так и между ключевыми словами публикаций использовался пакет VOS viewer, предварительно экспортировав данные в формат RIS.


Сетевые модели в психологии

Сетевые модели — это подход, который рассматривает психические и поведенческие процессы как системы взаимосвязанных элементов. В контексте агентности и саморегуляции сетевые модели позволяют исследовать, как различные факторы (например, личностные черты, мотивация, социальное окружение) взаимодействуют между собой и влияют на поведение человека.

Применение сетевых моделей

Сетевые модели позволяют визуализировать и анализировать сложные взаимодействия между множеством переменных. Например, в модели саморегуляции могут быть включены такие элементы, как цели, эмоции, социальная поддержка и когнитивные стратегии. Связи между этими элементами можно анализировать с целью выявления ключевых факторов, влияющих на успешность саморегуляции.

Исследования агентности и саморегуляции

Сетевые модели активно используются в исследованиях агентности и саморегуляции. Например, исследователи могут построить сеть, включающую разные виды мотивации, и проанализировать, как они влияют на принятие решений. Такой подход позволяет выявить, какие именно факторы являются центральными в управлении поведением.

Практическое применение сетевых моделей

Сетевые модели находят широкое применение не только в научных исследованиях, но и в прикладных областях, таких как коучинг, психотерапия, образование и менеджмент.

Коучинг и психотерапия

В коучинге и психотерапии сетевые модели могут использоваться для создания индивидуальных планов развития и коррекции поведения. Например, коуч может использовать сетевую модель для анализа факторов, которые препятствуют достижению целей клиента, и предложить стратегии для их преодоления.

Таблица: Элементы сетевой модели в коучинге

Элемент Пример использования в коучинге
Мотивация Анализ внутренних и внешних стимулов клиента
Цели Постановка и уточнение целей на основе анализа сети
Препятствия Выявление ключевых барьеров для достижения целей
Поддержка Оценка уровня социальной и эмоциональной поддержки

Образование

В образовательной среде сетевые модели помогают понять, как различные аспекты учебного процесса (например, мотивация, успеваемость, социальные взаимодействия) влияют на результаты учащихся. Это позволяет педагогам разрабатывать более эффективные методы обучения и поддержки студентов.

Менеджмент

В менеджменте сетевые модели используются для анализа взаимодействий в командах, выявления ключевых факторов, влияющих на продуктивность сотрудников, и разработки стратегий для повышения эффективности работы.

Пример применения сетевой модели в управлении проектами:

[[Файл:|thumb|400px|Сетевая модель управления проектами]]

Примеры и кейсы

Пример 1: Использование сетевых моделей в исследовании мотивации

Исследователи построили сетевую модель, включающую различные виды мотивации (внутренняя, внешняя, аффективная) и проанализировали их влияние на академическую успеваемость студентов. Было выявлено, что внутренняя мотивация является центральным элементом, который положительно влияет на результаты обучения, тогда как внешняя мотивация оказывает меньшее влияние.

Пример 2: Сетевые модели в психотерапии

В психотерапевтической практике сетевые модели используются для анализа структуры когнитивных и эмоциональных нарушений. Например, сетевая модель тревожного расстройства может включать элементы, такие как избегающее поведение, негативные убеждения и физиологические симптомы. Анализ такой сети позволяет терапевту определить ключевые факторы, которые поддерживают расстройство, и разработать план терапии.

Заключение

Агентность и саморегуляция — это сложные психологические процессы, которые трудно изучать с помощью традиционных линейных моделей. Сетевые модели предлагают мощный инструмент для исследования этих явлений, позволяя учитывать множество взаимодействующих факторов и анализировать их влияние на поведение. В будущем применение сетевых моделей, вероятно, будет расширяться, охватывая всё новые области как в теоретических, так и в прикладных исследованиях.

Ресурсы и литература

  • Van der Maas, H. L., & Wagenmakers, E. J. (2005). A dynamical model of general intelligence: The positive manifold of intelligence by mutualism. *Psychological review*, 112(4), 843.
  • Schmitz, B., & Wiese, B. S. (2006). New perspectives for the evaluation of training sessions in self-regulated learning: Time-series analyses of diary data. *Contemporary Educational Psychology*, 31(1), 64-96.
  • Borsboom, D., & Cramer, A. O. (2013). Network analysis: An integrative approach to the structure of psychopathology. *Annual review of clinical psychology*, 9, 91-121.
  • Schutte, N. S., & Malouff, J. M. (2011). Emotional intelligence mediates the relationship between mindfulness and subjective well-being. *Personality and Individual Differences*, 50(7), 1116-1119.