Новелла Серебряного века: проблемы классификации

Материал из Поле цифровой дидактики



Краткое содержание
Авторы, о которых сделана работа
Конкретное произведение, о котором речь
Год написания произведения 1890

Автор Марина Луканина

Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала новелла.

Жанр новеллы в русской литературе

Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».

Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы», опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории».

Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на платформе MindMeister


Ментальная карта в Graphviz

Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».

Е. М. Мелетинский в своем исследовании обращает внимание на следующие жанровые признаки новеллы: краткость, однособытийность, структурную интенсивность, которая «ведет и к ярко выраженной кульминации в виде поворотного пункта в композиционной “кривой”». При этом ему «не принципиально» отличие новеллы от рассказа, так как, по мнению исследователя, оно проявляется главным образом в «меньшей структурированности и большей экстенсивности» рассказа.

В своем исследовании мы будем придерживаться более строгого, традиционного понимания жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).

Значимый этап для развития русской новеллы – это литература Серебряного века. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это проявлялось не только в мировоззрении писателей, формировании новых философских концепций, но и в экспериментах с формой, вызванных желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые. С. А. Ташлыков считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом. Сходная точка зрения представлена и у О. Н. Калениченко: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в [романах] концепции мира и взаимоотношения с ним человека».

С. А. Ташлыков, кроме того, приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры». На эти особенности мы в том числе будем ориентироваться в своем исследовании.

Классификация новелл Серебряного века

Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные». Ориентируясь на эту типологию новелл Серебряного века, мы бы хотели предложить свой вариант.

Большое значение в построении новеллы имеет фабула, поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения мы бы хотели предложить три вектора, в которых развивается новелла этого периода: 1) реалистические новеллы, ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы; 2) символистские новеллы, представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников; 3) новеллы-стилизации, являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.



Значение классификации

Классификация имеет значение с точки зрения систематизации текстов литературы Серебряного века для более глубокого изучения жанровой специфики произведений эпохи и конкретных авторов.

Кроме того, классификация может применяться для составления методических разработок для изучения малых жанров Серебряного века на уровне среднего и высшего образования. Типология поможет определить вектор анализа текста при работе с ним и его элементы, на которые стоит обратить внимание обучающегося.

Использованные источники