Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения
Материал из Поле цифровой дидактики
Версия от 17:29, 23 ноября 2024; Анастасия Ермилова (обсуждение | вклад)
Автор Анастасия Ермилова
- В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.
- Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.
- М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц». Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
- По мнению Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя», которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
- О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотман: «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности». «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего.
- А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой.
- В таких сценах Ф.М. Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. А.Б. Криницын также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. Исследователь определяет каждую массовую сцену как самостоятельное художественное целое, между которыми Ф.М. Достоевский не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену.
- Все исследователи обращают внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу.
- Многие уличные массовые сцены также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова).
Вывод
- Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.
Список использованных источников
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского
Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении
Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Роман Ф.М. Достоевского "Бесы"