Объектный пул

Материал из Поле цифровой дидактики
Версия от 11:29, 20 октября 2023; Patarakin (обсуждение | вклад) (→‎Пример на C#)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Объектный пул порождающий шаблон проектирования, набор инициализированных и готовых к использованию объектов. Когда системе требуется объект, он не создаётся, а берётся из пула. Когда объект больше не нужен, он не уничтожается, а возвращается в пул.

Применение

Объектный пул применяется для повышения производительности, когда создание объекта в начале работы и уничтожение его в конце приводит к большим затратам. Особенно заметно повышение производительности, когда объекты часто создаются-уничтожаются, но одновременно существует лишь небольшое их число.

Объектный пул удобен, если объект владеет другими ресурсами, кроме памяти — например, сетевыми сокетами. Либо если коллекция объектов отнимает значительную часть памяти компьютера и «мусора» создаётся действительно много.

Переполнение

Если в пуле нет ни одного свободного объекта, возможна одна из трёх стратегий:

  1. Расширение пула.
  2. Отказ в создании объекта, аварийная остановка.
  3. В случае многозадачной системы можно подождать, пока один из объектов не освободится.

Примеры

  1. Информация об открытых файлах в DOS.
  2. Информация о видимых объектах во многих компьютерных играх (хорошим примером является движок Doom). Эта информация актуальна только в течение одного кадра; после того, как кадр выведен, список опустошается.
  3. Компьютерная игра для хранения всех объектов на карте, вместо того, чтобы использовать обычные механизмы распределения памяти, может завести массив такого размера, которого заведомо хватит на все объекты, и свободные ячейки держать в виде связного списка. Такая конструкция повышает скорость, уменьшает фрагментацию памяти и снижает нагрузку на сборщик мусора (если он есть).

Пример реализации

Пример на Python

 
#coding: utf-8
"""
Представим ситуацию, что у нас есть корабль, который может выдержать несколько выстрелов.
Создание объекта Shot стоит дорого.
Поэтому объекты семейства Shot создаём 1 раз.
А по истечении жизни объект остаётся в памяти.
"""
class Shot(object):
    """Сущность, способная пережить несколько попаданий"""
    def __init__(self, lifetime=5):
        self.lifetime = lifetime

    def update(self):
        self.lifetime -= 1
        return self.lifetime > 0

class ObjectPool:
    """Пул объектов"""
    def __init__(self, **kwargs):
        """Создание пула"""
        self._clsname = kwargs['classname']
        self._args = kwargs.get('args', [])
        self._num_objects = max(kwargs['num'], 0)
        self._pred = kwargs['update_func']
        self._max_objects = kwargs.get('max', self._num_objects)

        # Create the objects
        self._objs = [apply(self._clsname, self._args)
                      for x in range(self._num_objects)]
        self._end = len(self._objs)

    def _extend_list(self, args):
        """Добавить одно место в пул"""
        self._objs.append(apply(self._clsname, args))
        self._num_objects += 1

    def add(self, *args):
        """Добавить один объект в пул"""
        newend = self._end + 1
        # Если достигнут максимум - отбой
        if newend > self._max_objects:
            return None
        # Если заняли все места - добавляем еще одно место
        if newend > len(self._objs):
            self._extend_list(args)
        else:
            self._objs[self._end].reset(*args)
        self._end += 1
        return self._end - 1

    def update(self, *args):
        """Обновить все объекты в пуле"""
        self._end = partition(self._pred, self._objs, 0, self._end, args)
        return self._end


def update_object(x):
    """Обновить объект"""
    return x.update()


def partition(pred, seq, first, last, *args):
    """Функция сортировки объектов"""
    if first > last:
        return 0

    for i in range(first, last):
        if not pred(seq[i]):
            break
    else:
        return last

    for j in range(i+1, last):
        if pred(seq[j]):
            seq[i], seq[j] = seq[j], seq[i]
            i += 1
    return i

# Собственно использование пула
shots = ObjectPool(classname=Shot, update_func=update_object, num=5)
while shots.update():
    pass

print "Done!"

}}

Пример на C++

#include <vector>

class Object
{
	// ...
};


class ObjectPool
{
	private:
		struct PoolRecord
		{
			Object* instance;
			bool    in_use;
		};

		std::vector<PoolRecord> m_pool;

	public:
		Object* createNewObject()
		{
			for (size_t i = 0; i < m_pool.size(); ++i)
			{
				if (! m_pool[i].in_use)
				{
					m_pool[i].in_use = true; // переводим объект в список используемых
					return m_pool[i].instance;
				}
			}
			// если не нашли свободный объект, то расширяем пул
			PoolRecord record;
			record.instance = new Object;
			record.in_use   = true;

			m_pool.push_back(record);

			return record.instance;
		}

		void deleteObject(Object* object)
		{
			// в реальности не удаляем, а лишь помечаем, что объект свободен
			for (size_t i = 0; i < m_pool.size(); ++i)
			{
				if (m_pool[i].instance == object)
				{
					m_pool[i].in_use = false;
					break;
				}
			}
		}

		virtual ~ObjectPool()
		{
			// теперь уже "по-настоящему" удаляем объекты
			for (size_t i = 0; i < m_pool.size(); ++i)
				delete m_pool[i].instance;
		}
};


int main()
{
	ObjectPool pool;
	for (size_t i = 0; i < 1000; ++i)
	{
		Object* object = pool.createNewObject();
		// ...
		pool.deleteObject(object);
	}
	return 0;
}

Ссылки

Шаблон:Типы Паттернов