Построение сетевых сообществ. Введение: различия между версиями
Patarakin (обсуждение | вклад) |
Patarakin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 102: | Строка 102: | ||
{{#ask: [[Category:Сообщество]] [[Social Object::+]] |?Адрес_сообщества | ?Description | ?Social Object }} | {{#ask: [[Category:Сообщество]] [[Social Object::+]] |?Адрес_сообщества | ?Description | ?Social Object }} | ||
Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены цели сообщества: | |||
{{#ask: [[Category:Сообщество]] [[Цель сообщества::+]] |?Адрес_сообщества | ?Description | ?Цель сообщества }} |
Версия 11:27, 3 ноября 2022
Описание события | Вводное занятие учебного курса |
---|---|
Тип события | |
Начало | 2022-10-25T16:00:33.000Z |
Окончание | 2022-10-25T17:30:33.000Z |
color | orange |
Адрес события | http://digida.mgpu.ru/ |
Видео запись события | |
Среды и средства, которые использовались в рамках события | |
Формируемые в рамках события компетенции | |
Область знаний | |
Местоположение | |
Формат реализации | |
Карта |
Цель, результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.
Результаты обучения: слушатель понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
- Знать
- основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ;
- различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
- организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
- жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
- стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
- источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
- среды моделирования коллективного поведения
- Уметь
- создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ;
- создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ;
- использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
- анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов;
- выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
- использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
- Владеть
- навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
- методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
- методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ
Понятие сообщества. Акторно-сетевая теория и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Венгер и Лав. Ресурсы, периферийное участие, социальные и граничные объекты, места связности, объединяющие членов сообщества практики.
Тема 2. Организационные схемы сообществ
Типология сетевых сообществ.
Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ (форумы, вики, блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).
Специализированные сообщества создателей образовательного контента. Организационные схемы представления сетевых сообществ. Возможности, которые открывают сообщества для своих участников.
Тема 3 Управление сетевой деятельностью
Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.
Файл:Analytics Behavior Users 11 2022 w.pdf
Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ
Сетевой анализ деятельности участников сетевых сообществ. Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах. Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.
Тема 5 Карты сообществ
Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных лог-файлов. Статические и динамические графы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.
Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.
Литература
- Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
- Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
- Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
- Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2. С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
- Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
- Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 pdf
- Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
- Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.
Видеоматериалы
- https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
- Представление истории формирования команд методами сетевого анализа и агентного моделирования
- https://youtu.be/SlWh0aq69rg
- Использование многоагентного моделирования для изучения организационных и образовательных феноменов
- https://youtu.be/Az3S2m2fDvE
- The story of the MES educational community, told using network analysis and agent-based modelling
- https://youtu.be/_IRTKplE7nw
- Выращиваем данные в многоагентных моделях NetLogo
- https://youtu.be/PTZcS_Bsixc
- Моделирование организационного поведения
Ссылки на сообщества
Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены социальные объекты
Адрес сообщества | Description | Social Object | |
---|---|---|---|
Academia.edu | https://www.academia.edu/ | Academia.edu – социальная сеть для исследователей, где они могут размещать свои опубликованные или готовящиеся к публикации работы, следить за работами других участников, отслеживать цитируемость собственных работ. | Научная статья |
CoMSES | https://www.comses.net/ | CoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей. | Программный код |
FoldIt сообщество | https://foldit.fandom.com/wiki/Foldit Wiki | FoldIt – построение моделей молекулярных структур при помощи специального программного обеспечения. | Модель белка |
GitHub | https://github.com | Социальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода | Программный код |
Glitch | https://glitch.com/ | Сообщество для разработки веб-приложений | Программный код |
Habr | https://habr.com/ru/all/ | Хабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом. | Программный код |
Hugging Face | https://huggingface.co/ | Hugging Face - платформа, которая позволяет пользователям обмениваться моделями машинного обучения и наборами данных. После открытия исходного кода модели чат-бота компания сосредоточилась на том, чтобы стать платформой для демократизации машинного обучения. | Модель |
Kaggle | https://www.kaggle.com/ | Kaggle — система организации конкурсов по исследованию данных, а также социальная сеть специалистов по обработке данных и машинному обучению. Принадлежит корпорации Google | Датасет |
LeMill | http://lemill.net/ | Репозиторий образовательных материалов, которыми обмениваются учителя | Сценарий урока |
Media MOO | http://mediamoo.clemson.edu/ | Сообщество учителей в мире текстовом объектно-ориентированном многопользовательском мире. Одно из первых образовательных сообществ | Цифровой учебный объект |
Modeling Commons | http://modelingcommons.org | Сообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo. | Программный код |
Principia Cybernetica Web | http://pespmc1.vub.ac.be/ | Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами | Научная статья |
Roblox | https://www.roblox.com/ | Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры. | Программный код |
Shinyappsio | https://community.rstudio.com/tag/shinyappsio | Сообщество пользователей, обменивающихся знаниями о создании и использовании приложений Shiny | Applet |
Stack OverFlow | http://stackoverflow.com/ | Сеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании. | Программный код |
WikiHow | http://www.wikihow.com/ | Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …». | Вики статья |
Wikipedia | https://www.wikipedia.org/ | Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии | Научная статья |
Репозиторий OpenGMS | https://geomodeling.njnu.edu.cn/ | Сообщество разработчиков и пользователей моделей OpenGMS | Модель |
Сообщество GeoGebra | https://www.geogebra.org/ | Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra | Программный код |
Сообщество NetLogo | http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/ | Сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo. | Программный код |
Сообщество Scratch | http://scratch.mit.edu | Сетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch | Программный код |
Сообщество Snap! | http://snap.berkeley.edu/ | Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following) | Программный код |
Сообщество StarLogo | https://www.slnova.org/ | Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов. | Программный код |
Сообщество Zotero | https://www.zotero.org/ | Сообщество, использующее коллекции библиографических записей на базе инструментария Zotero | Библиографическая запись |
Сообщество МЭШ | Московская электронная школа – одна из крупных информационных образовательных систем для школьного образования в Российской Федерации. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) является уникальным хранилищем образовательных материалов, которое доступно каждому школьнику, учителю и родителю. | Сценарий урока | |
Форум классных руководителей (ФКР) | https://vk.com/vfkr ru | Вступив в команду ФКР, вы можете:
- общаться с коллегами в тематических чатах; - получить полезные материалы: методические рекомендации от педагогов и наших партнеров; - смотреть тематические эфиры от экспертов и выступить в “Открытом микрофоне”; - реализовать проект всероссийского уровня; - стать участником Форума. | Мероприятие |
Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены цели сообщества:
Адрес сообщества | Description | Цель сообщества | |
---|---|---|---|
Academia.edu | https://www.academia.edu/ | Academia.edu – социальная сеть для исследователей, где они могут размещать свои опубликованные или готовящиеся к публикации работы, следить за работами других участников, отслеживать цитируемость собственных работ. | система свободного обмена, комментирования и оценивания научных работ, в которой возможно будет проследить отношения между множеством авторов |
Amazon Turk | http://www.mturk.com | Amazon Turk - международная площадка решения микрозадач, где автор лучшего решения получает денежное вознаграждение. | «Мы создадим рыночную экосистему, в которой найдут друг друга заказчики и исполнители интеллектуальных задач» |
ClubHouse | Социальная сеть, которая объединяет тех, кто обменивается голосовыми сообщениями.
Голосовой чат, история которого недоступна. Приложения для ios Комната, где люди общаются | обмен голосовой информацией | |
CoMSES | https://www.comses.net/ | CoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей. | Улучшить способы разработки, обмена, использования и повторного использования агентных и вычислительных моделей. |
CyberForum.ru | http://CyberForum.ru | Аналог StackOverFlow - обучающий портал, где студенты помогают студентам | обучение программированию |
Eyewire | https://eyewire.org/ | Eyewire challenges players, "Eyewirers", to map neurons in 3D. Upon registering, players are directed through a tutorial that explains the game. Supplementary video tutorials are available on the Eyewire Blog. In Eyewire, the player is given a cube with a partially reconstructed neuron branch stretching through it. On the right side of the screen is a grayscale image of the cross sections of neurons. The player learns to "color" inside a gray outline of a single neuron branch, which usually extends from one side of the cube to another. | The goal of Eyewire is to identify and classify specific cell types as well as potentially expand the known broad classes of retinal cells. |
GitHub | https://github.com | Социальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода | Удобная площадка для разработчиков программного обеспечения, где будет происходить развитие и взаимодействие версий компьютерных программ. |
Glitch | https://glitch.com/ | Сообщество для разработки веб-приложений | обмен приложениями |
Habr | https://habr.com/ru/all/ | Хабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом. | обмен практиками программирования |
Hugging Face | https://huggingface.co/ | Hugging Face - платформа, которая позволяет пользователям обмениваться моделями машинного обучения и наборами данных. После открытия исходного кода модели чат-бота компания сосредоточилась на том, чтобы стать платформой для демократизации машинного обучения. | Обмен моделями мобильного обучения |
ISTE Commons | https://www.iste.org/standards | Сообщество учителей, использующих в своей практики информационные технологии ISTE (International Society for Technology in Education) | Обмен лучшими практиками использования информационных технологий в образовании |
Kaggle | https://www.kaggle.com/ | Kaggle — система организации конкурсов по исследованию данных, а также социальная сеть специалистов по обработке данных и машинному обучению. Принадлежит корпорации Google | обмен датасетами |
LeMill | http://lemill.net/ | Репозиторий образовательных материалов, которыми обмениваются учителя | обмен планами уроков |
Media MOO | http://mediamoo.clemson.edu/ | Сообщество учителей в мире текстовом объектно-ориентированном многопользовательском мире. Одно из первых образовательных сообществ | Обмен знаниями использования медиа средств в образовании |
Modeling Commons | http://modelingcommons.org | Сообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo. | обучение программированию, обучение моделированию, обмен моделями, совместное моделирование |
MyExperiment | http://www.myexperiment.org/ | myExperiment – это совместная среда, в которой ученые могут безопасно публиковать свои рабочие процессы и в силико-экспериментах, делиться ими с группами и находить других. | приложение идей открытой науки, достоверность, воспроизводимость, вовлеченность научных данных |
Roblox | https://www.roblox.com/ | Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры. | Обмен играми |
Scifabric | https://scifabric.com/ | Организационная структура во многом напоминает структуру Zooniverse. Основные отличия связано с тем, что заказчик размещает в системе задачи разного уровня сложности и исполнители конкурируют за лучшее решение. Как правило, у задачи есть срок, к которому она должна быть решена и цена, которую заказчик готов уплатить за решение. | «Мы создадим рыночную экосистему, в которой найдут друг друга заказчики и исполнители интеллектуальных задач». |
Scratch&mit | https://scratch.mit.edu/ | Сообщество создателей цифровых историй | обучение программированию |
ScratchEd | http://scratched.gse.harvard.edu/ | Учителя обсуждают возможности языка Scratch | Обмен опытом использования среды Scratch в обучении |
Shinyappsio | https://community.rstudio.com/tag/shinyappsio | Сообщество пользователей, обменивающихся знаниями о создании и использовании приложений Shiny | Обучение R |
Stack OverFlow | http://stackoverflow.com/ | Сеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании. | Мы создадим интерактивный обновляемый справочник по программированию (математике или другим дисциплинам), если будем задавать конкретные вопросы, оформленные по общим правилам |
WikiHow | http://www.wikihow.com/ | Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …». | сбор знаний |
Wikipedia | https://www.wikipedia.org/ | Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии | Создание полной и открытой энциклопедии знаний |
Луркоморье | http://lurkmore.to | Энциклопедия сетевых артефактов на базе вики | развлечение |
Репозиторий OpenGMS | https://geomodeling.njnu.edu.cn/ | Сообщество разработчиков и пользователей моделей OpenGMS | Обмен понятными географическими моделями |
Сообщество Classroom 2.0 | https://classroom20.com/ | Социальная сеть учителей по всему миру, ориентированная на обмен образовательными технологиями. | обмен практиками |
Сообщество GeoGebra | https://www.geogebra.org/ | Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra | интерактивное обучение математике |
Сообщество LeaderID | https://leader-id.ru/ | Leader-ID — Платформа, где миллионы участников каждый день находят знания, работу, команду, инвесторов, проводят мероприятия, создают и развивают стартапы. | присоединиться к миллионам предпринимателей, исследователей, студентов и волонтеров, чтобы получить доступ к Точкам кипения по всей стране и десяткам мероприятий каждый день. |
Сообщество NetLogo | http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/ | Сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo. | обмен моделями |
Сообщество Scratch | http://scratch.mit.edu | Сетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch | вычислительное мышление, вычислительное участие |
Сообщество Snap! | http://snap.berkeley.edu/ | Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following) | обмен практиками обучения программированию |
Сообщество StarLogo | https://www.slnova.org/ | Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов. | Совместная работа над кодом проектов |
Сообщество Zotero | https://www.zotero.org/ | Сообщество, использующее коллекции библиографических записей на базе инструментария Zotero | обмен коллекциями записей |
Сообщество МЭШ | Московская электронная школа – одна из крупных информационных образовательных систем для школьного образования в Российской Федерации. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) является уникальным хранилищем образовательных материалов, которое доступно каждому школьнику, учителю и родителю. | обмен планами уроков | |
Форум классных руководителей (ФКР) | https://vk.com/vfkr ru | Вступив в команду ФКР, вы можете:
- общаться с коллегами в тематических чатах; - получить полезные материалы: методические рекомендации от педагогов и наших партнеров; - смотреть тематические эфиры от экспертов и выступить в “Открытом микрофоне”; - реализовать проект всероссийского уровня; - стать участником Форума. | 1. Повышение социального и профессионального статуса классного руководителя и престижа педагогических специальностей. 2. Создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей: гуманизма, нравственности и справедливости, исторически присущих российскому народу. 3. Создание единой коммуникативной площадки для профессионального общения и обсуждения актуальных вопросов. |