Креолизованный текст на уроке литературы как способ повышения читательской грамотности в 8-9 классах: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 25: Строка 25:


===Креолизованный текст на уроке литературы в 9 классе===
===Креолизованный текст на уроке литературы в 9 классе===
В рамках нашего исследования проектируется система занятий по изучению романа <span style="color:#3CB371>'''[https://ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html А.С. Пушкина "Евгений Онегин"]'''</span> с привлечением <span style="color:#228B22>'''графического путеводителя А.Олейникова и Н.Яскиной'''</span>. Целесообразность обращения к креолизованному тексту в данном случае обусловлена сложностью восприятия и толкования пушкинского текста современными школьниками в силу незнания социально-исторического контекста произведения. В системе уроков подразумевается обращение к путеводителю на этапе, когда ученики уже прочитали текст и начали его осмысленный анализ. Знакомство с <span style="color:#3CB371>'''инфографиками'''</span> путеводителя, анализ глав романа и комикса, подбор фраз из произведения к иллюстрациям, создание собственных '''комиксов''' - всё это виды деятельности, способствующие не только формированию ключевых '''читательских умений XXI века''', но и расширению представлений о художественном замысле А.С. Пушкина. Рекомендуем ознакомиться с презентацией по теме исследования, а также пройти небольшой <span style="color:#3CB371>'''[https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdK5_gRYv0zIgzUOksInmaFd5zyh2bqLIytnsyrX4mkbEKKvw/viewform?usp=header тест]'''</span>.  
В рамках нашего исследования проектируется система занятий по изучению романа <span style="color:#3CB371>'''[https://ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html А.С. Пушкина "Евгений Онегин"]'''</span> с привлечением <span style="color:#228B22>'''графического путеводителя А.Олейникова и Н.Яскиной'''</span>. Целесообразность обращения к креолизованному тексту в данном случае обусловлена сложностью восприятия и толкования пушкинского текста современными школьниками в силу незнания социально-исторического контекста произведения. В системе уроков подразумевается обращение к путеводителю на этапе, когда ученики уже прочитали текст и начали его осмысленный анализ. Знакомство с <span style="color:#3CB371>'''инфографиками'''</span> путеводителя, анализ глав романа и комикса, подбор фраз из произведения к иллюстрациям, создание собственных '''комиксов''' - всё это виды деятельности, способствующие не только формированию ключевых '''читательских умений XXI века''', но и расширению представлений о художественном замысле А.С. Пушкина. Рекомендуем ознакомиться с <span style="color:#3CB371>'''[https://docs.google.com/presentation/d/1ruUQBNCIxQI9xWxclNECbhJkxj0aGX1h/edit?usp=sharing&ouid=117273277727312407439&rtpof=true&sd=true презентацией ]'''</span> по теме исследования, а также пройти небольшой <span style="color:#3CB371>'''[https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdK5_gRYv0zIgzUOksInmaFd5zyh2bqLIytnsyrX4mkbEKKvw/viewform?usp=header тест]'''</span>.  


'''''Список источников'''''
'''''Список источников'''''

Версия 20:22, 27 декабря 2024

Автор Елизавета Михайлова

Читательская грамотность в современной школе

Формирование навыков читательской грамотности является неотъемлемой частью освоения учебной программы основного образования по литературе. Согласно обновленному федеральному государственному образовательному стандарту обучающиеся должны владеть такими читательскими умениями, как:

    • выявление дефицита информационных данных,
    • решение учебных задач при работе с разными типами текстов,
    • оценка надёжности представленной информации по критериям;
    • анализ, систематизация, интерпретация литературной (и любой другой) информации и различных форм представления.
Взаимосвязь понятий "читательская грамотность", "читательская компетентность", "новая грамотность". Кластер создан с помощью платформы Miro

Значимость достижения перечисленных результатов представляется актуальной в связи с использованием креолизованных текстов на уроках литературы. Такие тексты преподносят материал с помощью различных средств, включая графики, иллюстрации, схемы, ссылки. Это требует от читателя готовности осмыслить представленную информацию, оценить её надёжность и целесообразность подобранных компонентов текста. Кроме того, обучающимся необходимо грамотно интерпретировать содержание предложенного для анализа текста, что указывает на необходимость привлечения креолизованных текстов при изучении художественных произведений в школе.

Пример креолизованного текстаАлексей Олейников: Евгений Онегин. Графический путеводитель. Художник Наталья Яскина

Проблема снижения уровня читательской грамотности

Поколение современных школьников, обучающихся в эпоху Интернета, существенно отличается от предшественников. Эта разница объясняется изменением типа мышления современного человека: в силу объёма информации, которая «обрушивается» на него, мышление приобрело клиповый характер. Литературовед И.Е. Казакова утверждает, что понятие «клипового мышления» используется применительно к случаям, «когда человек воспринимает мир как серию почти не связанных между собой частей, фактов или событий». Согласно этому явлению человек «читающий» превращается в непрерывно воспринимающего реальность в образах, которые ему представляются. Так, по мнению исследователей Купчинской М.А., Юдалевич Н.В., у представителей современного общества восприятие мира осуществляется через «яркое короткое послание, воплощённое в виде видеоклипа или телевизионных новостей». Подобное мышление диктует постоянное обращение к визуальному материалу, текст в привычном нам виде уже практически не воспринимается. Любая подача информации, будь то небольшой пост или же доклад, требует иллюстративного сопровождения. В связи с этим необходимо иметь в виду, что трансформация понятия читательской грамотности сегодня определяется изменением психологических особенностей читателя в первую очередь. Важно учитывать этот фактор при подборе методических приёмов обучения литературе в школе.

Комикс по повести Н.В.Гоголя "Шинель", созданный учениками Н.С. Очаковской

Опыт применения креолизованных текстов в обучении

Успешный опыт в этой связи продемонстрировала педагог-словесник Н.С. Очаковская. После прочтения комикса по гоголевскому тексту педагог предложила обучающимся выполнить кейс-задание в группах, где роль каждого участника была определена: «автор-сценарист, редактор, раскадровщик, художник, иллюстратор». Автору-сценаристу предстояло выбрать эпизод произведения, продумать образы главных героев, структуру повествования, а также поэтапно прописать ход развития действия. Задача редактора состояла в выражении объективной оценки замысла сценариста, внесении правок и написании диалогов персонажей. Раскадровщик должен был рассчитать количество страниц для истории, распределить основной текст на смысловые блоки (кадры) и организовать коллаж, в котором будет отражено расположение изображения и текста в соответствующей рамке. Примечательно, что задачи художника и иллюстратора в рамках ролевой игры были дифференцированы: первому было необходимо продумать визуальный облик персонажей, а второму предстояло нарисовать фона для каждого кадра. По итогам проделанной работы была предусмотрена презентация созданных проектов, в ходе которой участники смогли обосновать идейно-художественный замысел своих комиксов, аргументировать выбор визуального сопровождения и текстового материала. В результате прочтения фрагментов выступления обучающихся, представленных в статье, можно сделать вывод о высокой заинтересованности ребят в выполнении задания, а также ответственном подходе к творческой работе.

Пример инфографикиАлексей Олейников: Евгений Онегин. Графический путеводитель. Художник Наталья Яскина

Креолизованный текст на уроке литературы в 9 классе

В рамках нашего исследования проектируется система занятий по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" с привлечением графического путеводителя А.Олейникова и Н.Яскиной. Целесообразность обращения к креолизованному тексту в данном случае обусловлена сложностью восприятия и толкования пушкинского текста современными школьниками в силу незнания социально-исторического контекста произведения. В системе уроков подразумевается обращение к путеводителю на этапе, когда ученики уже прочитали текст и начали его осмысленный анализ. Знакомство с инфографиками путеводителя, анализ глав романа и комикса, подбор фраз из произведения к иллюстрациям, создание собственных комиксов - всё это виды деятельности, способствующие не только формированию ключевых читательских умений XXI века, но и расширению представлений о художественном замысле А.С. Пушкина. Рекомендуем ознакомиться с презентацией по теме исследования, а также пройти небольшой тест.

Список источников

  1. Беньковская Т.Е. Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников
  2. Очаковская Н.С. Комикс на уроках литературы: методика обучения смысловому чтению
  3. Казакова И.Е. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста
  4. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества
  5. Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Ю. П. Мелентьевой