Обсуждение концепции "Москва - Третий Рим" на страницах журнала "Русская беседа" в период 1856—1860 гг.: различия между версиями
Строка 13: | Строка 13: | ||
В середине XIX века Россия находилась в состоянии глубоких перемен и кризиса. После Крымской войны, которая завершилась в 1856 году, страна переживала общественные волнения и социальные преобразования. Поражение в войне стало причиной сомнений в способности российской элиты вести страну, что подняло вопросы не только о внутренней политике, но и о месте России в мировой истории. Мыслители того времени искали '''пути укрепления национальной идентичности''', что привело к активной рефлексии на тему <span style="color:#228B22>'''"Москва - Третий Рим"'''.</span> | В середине XIX века Россия находилась в состоянии глубоких перемен и кризиса. После Крымской войны, которая завершилась в 1856 году, страна переживала общественные волнения и социальные преобразования. Поражение в войне стало причиной сомнений в способности российской элиты вести страну, что подняло вопросы не только о внутренней политике, но и о месте России в мировой истории. Мыслители того времени искали '''пути укрепления национальной идентичности''', что привело к активной рефлексии на тему <span style="color:#228B22>'''"Москва - Третий Рим"'''.</span> | ||
<span style="color:#228B22>'''«Наследие Византии»:'''</span> концепция "Москва - Третий Рим" утверждала, что после падения Константинополя в 1453 году, Москва взяла на себя роль хранительницы христианства. Это позволило российским интеллектуалам установить связь между духовной миссией России и ее историческим наследием | [[Файл:Послание Filofeya- облако.png|300px|thumb|right|Облако слов по Посланию Филофея]] | ||
<span style="color:#228B22>'''«Наследие Византии»:'''</span> концепция "Москва - Третий Рим" утверждала, что после падения Константинополя в 1453 году, Москва взяла на себя роль хранительницы христианства. Это позволило российским интеллектуалам установить связь между духовной миссией России и ее историческим наследием. | |||
На страницах "Русской беседы" поднимали вопрос о том, как современная Россия может оставаться верной этим традициям и какие обязанности это накладывает на её православное население. Обсуждение концепции приведено в ментальной карте. | На страницах "Русской беседы" поднимали вопрос о том, как современная Россия может оставаться верной этим традициям и какие обязанности это накладывает на её православное население. Обсуждение концепции приведено в ментальной карте. |
Версия 18:40, 23 декабря 2024
Описание работы | |
---|---|
Год начала и завершение | 1856 / 1860 |
Участники события | Тургенев |
Автор Сухоцкая Олеся
«Русская беседа» — журнал славянофильского и патриотического направления, издававшийся в Москве с 1856 по 1860 годы. Издателем – редактором журнала был А. И. Кошёлёв. Журнал пропагандировал идеологию славянофилов: отстаивал необходимость сохранения самодержавия, созыва совещательного земского собора и проведения ряда реформ (свобода печати, отмена смертной казни и др.).
Основные идеи концепции
В середине XIX века Россия находилась в состоянии глубоких перемен и кризиса. После Крымской войны, которая завершилась в 1856 году, страна переживала общественные волнения и социальные преобразования. Поражение в войне стало причиной сомнений в способности российской элиты вести страну, что подняло вопросы не только о внутренней политике, но и о месте России в мировой истории. Мыслители того времени искали пути укрепления национальной идентичности, что привело к активной рефлексии на тему "Москва - Третий Рим".
«Наследие Византии»: концепция "Москва - Третий Рим" утверждала, что после падения Константинополя в 1453 году, Москва взяла на себя роль хранительницы христианства. Это позволило российским интеллектуалам установить связь между духовной миссией России и ее историческим наследием.
На страницах "Русской беседы" поднимали вопрос о том, как современная Россия может оставаться верной этим традициям и какие обязанности это накладывает на её православное население. Обсуждение концепции приведено в ментальной карте.
Российские мыслители рассматривали Москву как центр новой православной цивилизации, которая должна объединить славянские народы и стать их защитницей в сложные времена.
Идеи о необходимости объединения славян были особенно актуальны в контексте борьбы за независимость народов Балкан от Османской империи.
В это время обсуждались и внешнеполитические стратегии России. Все чаще Москва рассматривалась как противовес западным державам, что обосновывало необходимость внешнеэкономических и военных действий.
Публикации и авторы
В журнале "Русская беседа" напечатано множество статей и фрагментов, которые значительно продвигали концепцию "Москва - Третий Рим". Ключевыми фигурами можно назвать А. С. Хомякова и Н. И. Тургенева. Краткая информация об авторах приведена в презентации.
Алексей Степанович Хомяков (1804–1860 гг.) — русский писатель, поэт, философ и культурный деятель, один из основоположников славянофильства. Статьи Алексея Степановича подчеркивали идею о божественной миссии России в мире и призывали к единству православных народов. Хомяков анализировал не только религиозные, но и культурные аспекты этой идеи. Он подчеркивал контраст между западной и восточной цивилизациями, отмечая уникальность русского пути, который, по его мнению, заключался в объединении православия и национального самосознания.
Николай Иванович Тургенев (1818–1883 гг.) — российский писатель и публицист, известный своими работами о русской культуре, истории и философии. Стал известным защищая культурные и духовные ценности, выдвигая идеи о необходимости понимания России как лидерской державы с уникальной миссией. Эти публикации создали обширную дискуссию о том, какую роль Россия должна играть на международной арене и как она может реализовать свой потенциал как "Третий Рим".
Таким образом, обсуждение концепции "Москва - Третий Рим" укрепило значение патриотизма в обществе и помогло сохранить самодержавие, несмотря на вызовы. Российская элита использовала эту концепцию для обоснования политических вмешательств и расширения влияния на Балканах. Концепция "Москва - Третий Рим" в журнале "Русская беседа" стала важной вехой в формировании национальной идентичности в России.
По материалам статьи подготовлен тест.
Список литературы:
1. Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси // БАН, собр. Ф. Плигина, № 57, 21.5.15, рук. XVII в. А. 121 об.
2. Русская беседа. Г. 4, 1859, № 4, кн. 16 https://www.prlib.ru/item/362411
3. Алексеев В. Страницы Москвы – Богучаровские страницы http://www.voskres.ru/literature/library/alekseev.htm
4. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. – К., 1869.
5. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.134-135
6. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 29
7. Тарасов Б. А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю. (1804-1860. Из наследия главы славянофильского движения.) Историко-культурный журнал "Русское наследие", 2004, № 71. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/2004-71.php
8. Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. – 1994. – № 4. – С. 152–162; впервые в: Новый журнал (Нью-Йорк). – 1956. – XLV.