Русское студенческое христианское движение в 1920-30 годы: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 3: Строка 3:
|launch year=1920
|launch year=1920
|closing year=1939
|closing year=1939
|Inventor  
|Inventor Русская Православная Церковь
}}
}}



Версия 12:38, 22 декабря 2024

Описание работы о Русском Студенческом Христианском Движении в 1920-1939-е годы и о том, каким было отношение Движения к церковной иерархии. Было бы важно попытаться проследить, как менялось это отношение в различные периоды указанного отрезка времени.
Год начала и завершение 1920 / 1939
Участники события


Автор Сафин Ильнур

Конференция Русского студенческого христианского движения в финском городе Тавастегус (совр. Хямеэнлинна) в 1913 году

Русское студенческое христианское движение (РСХД),в Российской империи, представляло собой организацию, объединяющую христианскую молодежь для осуществления религиозно-просветительской деятельности. Основной задачей движения было вовлечение молодого поколения в активную духовную жизнь, формирование у него целостного христианского мировоззрения и подготовка будущих проповедников в условиях нарастающего влияния материализма и атеизма.

В 1923 году эмигрантская ветвь РСХД была создана посредством слияния ранее существовавших христианских студенческих объединений в различных европейских городах. Эта ветвь рассматривала себя как продолжение дореволюционной организации, при этом акцентируя внимание на православии как основной конфессии.

История

РСХД до революции

Зарождение Русского студенческого христианского движения (РСХД) произошло в 1899 году, когда генеральный секретарь Всемирного христианского союза студентов (ВХСС) Джон Мотт посетил Финляндию, которая тогда входила в состав Российской империи, с целью создания местного отделения союза. Для этого он встретился с П. Н. Николаи. Как отмечал А. В. Карташев, Мотт был человеком с широким кругозором и поддерживал дружественные отношения с будущими московскими патриархами-миссионерами Тихоном и Сергием.

Джон Мотт, занимавший пост генерального секретаря Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) и президента Ассоциации молодых христиан (YMCA), сыграл значительную роль в поддержке русских за границей. Он оказывал финансовую помощь Русскому студенческому христианскому движению (РСХД), содействовал учреждению Свято-Сергиевского богословского института и участвовал в создании издательства ИМКА-Пресс.

Лекции Джона Мотта пользовались большим успехом среди российских студентов, что привело к возникновению библейских кружков в нескольких городах. Изначально эти кружки состояли главным образом из протестантской молодежи, особенно лютеран, но начиная с 1902 года к ним присоединились и православные студенты. В 1905 году в Санкт-Петербурге было основано общество "Маяк" – российское отделение YMCA. После издания указа "Об укреплении начал веротерпимости", который облегчил межконфессиональное взаимодействие, П. Николаи, по предложению Джона Мотта, установил контакт с православными кружками под руководством С. Н. Булгакова и М. А. Новоселова. Однако процесс объединения осложнялся взаимными предрассудками, которые усилились с началом Первой мировой войны. К 1913 году, когда движение насчитывало около 500 участников, оно стало частью Всемирной христианской студенческой федерации. На посту президента РСХД находился В. Ф. Марцинковский, а членами движения были такие деятели, как Л. Н. Липеровский, Александр Никитин, Л. А. Зандер и Ф. Пьянов.

После Октябрьской революции многие члены РСХД подверглись репрессиям со стороны новой власти, и движение внутри Советской России прекратило свое существование. Представители интеллигенции, которые до революции активно участвовали в движении, оказались в эмиграции и начали восстанавливать РСХД совместно с молодыми людьми русского зарубежья.

Фотографии основателей движения можно увидеть в презентации.

Русская эмиграция

После Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны около трех миллионов русских оказались за пределами страны. Это привело к образованию множества русских христианских объединений в европейских столицах, возглавляемых представителями эмигрировавшей российской интеллигенции. Например, в Париже лидером христианской молодежи был А. Калашников, в Берлине вокруг С. Л. Франка и И. А. Ильина формировались группы единомышленников. В Белграде в работе одного из таких кружков принимали участие К. Э. Керн, Н. М. Зернов, Н. Н. Афанасьев, В. В. Зеньковский, С. С. Безобразов и Н. М. Терещенко. В Праге подобный кружок организовали деятели дореволюционного студенческого движения в России, включая Л. Н. Липеровского, А. И. Никитина и М. Л. Брега; этот кружок, как и большинство подобных объединений того времени, имел интерконфессиональный характер. Уже в 1921 году на съезде Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в Пекине русские студенческие организации оформились как самостоятельная ветвь.