Новелла Серебряного века: проблемы классификации: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 1: Строка 1:
{{PhilologyWorks
|Description=В статье рассматривается специфика проектирования особой мифореальности, стыкующей социокультурные реалии и мифологемы архетипического сознания в творчестве современного писателя В. Пелевина.  В современном литературоведении особый интерес представляют исследования, связанные с пониманием мифопоэтики не только как способа создания художественного текста, но и метода интерпретации семиотического поля. Художественная эстетизация архетипических мифосмыслов в творчестве Пелевина реализуется через игровую поэтику. Мифообразы и мифосмыслы встраиваются автором в современный социокультурный контекст. Так, например, идентификация авторской модели мира и художественной концепции в романе В. Пелевина «Жизнь насекомых» может быть реализована только через аналитическую мифопоэтику инсектного кода, который кодирует «возможные» мифопоэтические и реальные историософские смыслы.
|Inventor=Пелевин
|Environment=Жизнь насекомых
|launch year=1993
}}
Автор [[Участник:Марина Луканина| Марина Луканина]]
Автор [[Участник:Марина Луканина| Марина Луканина]]



Версия 13:31, 21 декабря 2024



Краткое содержание В статье рассматривается специфика проектирования особой мифореальности, стыкующей социокультурные реалии и мифологемы архетипического сознания в творчестве современного писателя В. Пелевина. В современном литературоведении особый интерес представляют исследования, связанные с пониманием мифопоэтики не только как способа создания художественного текста, но и метода интерпретации семиотического поля. Художественная эстетизация архетипических мифосмыслов в творчестве Пелевина реализуется через игровую поэтику. Мифообразы и мифосмыслы встраиваются автором в современный социокультурный контекст. Так, например, идентификация авторской модели мира и художественной концепции в романе В. Пелевина «Жизнь насекомых» может быть реализована только через аналитическую мифопоэтику инсектного кода, который кодирует «возможные» мифопоэтические и реальные историософские смыслы.
Авторы, о которых сделана работа Пелевин
Конкретное произведение, о котором речь Жизнь насекомых
Год написания произведения 1993

Автор Марина Луканина

Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала новелла, что создает почву для исследования особенностей жанра в тот период.

Одна из проблем, встающих перед исследователями жанра, — вопрос классификации новелл. В статье представлены разные точки зрения на типологию жанра новеллы в русской литературе Серебряного века, а также предлагается собственный вариант типологии текстов, опирающийся на фабульные особенности произведений, что позволяет применять данную классификацию при разработке методических материалов для изучения жанра.

Жанр новеллы в русской литературе

Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».

Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы», опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории».

Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на платформе MindMeister. Также предлагается второй вариант ментальной карты.

Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».

В исследовании рассматривается более строгое, традиционное понимание жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).

Однако новелла Серебряного века не в полной мере соответствовала жанровому канону. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это привело к экспериментам с формой, вызванным желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые, как следствие, жанровая поэтика новеллы претерпевает изменения.

С. А. Ташлыков приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры».

Классификация новелл Серебряного века

Существуют разные точки зрения на классификацию новелл Серебряного века, связанные с разными подходами. С. А. Ташлыков считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом.


Сходная точка зрения представлена и у О. Н. Калениченко: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в романах концепции мира и взаимоотношения с ним человека». Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные».

Предложенные типологии связаны в большей степени с внелитературным контекстом бытования самих текстов (с литературными течениями). Поэтому с учетом типологий новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко предлагается вариант, который будет основываться на собственно текстуальных фактах.

Большое значение в построении новеллы имеет фабула, поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения можно выделить три вектора, в которых развивается новелла этого периода:

  1. реалистические новеллы, ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы;
  2. символистские новеллы, представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников;
  3. новеллы-стилизации, являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.


Значение классификации

Таким образом, классификация текстов в соответствии с их жанровыми особенностями имеет значение с точки зрения систематизации текстов литературы Серебряного века для более глубокого изучения литературного процесса и жанровой специфики произведений эпохи.

Предложенная нами типология может применяться для составления методических разработок для изучения малых жанров Серебряного века на уровне среднего и высшего образования, а также поможет определить вектор анализа текста при работе с ним и его элементы, на которые стоит обратить внимание обучающегося. Ниже представлены методические разработки, созданные с опорой на рассматриваемую в статье классификацию.

Методические разработки, созданные с применением разработанной классификации

По материалам статьи был разработан тест.

Использованные источники

  1. Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX – начала XX века: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла : автореф. дис. … доктора филол. наук : 10.01.01 / Калениченко Ольга Николаевна. – Волгоград, 2000. – 39 с.
  2. Кормилов С. И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ИНИОН РАН. М., 2001. Стб. 856–857.
  3. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. – Москва : Наука, 1990. – 278 с.
  4. Михайлов А. В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1968. Т. 5. Стб. 306–308.
  5. Ташлыков, С. А. А.И. Куприн: поэтика новеллы : монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – 101 с.
  6. Эпштейн Н. М. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 248.