Новелла Серебряного века: проблемы классификации: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 5: Строка 5:
Автор [[Участник:Марина Луканина| Марина Луканина]]
Автор [[Участник:Марина Луканина| Марина Луканина]]


Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала новелла, что создает почву для исследования особенностей жанра в тот период.
Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала '''новелла''', что создает почву для исследования особенностей жанра в тот период.


=== Жанр новеллы в русской литературе ===
=== Жанр новеллы в русской литературе ===
Строка 11: Строка 11:
Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».  
Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».  


Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы», опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории».  
Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет '''труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы»''', опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей '''«Русская новелла. Проблемы теории и истории»'''.  
[[Файл:Ментальная карта Рассказ и новелла.png|1150px|thumb|left|описание|Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на [https://www.mindmeister.com/ платформе MindMeister]]]
[[Файл:Ментальная карта Рассказ и новелла.png|1150px|thumb|left|описание|Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на [https://www.mindmeister.com/ платформе MindMeister]]]


Строка 37: Строка 37:
Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».
Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».


В своем исследовании мы будем придерживаться более строгого, традиционного понимания жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).
В своем исследовании мы будем придерживаться более строгого, традиционного понимания жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: '''анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта''' (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).


Однако новелла Серебряного века не всегда соответствовала жанровому канону. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это привело к экспериментам с формой, вызванным желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые, как следствие, жанровая поэтика новеллы претерпевает изменения.  
Однако новелла Серебряного века не в полной мере соответствовала жанровому канону. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это привело к экспериментам с формой, вызванным желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые, как следствие, жанровая поэтика новеллы претерпевает изменения.  


С. А. Ташлыков приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры».  
С. А. Ташлыков приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры».  
Строка 48: Строка 48:
[[Файл:Калениченко Ольга Николаевна.webp|150px|thumb|right|[http://edu.vspu.ru/lit/kaf/ist/kalenichenko/ Ольга Николаевна Калениченко]]]
[[Файл:Калениченко Ольга Николаевна.webp|150px|thumb|right|[http://edu.vspu.ru/lit/kaf/ist/kalenichenko/ Ольга Николаевна Калениченко]]]
   
   
Существуют разные точки зрения на классификацию новелл Серебряного века, связанные с разными подходами. С. А. Ташлыков считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом.  
Существуют разные точки зрения на классификацию новелл Серебряного века, связанные с разными подходами. '''С. А. Ташлыков''' считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом.  




Сходная точка зрения представлена и у О. Н. Калениченко: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в [романах] концепции мира и взаимоотношения с ним человека». Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные».  
Сходная точка зрения представлена и у '''О. Н. Калениченко''': она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в [романах] концепции мира и взаимоотношения с ним человека». Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные».  


Предложенные типологии связаны в большей степени с внелитературным контекстом бытования самих текстов (с литературными течениями). Поэтому, ориентируясь на типологии новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко, мы бы хотели предложить свой вариант, который будет основываться на собственно текстуальных фактах.  
Предложенные типологии связаны в большей степени с внелитературным контекстом бытования самих текстов (с литературными течениями). Поэтому, ориентируясь на типологии новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко, мы бы хотели предложить свой вариант, который будет основываться на собственно текстуальных фактах.  


Большое значение в построении новеллы имеет фабула, поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения можно выделить три вектора, в которых развивается новелла этого периода:  
Большое значение в построении новеллы имеет '''фабула''', поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения можно выделить '''три вектора''', в которых развивается новелла этого периода:  
# реалистические новеллы, ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы;  
# '''реалистические новеллы''', ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы;  
# символистские новеллы, представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников;  
# '''символистские новеллы''', представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников;  
# новеллы-стилизации, являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.
# '''новеллы-стилизации''', являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.


==== Диаграмма ====
==== Диаграмма ====

Версия 03:35, 14 декабря 2024



Краткое содержание
Авторы, о которых сделана работа
Конкретное произведение, о котором речь Чистый понедельник
Год написания произведения 1890

Автор Марина Луканина

Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала новелла, что создает почву для исследования особенностей жанра в тот период.

Жанр новеллы в русской литературе

Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».

Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы», опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории».

Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на платформе MindMeister


Ментальная карта в Graphviz

Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».

В своем исследовании мы будем придерживаться более строгого, традиционного понимания жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).

Однако новелла Серебряного века не в полной мере соответствовала жанровому канону. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это привело к экспериментам с формой, вызванным желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые, как следствие, жанровая поэтика новеллы претерпевает изменения.

С. А. Ташлыков приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры».

Классификация новелл Серебряного века

Существуют разные точки зрения на классификацию новелл Серебряного века, связанные с разными подходами. С. А. Ташлыков считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом.


Сходная точка зрения представлена и у О. Н. Калениченко: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в [романах] концепции мира и взаимоотношения с ним человека». Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные».

Предложенные типологии связаны в большей степени с внелитературным контекстом бытования самих текстов (с литературными течениями). Поэтому, ориентируясь на типологии новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко, мы бы хотели предложить свой вариант, который будет основываться на собственно текстуальных фактах.

Большое значение в построении новеллы имеет фабула, поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения можно выделить три вектора, в которых развивается новелла этого периода:

  1. реалистические новеллы, ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы;
  2. символистские новеллы, представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников;
  3. новеллы-стилизации, являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.

Диаграмма


Значение классификации

Классификация текстов в соответствии с их жанровыми особенностями имеет значение с точки зрения систематизации текстов литературы Серебряного века для более глубокого изучения литературного процесса и жанровой специфики произведений эпохи.

Предложенная нами типология может применяться для составления методических разработок для изучения малых жанров Серебряного века на уровне среднего и высшего образования. Типология поможет определить вектор анализа текста при работе с ним и его элементы, на которые стоит обратить внимание обучающегося. Ниже представлены методические разработки, созданные с опорой на рассматриваемую в статье классификацию.

Методические разработки, созданные с применением разработанной классификации

Использованные источники

  1. Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX – начала XX века: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла.
  2. Кормилов С. И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ИНИОН РАН. М., 2001. Стб. 856–857
  3. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.
  4. Михайлов А. В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1968. Т. 5. Стб. 306–308.
  5. Ташлыков С. А. А. И. Куприн: поэтика новеллы.
  6. Эпштейн Н. М. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 248.