Мотив "сокровищ" духовных и материальных в романах И.А. Гончарова "Обыкновенная история" и "Обломов": различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
Строка 7: Строка 7:
Интерес к ценностным аспектам романного наследия Гончарова и к выявлению авторского идеала жизни сказался в трудах ведущих гончарововедов:[https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/cej/cej.htm?cmd=p А.Г. Цейтлина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/pru/pru-001-.htm Н.И. Пруцкова], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/ned/ned-001-.htm?cmd=p В.А. Недзвецкого], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/otr/otr-001-.htm?cmd=p М.В. Отрадина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm?cmd=p Е.А. Краснощековой]. Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива "сокровищ", который в архитектоническом построении романа "Обыкновенная история" является ведущим в художественной разработке писателем вопроса о счастье как об определении смысла человеческого бытия.
Интерес к ценностным аспектам романного наследия Гончарова и к выявлению авторского идеала жизни сказался в трудах ведущих гончарововедов:[https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/cej/cej.htm?cmd=p А.Г. Цейтлина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/pru/pru-001-.htm Н.И. Пруцкова], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/ned/ned-001-.htm?cmd=p В.А. Недзвецкого], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/otr/otr-001-.htm?cmd=p М.В. Отрадина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm?cmd=p Е.А. Краснощековой]. Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива "сокровищ", который в архитектоническом построении романа "Обыкновенная история" является ведущим в художественной разработке писателем вопроса о счастье как об определении смысла человеческого бытия.


Цель данной статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать роль мотива «сокровищ» в романе Гончарова «Обыкновенная история» и его аксиологических векторов: "небесное – земное", "духовное – материальное", "поиск - добывание", с помощью которых писатель развивает мысль о разнонаправленных ценностных ориентирах Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых и проясняет внутренние стимулы обоих Адуевых, движущие их на пути к обретению условий личного счастья.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать роль '''мотива «сокровищ»''' в романе Гончарова «Обыкновенная история» и его аксиологических векторов: "духовное (небесное) материальное (земное)", "поиск - добывание", с помощью которых писатель развивает мысль о разнонаправленных ценностных ориентирах Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых и проясняет внутренние стимулы обоих Адуевых, движущие их на пути к обретению условий личного счастья.
   
   
В выстраивании Гончаровым образов центральных фигур романа сказывается его основной «стилевой принцип в организации картины мира» – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении» [Лоскутникова, 2012: 178]. В обнаружении особенностей характеров Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых значительный интерес представляют их ценностные установки. Соотнесенность разных, на первый взгляд, взаимоисключающих жизненных позиций персонажей служит стрежнем их внешнего конфликта.
=== Духовное и материальное ===
=== Духовное и материальное ===
Гончаров создает ценностную систематику образов Адуевых и развивает ее в мотивах ''«сокровищ» небесных и земных'', создавая антитезу ''духовное – материальное''. Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «''небесных''» ценностей: это «''святые волнения''» – любовь и «''особый мир''» – творчество [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 210, 214, 265)]. Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «''доставляет''» дело – это «''деньги''», «''комфорт''», «''чины''» и предметы роскоши [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 218, 390, 421)]. Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «''человек, как и все''», «''думает и чувствует по-земному''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 217)]. Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «''небо у него неразрывно связано с землей''», он «''никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 212)].
Образы Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых автор выстраивает по своему основному стилевому принципу – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении» [Лоскутникова, 2012: 178]. Гончаров показывает, что Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «''небесных''» ценностей: это «''святые волнения''» – любовь и «''особый мир''» – творчество [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 210, 214, 265)]. Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «''доставляет''» дело – это «''деньги''», «''комфорт''», «''чины''» и предметы роскоши [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 218, 390, 421)]. Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «''человек, как и все''», «''думает и чувствует по-земному''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 217)]. Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «''небо у него неразрывно связано с землей''», он «''никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 212)].


В дальнейшем автор развенчивает образ Адуева-младшего как человека, действительно устремлённого к ''духовным – небесным – «сокровищам»'', вскрывая его эгоизм и самообман. В романтической сфере личных отношений «''священные и высокие чувства''», как юноша называет свою любовь, оказываются лишь средством, благодаря которому он тешит свое себялюбие и чувство собственной значимости [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 214)]. Высокомерие Александра Федорыча схвачено в речевой фигуре сравнения: влюбившись в Надиньку Люберецкую, персонаж, по замечанию повествователя, «''вел себя с другими, как богатый капиталист на бирже с мелкими купцами''», а, встречая Юлию Тафаеву, молодой человек размышляет, что «''он, как законный властелин, вступил гордо во владение наследственным богатством и признан с покорностью''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 265, 360)].
В дальнейшем автор развенчивает образ Адуева-младшего как человека, действительно устремлённого к ''духовным – небесным – «сокровищам»'', вскрывая его эгоизм и самообман. В романтической сфере личных отношений «''священные и высокие чувства''», как юноша называет свою любовь, оказываются лишь средством, благодаря которому он тешит свое себялюбие и чувство собственной значимости [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 214)]. Высокомерие Александра Федорыча схвачено в речевой фигуре сравнения: влюбившись в Надиньку Люберецкую, персонаж, по замечанию повествователя, «''вел себя с другими, как богатый капиталист на бирже с мелкими купцами''», а, встречая Юлию Тафаеву, молодой человек размышляет, что «''он, как законный властелин, вступил гордо во владение наследственным богатством и признан с покорностью''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 265, 360)].
Строка 26: Строка 24:
== Литература ==
== Литература ==
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с. <br />
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с. <br />
Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. 572 с. <br />
Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. М.: Языки славянских культур, 2007. 385 с. <br />
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит., 1972. 543 с. <br />
Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2004. 404 с. <br />
Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2004. 404 с. <br />
Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 429 с. <br />
Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 429 с. <br />
Лоскутникова М.Б. Композиционные принципы стилеобразования в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук, ЕЖСН-ESSJ). 2012. № 4. С. 173-179. <br />
Лоскутникова М.Б. Мотив Другого в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русистика и компаративистика. Вып. IX. М.: МГПУ, 2014. С. 99-115.
Лоскутникова М.Б. Мотив Другого в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русистика и компаративистика. Вып. IX. М.: МГПУ, 2014. С. 99-115.

Текущая версия на 01:49, 3 ноября 2024

Автор Маргарита Васильева


Введение

В последнее время отечественное литературоведение актуализировало изучение «феномена ценности в художественном творчестве» [1]. Творец, по формулировке М.М. Бахтина, «находит себя и напряженно чувствует свою творящую активность» [Бахтин, 1975: 70]. Вместе с тем в художественных произведениях запечатлеваются «константы бытия» [Хализев, 2005: 7]. В их обнаружении которых «центральным звеном» является «соотношение между автором и героями» как субъектами «ценностных ориентаций» [Хализев, 2004: 51]. В современной науке изучение аксиологии образов в художественном произведении актуализировано при изучении его архитектонически-мотивной организации, когда мотив понимается «как сосредоточенность автора на проблемно-тематической конкретике в изображении героя или взаимосвязи героев» [Лоскутникова, 2017: 113].

Интерес к ценностным аспектам романного наследия Гончарова и к выявлению авторского идеала жизни сказался в трудах ведущих гончарововедов:А.Г. Цейтлина, Н.И. Пруцкова, В.А. Недзвецкого, М.В. Отрадина, Е.А. Краснощековой. Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива "сокровищ", который в архитектоническом построении романа "Обыкновенная история" является ведущим в художественной разработке писателем вопроса о счастье как об определении смысла человеческого бытия.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать роль мотива «сокровищ» в романе Гончарова «Обыкновенная история» и его аксиологических векторов: "духовное (небесное) – материальное (земное)", "поиск - добывание", с помощью которых писатель развивает мысль о разнонаправленных ценностных ориентирах Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых и проясняет внутренние стимулы обоих Адуевых, движущие их на пути к обретению условий личного счастья.

Духовное и материальное

Образы Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых автор выстраивает по своему основному стилевому принципу – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении» [Лоскутникова, 2012: 178]. Гончаров показывает, что Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «небесных» ценностей: это «святые волнения» – любовь и «особый мир» – творчество (с. 210, 214, 265). Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «доставляет» дело – это «деньги», «комфорт», «чины» и предметы роскоши (с. 218, 390, 421). Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «человек, как и все», «думает и чувствует по-земному» (с. 217). Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «небо у него неразрывно связано с землей», он «никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека» (с. 212).

В дальнейшем автор развенчивает образ Адуева-младшего как человека, действительно устремлённого к духовным – небесным – «сокровищам», вскрывая его эгоизм и самообман. В романтической сфере личных отношений «священные и высокие чувства», как юноша называет свою любовь, оказываются лишь средством, благодаря которому он тешит свое себялюбие и чувство собственной значимости (с. 214). Высокомерие Александра Федорыча схвачено в речевой фигуре сравнения: влюбившись в Надиньку Люберецкую, персонаж, по замечанию повествователя, «вел себя с другими, как богатый капиталист на бирже с мелкими купцами», а, встречая Юлию Тафаеву, молодой человек размышляет, что «он, как законный властелин, вступил гордо во владение наследственным богатством и признан с покорностью» (с. 265, 360).

В отношениях с Надинькой Александр упивается мнимыми уникальностью и силой своих романтических чувств, «думая про себя: "Жалкие! кто из вас обладает таким сокровищем, как я?(с. 265). Пылкий внутренний монолог юноши повествователь обрывает ироничной номенклатурной пометой чиновничьего языка: «"кто так умеет чувствовать? чья могучая душа..." и проч.» (с. 265). Романтический знак возвышенного чувства, декларируемый молодым человеком в разговоре с дядюшкой, – «поцелуй <…> какая высокая, небесная награда!» – смыкается до опредмечивающих смыслов, обнаруживающих предпочтение персонажем девушки своим глубоким и особенным, с его точки зрения, переживаниям (с. 239).

Эпизодическая фигура Новинского, призванная в том числе усложнить мотивный узел, активизирует мотив «похищенного сокровища». В момент сокрушительных переживаний Александр Федорыч жалуется дядюшке на свое «несчастие»: граф «похитил все у меня», то, что «дороже всех сокровищ в мире» – «счастье, жизнь» [294, 296]. В своих стенаниях Адуев-младший сыплет романтическими штампами, все более заземляющих его чувство: дуэль для него – «благородный порыв», он заклинает, что граф «дорого заплатит за свое мастерство», «не [будет – М.В.] жить <…> и наслаждаться похищенным сокровищем» [296, 300]. Автор обнаруживает единственно себялюбивый и почти материальный – собственнический – интерес Александра к девушке. Вердикт молодому человеку выносит дядя, который говорит племяннику, что тот «неблагодарен» и поступает «дурно», браня Люберецкую и Новинского: «это эгоизм» [300, 306]. В ироническом замечании Адуева-старшего, о том, что ранее Адуев-младший «был на седьмом небе», а теперь не умеет «перенести горя», автор травестирует причины «мучений», постигших его: они заключаются не в «утраченном счастье» с девушкой, а в «том, что теперь другой» обладает ее благорасположением [236, 298, 308]. Гончаров показывает, что, Александр в своем уязвленном самолюбии неспособен осознать, что чувств и страстных эмоций недостаточно для того, чтобы «жить <…> полною жизнью» [308]. На уровне оппозиций земное – небесное, материальное – духовное, связанных в европейской культуре с христианскими идеалами, «сокровища» персонажа оказываются однозначно вписанными в парадигму земных – материальных.


Литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2004. 404 с.
Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 429 с.
Лоскутникова М.Б. Композиционные принципы стилеобразования в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук, ЕЖСН-ESSJ). 2012. № 4. С. 173-179.
Лоскутникова М.Б. Мотив Другого в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русистика и компаративистика. Вып. IX. М.: МГПУ, 2014. С. 99-115.