Мотив "сокровищ" духовных и материальных в романах И.А. Гончарова "Обыкновенная история" и "Обломов": различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 5: Строка 5:
В последнее время отечественное литературоведение актуализировало изучение «феномена ценности в художественном творчестве» [https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologiya-v-teorii-literatury-osnovnye-napravleniya-tsennostnogo-analiza?ysclid=m30ilm1zml346416712]. Творец, по формулировке М.М. Бахтина, «находит себя и напряженно чувствует свою творящую активность» [Бахтин, 1975: 70]. Вместе с тем в художественных произведениях запечатлеваются «константы бытия» [Хализев, 2005: 7]. В их обнаружении которых «центральным звеном» является «соотношение между автором и героями» как субъектами «ценностных ориентаций» [Хализев, 2004: 51]. В современной науке изучение аксиологии образов в художественном произведении актуализировано при изучении его архитектонически-мотивной организации, когда мотив понимается «как сосредоточенность автора на проблемно-тематической конкретике в изображении героя или взаимосвязи героев» [Лоскутникова, 2017: 113].  
В последнее время отечественное литературоведение актуализировало изучение «феномена ценности в художественном творчестве» [https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologiya-v-teorii-literatury-osnovnye-napravleniya-tsennostnogo-analiza?ysclid=m30ilm1zml346416712]. Творец, по формулировке М.М. Бахтина, «находит себя и напряженно чувствует свою творящую активность» [Бахтин, 1975: 70]. Вместе с тем в художественных произведениях запечатлеваются «константы бытия» [Хализев, 2005: 7]. В их обнаружении которых «центральным звеном» является «соотношение между автором и героями» как субъектами «ценностных ориентаций» [Хализев, 2004: 51]. В современной науке изучение аксиологии образов в художественном произведении актуализировано при изучении его архитектонически-мотивной организации, когда мотив понимается «как сосредоточенность автора на проблемно-тематической конкретике в изображении героя или взаимосвязи героев» [Лоскутникова, 2017: 113].  


Счастье – одна из фундаментальных категорий человеческого существования, нашедшая отражение и в романном наследии Гончарова. В творчестве писателя она включена в «“последние” вопросы о самой природе
Интерес к ценностным аспектам романного наследия Гончарова и к выявлению авторского идеала жизни сказался в трудах ведущих гончарововедов:[https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/cej/cej.htm?cmd=p А.Г. Цейтлина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/pru/pru-001-.htm Н.И. Пруцкова], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/ned/ned-001-.htm?cmd=p В.А. Недзвецкого], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/otr/otr-001-.htm?cmd=p М.В. Отрадина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm?cmd=p Е.А. Краснощековой]. Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива "сокровищ", который в архитектоническом построении романа "Обыкновенная история" является ведущим при художественной разработке писателем вопроса о счастье как об определении смысла человеческого бытия.
человека и его назначения на земле и во Вселенной» [Недзвецкий, 1992: 46]. Актуальность проблемы авторского осмысления и понимания счастья в романных мирах Гончарова подтверждается в трудах [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/cej/cej.htm?cmd=p А.Г. Цейтлина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/pru/pru-001-.htm Н.И. Пруцкова], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/ned/ned-001-.htm?cmd=p В.А. Недзвецкого], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/otr/otr-001-.htm?cmd=p М.В. Отрадина], [https://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm?cmd=p Е.А. Краснощековой]. Ведущие гончарововеды в своих монографических работах свидетельствуют о том, что именно роман «Обыкновенная история» является отправной точкой авторских размышлений о счастье как о смысле человеческого бытия.  


Цель данной статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать роль '''мотива «сокровищ»''' в художественной разработке писателем вопроса о счастье как об определении смысла человеческого бытия, явленном в романе "Обыкновенная история".
Цель статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать роль мотива «сокровищ» в романе Гончарова «Обыкновенная история» и выявить его аксиологические векторы: показать, как писатель с помощью тематических оппозиций мечтательное – прагматичное, духовное – материальное, небесное – земное проводит мысль о разнонаправленных ценностных ориентирах Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых и двух антитетических жизненных стратегиях – искание и добывание «сокровищ».


В выстраивании Гончаровым образов центральных фигур романа сказывается его основной «стилевой принцип в организации картины мира» – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении» [Лоскутникова, 2012: 178]. В обнаружении особенностей характеров Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых значительный интерес представляют их ценностные установки. Соотнесенность разных, на первый взгляд, взаимоисключающих жизненных позиций персонажей служит стрежнем их внешнего конфликта. В архитектоническом строе романа эта контрадикторная оппозиция поддержана разработкой мотива "сокровищ" духовных и материальных и его аксиологическах векторах - «поиска» и «добывания» счастья.
В выстраивании Гончаровым образов центральных фигур романа сказывается его основной «стилевой принцип в организации картины мира» – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении» [Лоскутникова, 2012: 178]. В обнаружении особенностей характеров Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых значительный интерес представляют их ценностные установки. Соотнесенность разных, на первый взгляд, взаимоисключающих жизненных позиций персонажей служит стрежнем их внешнего конфликта. В архитектоническом строе романа эта контрадикторная оппозиция поддержана разработкой мотива "сокровищ" духовных и материальных и его аксиологическах векторах - «поиска» и «добывания» счастья.
и выявить его аксиологические векторы: показать, как писатель с помощью тематических оппозиций духовное – материальное, небесное – земное проводит мысль о разнонаправленных ценностных ориентирах Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых и двух антитетических жизненных стратегиях – искание и добывание «сокровищ».
Однако до сих пор в науке не исследована роль мотива "сокровищ" в романе "Обыкновенная история" при .
и
его роли в архитектоническом построении и формировании аксиологии в романе
«Обыкновенная история».
Однако особенности мотивно-архитектонической организации романа Гончарова «Обыкновенная история» в
Особенности концептуальных писательских решений  в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история" остаются малоизученными, что представляет научный интерес.
Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива "сокровищ", который в архитектоническом построении
счастья  и формировании аксиологии в романе
«Обыкновенная история».
Интерес к ценностным аспектам романного наследия Гончарова и к выявлению авторского идеала жизни сказался в трудах ведущих гончарововедов:. Однако особенности мотивно-архитектонической организации и выявление остаются малоизученными, что представляет научный интерес
Однако обращение к мотивному анализу романного творчества Гончарова и
Одной из ведущих фундаментальных категорий человеческого существования
, нашедшей отражение и в романном наследии Гончарова, явлется категория счастья.
Счастье –  Ведущие гончарововеды в монографических работах по романному
наследию Гончарова свидетельствуют о том, что именно роман «Обыкновенная
история» является отправной точкой авторских размышлений о счастье как о
смысле человеческого бытия2.
В творчестве писателя она включена в «“последние” вопросы о самой природе
человека и его назначения на земле и во Вселенной» [Недзвецкий, 1992: 46].
Ведущие гончарововеды в монографических работах по романному
наследию Гончарова свидетельствуют о том, что именно роман «Обыкновенная
история» является отправной точкой авторских размышлений о счастье как о
смысле человеческого бытия2.
, являющегося отправной точкой в постижении писателем коренных мировоззренческих вопросов, . В рамках настоящей статьи мотив, вслед за М.Б. Лоскутниковой, понимается как «''сосредоточенность автора на проблемно-тематической конкретике в изображении героя или взаимосвязи героев''».
Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива счастья и
его роли в архитектоническом построении и формировании аксиологии в романе
«Обыкновенная история».
В ценностной системе романа мотивный комплекс счастья являет разные
смыслы не только на уровне оппозиций «мечтания» и расчет, духовные
(небесные) и материальные (земные) «сокровища», но и на уровне оппозиции
«поиск» и «добывание», проясняющей внутренние стимулы обоих Адуевых,
движущие их на пути к обретению условий личного счастья.
В выстраивании Гончаровым образов центральных фигур романа сказывается его основной «стилевой принцип в организации картины мира» – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении».
В обнаружении особенностей характеров Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых значительный интерес представляют их ценностные установки. Соотнесенность разных, на первый взгляд, взаимоисключающих жизненных позиций персонажей служит стрежнем их внешнего конфликта. В архитектоническом строе романа эта контрадикторная оппозиция поддержана разработкой мотивного комплекса «счастья» и образующих его мотивов «мечтаний» и расчета, духовных и материальных «сокровищ», «поиска» и «добывания» счастья.
=== Духовное и материальное ===
=== Духовное и материальное ===
Гончаров создает ценностную систематику образов Адуевых и развивает ее в мотивах ''«сокровищ» небесных и земных'', создавая антитезу ''духовное – материальное''. Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «''небесных''» ценностей: это «''святые волнения''» – любовь и «''особый мир''» – творчество [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 210, 214, 265)]. Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «''доставляет''» дело – это «''деньги''», «''комфорт''», «''чины''» и предметы роскоши [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 218, 390, 421)]. Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «''человек, как и все''», «''думает и чувствует по-земному''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 217)]. Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «''небо у него неразрывно связано с землей''», он «''никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 212)].
Гончаров создает ценностную систематику образов Адуевых и развивает ее в мотивах ''«сокровищ» небесных и земных'', создавая антитезу ''духовное – материальное''. Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «''небесных''» ценностей: это «''святые волнения''» – любовь и «''особый мир''» – творчество [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 210, 214, 265)]. Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «''доставляет''» дело – это «''деньги''», «''комфорт''», «''чины''» и предметы роскоши [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 218, 390, 421)]. Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «''человек, как и все''», «''думает и чувствует по-земному''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 217)]. Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «''небо у него неразрывно связано с землей''», он «''никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 212)].
Строка 81: Строка 21:
«несчастие»: граф «похитил все у меня», то, что «дороже всех сокровищ в мире» – «счастье, жизнь» [294, 296]. В своих стенаниях Адуев-младший сыплет романтическими штампами, все более заземляющих его чувство: дуэль для него – «благородный порыв», он заклинает, что граф «дорого заплатит за свое мастерство», «не [будет – М.В.] жить <…> и наслаждаться похищенным сокровищем» [296, 300]. Автор обнаруживает единственно себялюбивый и почти материальный – собственнический – интерес Александра к девушке. Вердикт молодому человеку выносит дядя, который говорит племяннику, что тот «неблагодарен» и поступает «дурно», браня Люберецкую и Новинского: «это  
«несчастие»: граф «похитил все у меня», то, что «дороже всех сокровищ в мире» – «счастье, жизнь» [294, 296]. В своих стенаниях Адуев-младший сыплет романтическими штампами, все более заземляющих его чувство: дуэль для него – «благородный порыв», он заклинает, что граф «дорого заплатит за свое мастерство», «не [будет – М.В.] жить <…> и наслаждаться похищенным сокровищем» [296, 300]. Автор обнаруживает единственно себялюбивый и почти материальный – собственнический – интерес Александра к девушке. Вердикт молодому человеку выносит дядя, который говорит племяннику, что тот «неблагодарен» и поступает «дурно», браня Люберецкую и Новинского: «это  
эгоизм» [300, 306]. В ироническом замечании Адуева-старшего, о том, что ранее Адуев-младший «был на седьмом небе», а теперь не умеет «перенести горя», автор травестирует причины «мучений», постигших его: они заключаются не в «утраченном счастье» с девушкой, а в «том, что теперь другой» обладает ее благорасположением [236, 298, 308]. Гончаров показывает, что, Александр в своем уязвленном самолюбии неспособен осознать, что чувств и страстных эмоций недостаточно для того, чтобы «жить <…> полною жизнью» [308]. На уровне оппозиций земное – небесное, материальное – духовное, связанных в европейской культуре с христианскими идеалами, «сокровища» персонажа оказываются однозначно вписанными в парадигму земных – материальных.  
эгоизм» [300, 306]. В ироническом замечании Адуева-старшего, о том, что ранее Адуев-младший «был на седьмом небе», а теперь не умеет «перенести горя», автор травестирует причины «мучений», постигших его: они заключаются не в «утраченном счастье» с девушкой, а в «том, что теперь другой» обладает ее благорасположением [236, 298, 308]. Гончаров показывает, что, Александр в своем уязвленном самолюбии неспособен осознать, что чувств и страстных эмоций недостаточно для того, чтобы «жить <…> полною жизнью» [308]. На уровне оппозиций земное – небесное, материальное – духовное, связанных в европейской культуре с христианскими идеалами, «сокровища» персонажа оказываются однозначно вписанными в парадигму земных – материальных.  
Эпизодическая фигура графа Новинского, призванная в том числе усложнить мотивный узел, активизирует мотив «похищенного сокровища». В момент сокрушительных переживаний «''об утраченном счастье''» Александр Федорыч обращается с жалобой к своему дядюшке: Новинский «''похитил всё у меня''», то, что «''дороже всех сокровищ в мире» – «счастье, жизнь»'' [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 296)]. В своих стенаниях Адуев-младший сыплет романтическими штампами, всё более заземляющих его чувство: дуэль для него – «''благородный порыв''», возможность «''оспо́ривать''» своё, он заклинает, что граф «''дорого заплатит за свое мастерство''», «''не [будет] жить <…> и наслаждаться похищенным сокровищем''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 296, 300)]. Автор обнаруживает единственно себялюбивый и почти материальный – собственнический интерес – Александра к девушке. На уровне оппозиций земное – небесное, материальное – духовное, связанных в европейской культуре с христианскими идеалами, «сокровища» персонажа оказываются однозначно вписанными в парадигму земных – материальных.
Заземление возвышенных упований Александра Федорыча на любовь, способность к которой воспринимается им как «''дар''», происходит в последующих романтических отношениях, показанных Гончаровым зеркально первым, причем персонаж сам играет в них роль презираемых им Надиньки – «''изменницы''» и графа – «''похитителя''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 309, 337, 360)]. Автор в речи повествователя, сопряженной с субъектным сознанием Адуева-младшего, подбирает те же стилистические маркеры, что были явлены в словах молодого человека в адрес Люберецкой и Новинского.
Зазор между желаемым и наличным открывается Александром не только в любви, но и в творчестве, к которому он чувствовал «''призвание''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 222)]. Крупное разуверение персонажа в том, что в него «''вложен свыше творческий дар''», замыкает череду его драматических разочарований в мнимо духовных устремлениях и подготавливает новые – в себе и в жизни [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 451)]. Находясь в состоянии отчаянья, он размышляет: «''сколько сокровищ открыл я в душе своей: куда они делись? Я пустил их в размен по свету <…> и <…> получил <…> горькое разочарование''» [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 392)]. Мотив «сокровищ» в данном эпизоде подается в трагикомичной интонации: Гончаров не наделяет Александра Федорыча способностью осознать, что духовные качества – «сокровища», которые персонаж называет, но которых он не понимает и которыми не владеет – не могут быть совместимы с эгоизмом и не должны приниматься человеком как данность. По мысли автора, их следует развивать в процессе самостоятельного и упорного труда над самим собой. Адуеву-младшему, исполненному тщеславия и самолюбия, рефлексия недоступна: «''всю пустоту и всю ничтожность жизни''», которые ощутил персонаж, связаны лишь исключительно с тем, что духовно пуст он сам [https://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gon97/g01/g01-172-.htm (с. 414)].





Версия 01:19, 3 ноября 2024

Автор Маргарита Васильева


Введение

В последнее время отечественное литературоведение актуализировало изучение «феномена ценности в художественном творчестве» [1]. Творец, по формулировке М.М. Бахтина, «находит себя и напряженно чувствует свою творящую активность» [Бахтин, 1975: 70]. Вместе с тем в художественных произведениях запечатлеваются «константы бытия» [Хализев, 2005: 7]. В их обнаружении которых «центральным звеном» является «соотношение между автором и героями» как субъектами «ценностных ориентаций» [Хализев, 2004: 51]. В современной науке изучение аксиологии образов в художественном произведении актуализировано при изучении его архитектонически-мотивной организации, когда мотив понимается «как сосредоточенность автора на проблемно-тематической конкретике в изображении героя или взаимосвязи героев» [Лоскутникова, 2017: 113].

Интерес к ценностным аспектам романного наследия Гончарова и к выявлению авторского идеала жизни сказался в трудах ведущих гончарововедов:А.Г. Цейтлина, Н.И. Пруцкова, В.А. Недзвецкого, М.В. Отрадина, Е.А. Краснощековой. Однако до сих пор в науке не представлен системный анализ мотива "сокровищ", который в архитектоническом построении романа "Обыкновенная история" является ведущим при художественной разработке писателем вопроса о счастье как об определении смысла человеческого бытия.

Цель статьи состоит в том, чтобы продемонстрировать роль мотива «сокровищ» в романе Гончарова «Обыкновенная история» и выявить его аксиологические векторы: показать, как писатель с помощью тематических оппозиций мечтательное – прагматичное, духовное – материальное, небесное – земное проводит мысль о разнонаправленных ценностных ориентирах Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых и двух антитетических жизненных стратегиях – искание и добывание «сокровищ».

В выстраивании Гончаровым образов центральных фигур романа сказывается его основной «стилевой принцип в организации картины мира» – «изображение действительности в постоянном композиционном соположении» [Лоскутникова, 2012: 178]. В обнаружении особенностей характеров Александра Федорыча и Петра Иваныча Адуевых значительный интерес представляют их ценностные установки. Соотнесенность разных, на первый взгляд, взаимоисключающих жизненных позиций персонажей служит стрежнем их внешнего конфликта. В архитектоническом строе романа эта контрадикторная оппозиция поддержана разработкой мотива "сокровищ" духовных и материальных и его аксиологическах векторах - «поиска» и «добывания» счастья.

Духовное и материальное

Гончаров создает ценностную систематику образов Адуевых и развивает ее в мотивах «сокровищ» небесных и земных, создавая антитезу духовное – материальное. Александр Федорыч устремлен в сферу духовных, или, как их иронично называет Петр Иваныч, «небесных» ценностей: это «святые волнения» – любовь и «особый мир» – творчество (с. 210, 214, 265). Сам же Адуев-старший признает лишь материальные – земные – блага, которые «доставляет» дело – это «деньги», «комфорт», «чины» и предметы роскоши (с. 218, 390, 421). Петр Иваныч относит себя к категории людей обыкновенных: он «человек, как и все», «думает и чувствует по-земному» (с. 217). Племянник же не может разделить позиции дяди, про которого говорит: «небо у него неразрывно связано с землей», он «никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека» (с. 212).

В дальнейшем автор развенчивает образ Адуева-младшего как человека, действительно устремлённого к духовным – небесным – «сокровищам», вскрывая его эгоизм и самообман. В романтической сфере личных отношений «священные и высокие чувства», как юноша называет свою любовь, оказываются лишь средством, благодаря которому он тешит свое себялюбие и чувство собственной значимости (с. 214). Высокомерие Александра Федорыча схвачено в речевой фигуре сравнения: влюбившись в Надиньку Люберецкую, персонаж, по замечанию повествователя, «вел себя с другими, как богатый капиталист на бирже с мелкими купцами», а, встречая Юлию Тафаеву, молодой человек размышляет, что «он, как законный властелин, вступил гордо во владение наследственным богатством и признан с покорностью» (с. 265, 360).

В отношениях с Надинькой Александр упивается мнимыми уникальностью и силой своих романтических чувств, «думая про себя: "Жалкие! кто из вас обладает таким сокровищем, как я?(с. 265). Пылкий внутренний монолог юноши повествователь обрывает ироничной номенклатурной пометой чиновничьего языка: «"кто так умеет чувствовать? чья могучая душа..." и проч.» (с. 265). Романтический знак возвышенного чувства, декларируемый молодым человеком в разговоре с дядюшкой, – «поцелуй <…> какая высокая, небесная награда!» – смыкается до опредмечивающих смыслов, обнаруживающих предпочтение персонажем девушки своим глубоким и особенным, с его точки зрения, переживаниям (с. 239).

Эпизодическая фигура Новинского, призванная в том числе усложнить мотивный узел, активизирует мотив «похищенного сокровища». В момент сокрушительных переживаний Александр Федорыч жалуется дядюшке на свое «несчастие»: граф «похитил все у меня», то, что «дороже всех сокровищ в мире» – «счастье, жизнь» [294, 296]. В своих стенаниях Адуев-младший сыплет романтическими штампами, все более заземляющих его чувство: дуэль для него – «благородный порыв», он заклинает, что граф «дорого заплатит за свое мастерство», «не [будет – М.В.] жить <…> и наслаждаться похищенным сокровищем» [296, 300]. Автор обнаруживает единственно себялюбивый и почти материальный – собственнический – интерес Александра к девушке. Вердикт молодому человеку выносит дядя, который говорит племяннику, что тот «неблагодарен» и поступает «дурно», браня Люберецкую и Новинского: «это эгоизм» [300, 306]. В ироническом замечании Адуева-старшего, о том, что ранее Адуев-младший «был на седьмом небе», а теперь не умеет «перенести горя», автор травестирует причины «мучений», постигших его: они заключаются не в «утраченном счастье» с девушкой, а в «том, что теперь другой» обладает ее благорасположением [236, 298, 308]. Гончаров показывает, что, Александр в своем уязвленном самолюбии неспособен осознать, что чувств и страстных эмоций недостаточно для того, чтобы «жить <…> полною жизнью» [308]. На уровне оппозиций земное – небесное, материальное – духовное, связанных в европейской культуре с христианскими идеалами, «сокровища» персонажа оказываются однозначно вписанными в парадигму земных – материальных.


Литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. 572 с.
Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. М.: Языки славянских культур, 2007. 385 с.
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит., 1972. 543 с.
Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2004. 404 с.
Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 429 с.
Лоскутникова М.Б. Мотив Другого в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русистика и компаративистика. Вып. IX. М.: МГПУ, 2014. С. 99-115.