Креолизованный текст на уроке литературы как способ повышения читательской грамотности в 8-9 классах: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 5: Строка 5:
** оценка надёжности представленной информации по критериям;  
** оценка надёжности представленной информации по критериям;  
** анализ, систематизация, интерпретация литературной (и любой другой) информации и различных форм представления.  
** анализ, систематизация, интерпретация литературной (и любой другой) информации и различных форм представления.  
[[Файл:Кластер.png|800px|right|Взаимосвязь терминов "читательская грамотность", "читательская компетентность", "новая грамотность". Кластер создан с помощью платформы [https://miro.com/app/board/uXjVL08baGw=/</span>]]
[[Файл:Кластер.png|650px|right|Взаимосвязь терминов "читательская грамотность", "читательская компетентность", "новая грамотность". Кластер создан с помощью платформы [https://miro.com/app/board/uXjVL08baGw=/</span>]]]


Значимость достижения перечисленных результатов представляется актуальной в связи с использованием креолизованных текстов на уроках литературы. Такие тексты преподносят материал с помощью различных средств, <span style="color:#228B22>'''включая графики, иллюстрации, схемы, ссылки.'''</span> Это требует от читателя готовности осмыслить представленную информацию, оценить её надёжность и целесообразность подобранных компонентов текста. Кроме того, обучающимся необходимо грамотно интерпретировать содержание предложенного для анализа текста,что доказывает ''необходимость привлечения креолизованных текстов при изучении художественных произведений в школе''.
Значимость достижения перечисленных результатов представляется актуальной в связи с использованием креолизованных текстов на уроках литературы. Такие тексты преподносят материал с помощью различных средств, <span style="color:#228B22>'''включая графики, иллюстрации, схемы, ссылки.'''</span> Это требует от читателя готовности осмыслить представленную информацию, оценить её надёжность и целесообразность подобранных компонентов текста. Кроме того, обучающимся необходимо грамотно интерпретировать содержание предложенного для анализа текста,что доказывает ''необходимость привлечения креолизованных текстов при изучении художественных произведений в школе''.
Строка 11: Строка 11:
[[Файл:Глава первая пример.jpg|400px|thumb|right|[https://metodika-rki.livejournal.com/tag/Евгений%20Онегин Пример креолизованного текста]]]  
[[Файл:Глава первая пример.jpg|400px|thumb|right|[https://metodika-rki.livejournal.com/tag/Евгений%20Онегин Пример креолизованного текста]]]  


===Проблема снижения уровня читательской грамотности===
Поколение современных школьников, обучающихся  в эпоху Интернета, существенно отличается от предшественников. Эта разница объясняется изменением типа мышления современного человека: в силу объёма информации, которая «обрушивается» на него, мышление приобрело клиповый характер. Литературовед <span style="color:#3CB371>'''[https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22622624_45295998.pdf И.Е. Казакова]'''</span> утверждает, что понятие «клипового мышления» используется применительно к случаям, «когда человек воспринимает мир как серию почти не связанных между собой частей, фактов или событий». Согласно этому явлению человек «читающий» превращается в непрерывно воспринимающего реальность в образах, которые ему представляются. Так, по мнению авторов статьи «Клиповое мышление как феномен современного общества», у представителей современного общества восприятие мира осуществляется через «яркое короткое послание, воплощённое в виде видеоклипа или телевизионных новостей»'''[https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22622624_45295998.pdf И.Е. Казакова]'''. Подобное мышление диктует постоянное обращение к визуальному материалу, текст в привычном нам виде уже практически не воспринимается. Любая подача информации, будь то небольшой пост или же доклад, требует иллюстративного сопровождения. В связи с этим необходимо иметь в виду, что трансформация понятия читательской грамотности сегодня определяется изменением психологических особенностей читателя в первую очередь. Важно учитывать этот фактор при подборе методических приёмов обучения литературе в школе.
Автор [[Участник:Михайлова Елизавета| Елизавета Михайлова]]
Автор [[Участник:Михайлова Елизавета| Елизавета Михайлова]]


[[Категория:Работы филологов ИГН]]
[[Категория:Работы филологов ИГН]]
[[Категория:PhilologyWorks]]
[[Категория:PhilologyWorks]]

Текущая версия на 22:17, 20 декабря 2024

Читательская грамотность в современной школе

Формирование навыков читательской грамотности является неотъемлемой частью освоения учебной программы основного образования по литературе. Согласно обновленному федеральному государственному образовательному стандарту обучающиеся должны овладеть такими читательскими умениями, как:

    • выявление дефицита информационных данных,
    • решение учебных задач при работе с разными типами текстов,
    • оценка надёжности представленной информации по критериям;
    • анализ, систематизация, интерпретация литературной (и любой другой) информации и различных форм представления.
Взаимосвязь терминов "читательская грамотность", "читательская компетентность", "новая грамотность". Кластер создан с помощью платформы

Значимость достижения перечисленных результатов представляется актуальной в связи с использованием креолизованных текстов на уроках литературы. Такие тексты преподносят материал с помощью различных средств, включая графики, иллюстрации, схемы, ссылки. Это требует от читателя готовности осмыслить представленную информацию, оценить её надёжность и целесообразность подобранных компонентов текста. Кроме того, обучающимся необходимо грамотно интерпретировать содержание предложенного для анализа текста,что доказывает необходимость привлечения креолизованных текстов при изучении художественных произведений в школе.

Проблема снижения уровня читательской грамотности

Поколение современных школьников, обучающихся в эпоху Интернета, существенно отличается от предшественников. Эта разница объясняется изменением типа мышления современного человека: в силу объёма информации, которая «обрушивается» на него, мышление приобрело клиповый характер. Литературовед И.Е. Казакова утверждает, что понятие «клипового мышления» используется применительно к случаям, «когда человек воспринимает мир как серию почти не связанных между собой частей, фактов или событий». Согласно этому явлению человек «читающий» превращается в непрерывно воспринимающего реальность в образах, которые ему представляются. Так, по мнению авторов статьи «Клиповое мышление как феномен современного общества», у представителей современного общества восприятие мира осуществляется через «яркое короткое послание, воплощённое в виде видеоклипа или телевизионных новостей»И.Е. Казакова. Подобное мышление диктует постоянное обращение к визуальному материалу, текст в привычном нам виде уже практически не воспринимается. Любая подача информации, будь то небольшой пост или же доклад, требует иллюстративного сопровождения. В связи с этим необходимо иметь в виду, что трансформация понятия читательской грамотности сегодня определяется изменением психологических особенностей читателя в первую очередь. Важно учитывать этот фактор при подборе методических приёмов обучения литературе в школе. Автор Елизавета Михайлова