Новелла Серебряного века: проблемы классификации: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показано 50 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{PhilologyWorks
{{PhilologyWorks
|launch year=1890
|Description=В статье рассматривается классификация новелл в русской литературе Серебряного века. Приводятся разные точки зрения на вопрос определения жанра новеллы. На основе классификации новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко предлагается собственная типология новелл Серебряного века, опирающаяся на характер фабул: реалистические новеллы, символистские новеллы и новеллы-стилизации.
}}
}}
Автор [[Участник:Марина Луканина| Марина Луканина]]
Автор [[Участник:Марина Луканина| Марина Луканина]]


Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала новелла.  
Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала '''новелла''', что создает почву для исследования особенностей жанра в тот период.
 
Одна из проблем, встающих перед исследователями жанра, — '''<span style="color:#006400>вопрос классификации новелл</span>'''. В статье представлены ''разные точки зрения на типологию жанра'' новеллы в русской литературе Серебряного века, а также предлагается ''собственный вариант типологии'' текстов, опирающийся на фабульные особенности произведений, что позволяет применять данную классификацию при разработке методических материалов для изучения жанра.


=== Жанр новеллы в русской литературе ===
=== Жанр новеллы в русской литературе ===


Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».  
Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В [http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/index.htm «Литературном энциклопедическом словаре»] отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В [https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-3061.htm «Краткой литературной энциклопедии»] также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В [https://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij._2001.pdf «Литературной энциклопедии терминов и понятий»] представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».  


Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы», опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории».
Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как '''самостоятельный малый эпический жанр''', таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет '''<span style="color:#006400>труд Е. М. Мелетинского [https://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Meletinsky-Novella-1990.pdf «Историческая поэтика новеллы»</span>'''], опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей [https://books.google.ru/books/about/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0.html?hl=ru&id=AeFgAAAAMAAJ&output=html_text '''<span style="color:#006400>«Русская новелла. Проблемы теории и истории»</span>'''].  
[[Файл:Ментальная карта Рассказ и новелла.png|1150px|thumb|left|описание|Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на [https://www.mindmeister.com/ платформе MindMeister]]]


[[Файл:Ментальная карта Рассказ и новелла.png|1150px|thumb|left|описание|Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на [https://mm.tt/app/map/3280909779?t=GAEHCTlp6C платформе MindMeister]. Также предлагается [[Обсуждение:Новелла Серебряного века: проблемы классификации| второй вариант ментальной карты]].]]


; [[Ментальная карта]] в [[Graphviz]]
[[Файл:Мелетинский Елиазар Моисеевич.jpg|150px|thumb|left||Елиазар Моисеевич Мелетинский|[https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=1729 Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918-2005)]]]
<graphviz>
Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, '''«что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы»'''.
digraph MP {
// layout = "neato";
rankdir = "LR";
node [fontsize="14", fontname="times", nodesep=2, shape="none", style=""] ;
edge [arrowhead=normal, arrowsize=0.4, len=1.2];
"Малая проза" -> Рассказ  ;
"Малая проза" -> Новелла ;
Рассказ  ->  "размеренное повествование" ;
Рассказ  ->  "подробные пейзажные и\n портретные описания" ;
Рассказ  ->  "развязка не является\n неожиданной" ;


Новелла ->  "напряженный сюжет, в основе\n  неожиданное происшествие" ;
В исследовании рассматривается более строгое, традиционное понимание жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: '''<span style="color:#006400">анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта</span>''' (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).
Новелла ->  "образы героев \n  даны неподробно" ;
Новелла -> "неожиданная развязка (пуант)" ;
}
</graphviz>


[[Файл:Мелетинский Елиазар Моисеевич.jpg|150px|thumb|right||Елиазар Моисеевич Мелетинский|[https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=1729 Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918-2005)]]]
Однако новелла Серебряного века '''не в полной мере соответствовала жанровому канону'''. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это привело '''к экспериментам с формой''', вызванным желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые, как следствие, жанровая поэтика новеллы претерпевает изменения.  
Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».


Е. М. Мелетинский в своем исследовании обращает внимание на следующие жанровые признаки новеллы: краткость, однособытийность, структурную интенсивность, которая «ведет и к ярко выраженной кульминации в виде поворотного пункта в композиционной “кривой”». При этом ему «не принципиально» отличие новеллы от рассказа, так как, по мнению исследователя, оно проявляется главным образом в «меньшей структурированности и большей экстенсивности» рассказа.
[[Файл:Ташлыков Сергей Андриянович.png|150px|thumb|right| [http://slovo.isu.ru/ru/philology/rzlit/tashlikof.html Сергей Андриянович Ташлыков]]]


В своем исследовании мы будем придерживаться более строгого, традиционного понимания жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).
[https://books.google.ru/books?id=eL76oAEACAAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s '''С. А. Ташлыков'''] приводит '''<span style="color:#006400">перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века</span>''': «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры».  


Значимый этап для развития русской новеллы – это литература Серебряного века. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это проявлялось не только в мировоззрении писателей, формировании новых философских концепций, но и в экспериментах с формой, вызванных желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые. С. А. Ташлыков считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом. Сходная точка зрения представлена и у О. Н. Калениченко: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в [романах] концепции мира и взаимоотношения с ним человека».
=== Классификация новелл Серебряного века === 


С. А. Ташлыков, кроме того, приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры». На эти особенности мы в том числе будем ориентироваться в своем исследовании.
[[Файл:Калениченко Ольга Николаевна.webp|150px|thumb|right|[http://edu.vspu.ru/lit/kaf/ist/kalenichenko/ Ольга Николаевна Калениченко]]]
Существуют разные точки зрения на классификацию новелл Серебряного века, связанные с разными подходами. '''С. А. Ташлыков''' считает, что обращение к жанру новеллы связано с  «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: '''неоромантизмом, символизмом, акмеизмом'''.  


=== Классификация новелл Серебряного века === 


Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные». Ориентируясь на эту типологию новелл Серебряного века, мы бы хотели предложить свой вариант.
Сходная точка зрения представлена и у [https://books.google.ru/books?id=KoUXAQAAIAAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s '''О. Н. Калениченко''']: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в романах концепции мира и взаимоотношения с ним человека». Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на '''символистские''' и '''неореалистические'''. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: '''лироэпические, неомифиологические, «таинственные»'''.  


Большое значение в построении новеллы имеет фабула, поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения мы бы хотели предложить три вектора, в которых развивается новелла этого периода: 1) реалистические новеллы, ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы; 2) символистские новеллы, представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников; 3) новеллы-стилизации, являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.
Предложенные типологии связаны в большей степени '''<span style="color:#006400">с внелитературным контекстом бытования самих текстов</span>''' (с литературными течениями). Поэтому с учетом типологий новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко предлагается вариант, который будет основываться на собственно текстуальных фактах.  


Большое значение в построении новеллы имеет '''фабула''', поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения можно выделить '''<span style="color:#006400">три вектора, в которых развивается новелла этого периода</span>''':
# '''реалистические новеллы''', ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы;
# '''символистские новеллы''', представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников;
# '''новеллы-стилизации''', являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.


<graphviz>
<graphviz>
Строка 59: Строка 51:
edge [arrowhead=normal, arrowsize=0.4, len=1.2];
edge [arrowhead=normal, arrowsize=0.4, len=1.2];
// node [fontsize="10", fontname="times", nodesep=2, shape="none", style=""] ;
// node [fontsize="10", fontname="times", nodesep=2, shape="none", style=""] ;
"Новелла \nСеребряного века"
"Новелла \nСеребряного века" ;


"Новелла \nСеребряного века" -> "Реалистическая новелла" ;
"Новелла \nСеребряного века" -> "Реалистическая новелла" ;
"Новелла \nСеребряного века" -> "Символистская новелла" ;
"Новелла \nСеребряного века" -> "Символистская новелла" ;
"Новелла \nСеребряного века" -> "Новелла-стилизация" ;
"Новелла \nСеребряного века" -> "Новелла-стилизация" ;
"Реалистическая новелла" -> "Чистый понедельник" И.А Бунин(1912)" ;
}
}
</graphviz>
</graphviz>
Строка 72: Строка 62:
'''Значение классификации'''  
'''Значение классификации'''  


[[Классификация]] имеет значение с точки зрения систематизации текстов литературы Серебряного века для более глубокого изучения жанровой специфики произведений эпохи и конкретных авторов.  
Таким образом, классификация текстов в соответствии с их жанровыми особенностями имеет значение с точки зрения систематизации текстов литературы Серебряного века для более глубокого изучения литературного процесса и жанровой специфики произведений эпохи.
 
Предложенная нами типология может применяться для составления '''<span style="color:#006400">методических разработок для изучения малых жанров Серебряного века на уровне среднего и высшего образования</span>''', а также поможет определить вектор анализа текста при работе с ним и его элементы, на которые стоит обратить внимание обучающегося. Ниже представлены методические разработки, созданные с опорой на рассматриваемую в статье классификацию.
 
'''[https://docs.google.com/presentation/d/1XD8DTNnFP5I8oZLGgkt5j2bfZD2hE6Nz/edit?usp=sharing&ouid=110038774777416605119&rtpof=true&sd=true Методические разработки], созданные с применением разработанной классификации'''


Кроме того, классификация может применяться для составления методических разработок для изучения малых жанров Серебряного века на уровне среднего и высшего образования. Типология поможет определить вектор анализа текста при работе с ним и его элементы, на которые стоит обратить внимание обучающегося.
'''По материалам статьи был разработан [https://forms.gle/UMEAiwUVJNt9BnPC9 <span style="color:#006400">тест</span>'''].


'''Использованные источники'''
'''Использованные источники'''


# [https://books.google.ru/books?id=KoUXAQAAIAAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX – начала XX века: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла : автореф. дис. … доктора филол. наук : 10.01.01 / Калениченко Ольга Николаевна. – Волгоград, 2000. – 39 с.]
# [https://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij._2001.pdf Кормилов С. И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ИНИОН РАН. М., 2001. Стб. 856–857.]
# [https://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Meletinsky-Novella-1990.pdf Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. – Москва : Наука, 1990. – 278 с.]
# [https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-3061.htm Михайлов А. В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1968. Т. 5. Стб. 306–308.]
# [https://books.google.ru/books?id=eL76oAEACAAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s Ташлыков, С. А. А.И. Куприн: поэтика новеллы : монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – 101 с.]
# [http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/index.htm Эпштейн Н. М. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 248.]




[[Категория:PhilologyWorks]] [[Категория:Работы филологов ИГН]]
[[Категория:PhilologyWorks]] [[Категория:Работы филологов ИГН]]

Текущая версия на 13:41, 21 декабря 2024



Краткое содержание В статье рассматривается классификация новелл в русской литературе Серебряного века. Приводятся разные точки зрения на вопрос определения жанра новеллы. На основе классификации новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко предлагается собственная типология новелл Серебряного века, опирающаяся на характер фабул: реалистические новеллы, символистские новеллы и новеллы-стилизации.
Авторы, о которых сделана работа
Конкретное произведение, о котором речь
Год написания произведения

Автор Марина Луканина

Искусство Серебряного века отличалось попытками сформировать новое мировоззрение, новую философию, что находило свое отражение в творчестве деятелей культуры того времени. Это были не только идейные искания, но и интерес к новым художественным формам: писатели стремились к новаторству, к созданию оригинальных средств выражения. Эта экспериментальность проявлялась и в обновлении жанровой системы: писатели обращались к тем формам, которые раннее были или мало разработаны, или не разработаны вовсе. Одним из таких обновленных жанров стала новелла, что создает почву для исследования особенностей жанра в тот период.

Одна из проблем, встающих перед исследователями жанра, — вопрос классификации новелл. В статье представлены разные точки зрения на типологию жанра новеллы в русской литературе Серебряного века, а также предлагается собственный вариант типологии текстов, опирающийся на фабульные особенности произведений, что позволяет применять данную классификацию при разработке методических материалов для изучения жанра.

Жанр новеллы в русской литературе

Новелла прочно входит в систему эпических жанров западноевропейской литературы, но на ее существование в русской литературе у исследователей существуют разные точки зрения. В «Литературном энциклопедическом словаре» отмечается, что так как объемы новеллы и рассказа сопоставимы, это «дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на новеллу как разновидность рассказа». В «Краткой литературной энциклопедии» также указывается, что иногда рассказ рассматривают как «русский термин для новеллы», что не учитывает её жанровую специфику. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» представлена эта же точка зрения: «на Западе рассказу соответствует новелла. Ее считают разновидностью рассказа, отличающейся острым, часто парадоксальным сюжетом, композиционной отточенностью, отсутствием описательности».

Тем не менее, есть исследования, в которых новелла рассматривается как самостоятельный малый эпический жанр, таковы, например, труды ученых формальной школы. Среди более современных исследований большое значение имеет труд Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы», опубликованный в 1990 году, и вышедший в 1993 году сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории».

Ментальная карта "Жанры малой прозы", созданная на платформе MindMeister. Также предлагается второй вариант ментальной карты.

Вопрос об определении жанра новеллы вряд ли можно назвать однозначно решенным. Суммируя существующие на тот момент исследования жанра, Е. М. Мелетинский приходит к выводу, «что нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы».

В исследовании рассматривается более строгое, традиционное понимание жанра, в том числе и с целью проследить его трансформации в литературе Серебряного века. Среди значимых черт выделим: анекдот как жанровое ядро, противоречие, ложащееся в основу сюжетостроения, и наличие новеллистического пуанта (который может касаться как фабулы произведения, так и сюжета).

Однако новелла Серебряного века не в полной мере соответствовала жанровому канону. Период рубежа веков был периодом трансформации литературы, возникновения модернистских течений. Это привело к экспериментам с формой, вызванным желанием изменить существующие устойчивые формы или создать новые, как следствие, жанровая поэтика новеллы претерпевает изменения.

С. А. Ташлыков приводит перечень черт, свойственных новеллам Серебряного века: «Сознательная ориентация – вплоть до изящной стилизации – на лучшие образцы западноевропейской и русской новеллистики, обостренный интерес к чувственной, эротической стороне человеческой жизни, поэтическое понимание и освоение новеллистической структуры».

Классификация новелл Серебряного века

Существуют разные точки зрения на классификацию новелл Серебряного века, связанные с разными подходами. С. А. Ташлыков считает, что обращение к жанру новеллы связано с «русским культурным ренессансом», наступившим на рубеже веков, и соотносит типологию новелл с модернистскими течениями: неоромантизмом, символизмом, акмеизмом.


Сходная точка зрения представлена и у О. Н. Калениченко: она указывает на связь малых жанров с романами, проявляющуюся в том, что они «чаще всего воплощают грани той же, что и в романах концепции мира и взаимоотношения с ним человека». Рассматривая модернистские новеллы, О. Н. Калениченко предлагает типологическое деление новелл на символистские и неореалистические. Кроме того, она предлагает типологию, связанную с характером содержания новеллы: лироэпические, неомифиологические, «таинственные».

Предложенные типологии связаны в большей степени с внелитературным контекстом бытования самих текстов (с литературными течениями). Поэтому с учетом типологий новелл Серебряного века С. А. Тышлыкова и О. Н. Калениченко предлагается вариант, который будет основываться на собственно текстуальных фактах.

Большое значение в построении новеллы имеет фабула, поэтому представляется логичным опираться в определении типов новеллы Серебряного века именно на характер используемых писателями фабул. С этой точки зрения можно выделить три вектора, в которых развивается новелла этого периода:

  1. реалистические новеллы, ориентированные на занимательный сюжет, неожиданную развязку и в целом сохраняющие классические жанровые признаки новеллы, но с внесением в них тенденций реалистической прозы;
  2. символистские новеллы, представляющие собой развитие романтической новеллы XIX в., ориентированные на мистическое и сверхъестественное в своем содержании, а также на сказку и миф в качестве источников;
  3. новеллы-стилизации, являющиеся переработкой классических средневековых, в основном итальянских, новелл и новеллистических фабул. В рамках этой типологии мы рассмотрим некоторые тексты писателей Серебряного века.


Значение классификации

Таким образом, классификация текстов в соответствии с их жанровыми особенностями имеет значение с точки зрения систематизации текстов литературы Серебряного века для более глубокого изучения литературного процесса и жанровой специфики произведений эпохи.

Предложенная нами типология может применяться для составления методических разработок для изучения малых жанров Серебряного века на уровне среднего и высшего образования, а также поможет определить вектор анализа текста при работе с ним и его элементы, на которые стоит обратить внимание обучающегося. Ниже представлены методические разработки, созданные с опорой на рассматриваемую в статье классификацию.

Методические разработки, созданные с применением разработанной классификации

По материалам статьи был разработан тест.

Использованные источники

  1. Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX – начала XX века: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла : автореф. дис. … доктора филол. наук : 10.01.01 / Калениченко Ольга Николаевна. – Волгоград, 2000. – 39 с.
  2. Кормилов С. И. Рассказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ИНИОН РАН. М., 2001. Стб. 856–857.
  3. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. – Москва : Наука, 1990. – 278 с.
  4. Михайлов А. В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М., 1968. Т. 5. Стб. 306–308.
  5. Ташлыков, С. А. А.И. Куприн: поэтика новеллы : монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – 101 с.
  6. Эпштейн Н. М. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 248.