Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показано 29 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
Автор [[Участник: Анастасия Ермилова|Анастасия Ермилова]]
Автор [[Участник: Анастасия Ермилова|Анастасия Ермилова]]


:В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются '''«массовые сцены»''', к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.  
:В романах [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевского] сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются '''<span style="color:#228B22">«массовые сцены»</span>''', к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.  
[[Файл:Едеврум.png|мини|[https://shedevrum.ai/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F Портрет Ф.М. Достоевского. Нейроиллюстрация, созданная нейросетью "Шедеврум"]]]
[[Файл:Едеврум.png|мини|[https://shedevrum.ai/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F Портрет Ф.М. Достоевского. Нейроиллюстрация, созданная нейросетью "Шедеврум"]]]
:Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.  
:[https://imwerden.de/publ-2370 Л.П. Гроссман] для определения «массовых» сцен в произведениях [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевского] вводит термин '''<span style="color:#228B22">«конклава»</span>'''. На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество [https://www.livelib.ru/author/735-onore-de-balzak Бальзака], [https://www.livelib.ru/author/1643-zhorzh-sand Жорж Санд] и, в особенности, [https://www.livelib.ru/author/2356-viktor-gyugo Виктора Гюго]. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. [https://imwerden.de/publ-2370 Л.П. Гроссман] рассматривает и '''<span style="color:#228B22">общие для писателей мотивы</span>''': 'прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевского] не только [https://www.livelib.ru/author/2356-viktor-gyugo Виктора Гюго], но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.  
:М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц» (С. 37) [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml]. Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими.  В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
:[http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] подмечает почти во всех произведениях писателя [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml "пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц»]. Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет '''<span style="color:#228B22">«внутренняя сущность»</span>''': раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади», что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими.  В качестве примера [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] приводит скандальную сцену из романа [https://ilibrary.ru/text/1544/p.1/index.html «Бесы»] в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
:По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя» (С. 380) [https://imwerden.de/pdf/fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdf], которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
:По мнению [https://imwerden.de/pdf/fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdf Г.М. Фридлендера], [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевский] сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя, которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
:О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотман: «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности» (С. 236). «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего.
:О массовых сценах в романах [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевского] пишет и [https://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600945 Ю.М. Лотман]замечая, что [https://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600945 повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности»]. '''<span style="color:#228B22">«Закон наименьшей вероятности»</span>''', выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего.
:А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой. В таких сценах Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. Исследователь также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. А.Б. Криницын определяет каждую массовую сцену как «самостоятельное художественное целое», между которыми Ф.М. Достоевский «не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену» (С. 288) [https://dissovet.philol.msu.ru/docs/2017_KrinitsynAB_diss_10.01.01_26.pdf].
[[Файл:Wordcloud (1).png|мини| Облако слов к статье, созданное с помощью [https://wordcloud.online/ru wordcloud]]]
:Н.К. Савченко обращает внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой.  Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу. Многие уличные массовые сцены, по мысли исследовательницы, также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова).  
:[https://dissovet.philol.msu.ru/docs/2017_KrinitsynAB_diss_10.01.01_26.pdf А.Б. Криницын] использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах [http://nb-ra.ru/media/userfiles/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%B8%D0%B5_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.pdf «великого пятикнижия»]. Он так же, как [https://imwerden.de/publ-2370 Л.П. Гроссман], подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя [https://www.livelib.ru/author/2356-viktor-gyugo Виктора Гюго] и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой.  
:В таких сценах [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевский] часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей '''<span style="color:#228B22">театральными жестами</span>''': плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. [https://dissovet.philol.msu.ru/docs/2017_KrinitsynAB_diss_10.01.01_26.pdf А.Б. Криницын] также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. Исследователь определяет каждую массовую сцену как самостоятельное художественное целое, между которыми [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевский] не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену.
:'''<span style="color:#228B22">Все исследователи обращают внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены.</span>'''В Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой.  Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу.  
:Многие уличные массовые сцены также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — [https://ilibrary.ru/text/1544/p.1/index.html убийство Лизы толпой], смерть [https://ilibrary.ru/text/69/p.1/index.html Мармеладова]).  
== Вывод ==
== Вывод ==
:Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.
:Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевского], можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.
'''Вы можете пройти тест по статье, перейдя [https://learningapps.org/watch?v=pqhmmpfmn24 по ссылке] или воспользовавшись QR-code'''.
[[Файл:Код.png|мини|[https://learningapps.org/ Тест по статье, созданный в LearningApps]]]
== Список использованных источников ==
== Список использованных источников ==
<span style="color:#008B8B>''''''</span> [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений. Т.6. М.: языки славянской культуры, 2002. 505 с.] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского] <br />
<span style="color:#008B8B>''''''</span> [https://imwerden.de/publ-2370 Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского // Л.П. Гроссман Собр. Соч. в 5 тт. Т.2. Вып. 2. Творчество Достоевского. М.: Современные проблемы, 1925. 188 с.] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://imwerden.de/publ-2370 Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского] <br />
<span style="color:#008B8B>''''''</span> Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 247 с. <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600945 Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении] <br />
<span style="color:#008B8B>''''''</span> [https://dissovet.philol.msu.ru/docs/2017_KrinitsynAB_diss_10.01.01_26.pdf Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского. М.: Макс-Пресс, 2017. 455 с.] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://dissovet.philol.msu.ru/docs/2017_KrinitsynAB_diss_10.01.01_26.pdf Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского] <br />
<span style="color:#008B8B>''''''</span> Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Ф.М. Достоевского. Пособие по спецкурсу. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1982. 125 с.] <br />
<span style="color:#008B8B></span>
<span style="color:#008B8B>''''''</span> [https://imwerden.de/pdf/fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdf Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.: Наука, 1964. 404 с.] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://imwerden.de/pdf/fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdf Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://ilibrary.ru/text/69/p.1/index.html Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://ilibrary.ru/text/1544/p.1/index.html Роман Ф.М. Достоевского "Бесы"] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://ilibrary.ru/text/94/p.1/index.html Роман Ф.М. Достоевского "Идиот"] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://ilibrary.ru/text/67/p.1/index.html Роман Ф.М. Достоевского "Игрок"] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://ilibrary.ru/text/67/p.1/index.html Роман Ф.М. Достоевского "Подросток"] <br />
<span style="color:#008B8B></span> [https://ilibrary.ru/text/1199/p.2/index.html Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"] <br />

Текущая версия на 13:06, 24 ноября 2024

Автор Анастасия Ермилова

В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.
Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: 'прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.
М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя "пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц». Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность»: раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади», что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
По мнению Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя, которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотманзамечая, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности». «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего.
Облако слов к статье, созданное с помощью wordcloud
А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой.
В таких сценах Ф.М. Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. А.Б. Криницын также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. Исследователь определяет каждую массовую сцену как самостоятельное художественное целое, между которыми Ф.М. Достоевский не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену.
Все исследователи обращают внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены.В Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу.
Многие уличные массовые сцены также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова).

Вывод

Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.

Вы можете пройти тест по статье, перейдя по ссылке или воспользовавшись QR-code.

Список использованных источников

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского
Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении
Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Роман Ф.М. Достоевского "Бесы"
Роман Ф.М. Достоевского "Идиот"
Роман Ф.М. Достоевского "Игрок"
Роман Ф.М. Достоевского "Подросток"
Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"