Стилистическое новаторство И.А. Бродского в преподавании литературы на примере опубликованных лекций: различия между версиями
(не показано 28 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{PhilologyWorks | |||
|Inventor=Бродский | |||
}} | |||
[[Файл:Brodsky1.JPG|200px|thumb|right|[https://chernozem.info/wp-content/uploads/2016/11/brodskiy.jpeg Фото из архива И.Бродского]]] | [[Файл:Brodsky1.JPG|200px|thumb|right|[https://chernozem.info/wp-content/uploads/2016/11/brodskiy.jpeg Фото из архива И.Бродского]]] | ||
Автор [[Участник:Стариков Андрей|Стариков Андрей]] | Автор [[Участник:Стариков Андрей|Стариков Андрей]] | ||
Строка 5: | Строка 9: | ||
Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы. | Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей <span style="color:#006400>'''методикой преподавания литературы'''.</span> | ||
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности. | Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности. | ||
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. | |||
В нашем случае - Иосифа Бродского. | |||
===История становления Бродского-педагога=== | |||
На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы»,-пишет Лев Лосев, литературный биограф и близкий друг Иосифа Бродского. Педагогика никогда не была столь далека от области творческой деятельности, как мы привыкли о ней думать. | |||
На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать к их синтезу соответствующий подход. | |||
Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. | |||
Педагогический путь Бродского начался и расцвел в Мичиганском университете, куда его пригласили в качестве "poet in residence" - буквально в переводе с английского "поэт в присутствии". Иными словами, Бродского назначали преподающим поэтом при высшем учебном заведении. До него такого звания в данном вузе удостоился только Роберт Фрост (1921-1923гг.). | |||
Педагогика "увлекала и утомляла" Бродского, но, в любом случае, приносила поэту желаемые плоды. Кроме того, в этой деятельности поэт был совершенным самоучкой. Для Бродского, как и для студента, на лекциях и семинарах свершались самые настоящие открытия, поскольку преподаватель (в нашем случае) являлся неотъемлемой частью образовательного процесса. И это, на мой взгляд, самая верная тактика в методике преподавания любых дисциплин. | |||
Для более детального и углубленного изучения истории становления Бродского-поэта предлагаем перейти вам в [https://t.me/Teacher_Brodskybot?start=101249 чат-бот]. | |||
В Саут-Хедли, штат Массачусетс, Бродский начал преподавать в 1981 году, там же он обзавелся и жильем. Наконец, помним о том, что главный поэтический и педагогический "поэта русского зарубежья" - Уинстен Хью Оден преподавал в 1940-1941гг. Его взгляд на преподнесение теории литературы и практики анализа Бродского особенно сильно вдохновлял и подстегивал. Для закрепления знаний о поэте и педагоге вам предлагается пройти небольшую [https://quizizz.com/admin/quiz/66eea193a4bfb978e0582d4d/викторина-тест?at=676dd410a964aa290abf725d квиз-викторину] и ознакомиться с [https://www.calameo.com/read/0077685890a90bf9b11cc презентацией]. | |||
===Стилистическое новаторство Бродского в преподавании литературы=== | |||
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и «приучать» к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. | |||
Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". | |||
Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". | |||
Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. | |||
Здесь же мы находим пересечение с методикой преподавания мировой литературы Уинстена Хью Одена. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. | |||
Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, междисциплинарным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных для этого конспектов (демонстрации общей эрудиции) и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности. | |||
Для закрепления понимания методики преподавания литературы Иосифа Бродского предлагаем ознакомиться с [https://mapify.so/share-link/gTN0kKpJmp ментальной картой]. С более простым ее вариантом можно ознакомиться [https://mm.tt/app/map/3422152672?t=g1c4J0cAMH здесь]. | |||
Строка 40: | Строка 60: | ||
10. [https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/16/1/Somova1-03-13%20-%20EUP.pdf Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации] | 10. [https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/16/1/Somova1-03-13%20-%20EUP.pdf Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации] | ||
[[Категория:Работы филологов ИГН]] | [[Категория:Работы филологов ИГН]] | ||
[[Категория:PhilologyWorks]] |
Текущая версия на 23:33, 27 декабря 2024
Краткое содержание | |
---|---|
Авторы, о которых сделана работа | Бродский |
Конкретное произведение, о котором речь | |
Год написания произведения |
Автор Стариков Андрей
Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы.
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности.
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя.
В нашем случае - Иосифа Бродского.
История становления Бродского-педагога
На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы»,-пишет Лев Лосев, литературный биограф и близкий друг Иосифа Бродского. Педагогика никогда не была столь далека от области творческой деятельности, как мы привыкли о ней думать. На самом деле, это вполне себе сочетаемые «крайности», если избрать к их синтезу соответствующий подход. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. Педагогический путь Бродского начался и расцвел в Мичиганском университете, куда его пригласили в качестве "poet in residence" - буквально в переводе с английского "поэт в присутствии". Иными словами, Бродского назначали преподающим поэтом при высшем учебном заведении. До него такого звания в данном вузе удостоился только Роберт Фрост (1921-1923гг.). Педагогика "увлекала и утомляла" Бродского, но, в любом случае, приносила поэту желаемые плоды. Кроме того, в этой деятельности поэт был совершенным самоучкой. Для Бродского, как и для студента, на лекциях и семинарах свершались самые настоящие открытия, поскольку преподаватель (в нашем случае) являлся неотъемлемой частью образовательного процесса. И это, на мой взгляд, самая верная тактика в методике преподавания любых дисциплин. Для более детального и углубленного изучения истории становления Бродского-поэта предлагаем перейти вам в чат-бот. В Саут-Хедли, штат Массачусетс, Бродский начал преподавать в 1981 году, там же он обзавелся и жильем. Наконец, помним о том, что главный поэтический и педагогический "поэта русского зарубежья" - Уинстен Хью Оден преподавал в 1940-1941гг. Его взгляд на преподнесение теории литературы и практики анализа Бродского особенно сильно вдохновлял и подстегивал. Для закрепления знаний о поэте и педагоге вам предлагается пройти небольшую квиз-викторину и ознакомиться с презентацией.
Стилистическое новаторство Бродского в преподавании литературы
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и «приучать» к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. Здесь же мы находим пересечение с методикой преподавания мировой литературы Уинстена Хью Одена. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала.
Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, междисциплинарным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных для этого конспектов (демонстрации общей эрудиции) и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности. Для закрепления понимания методики преподавания литературы Иосифа Бродского предлагаем ознакомиться с ментальной картой. С более простым ее вариантом можно ознакомиться здесь.
Список использованных источников
1. Кто придумал учить стихи наизусть: Иосиф Бродский и его методы обучения
2. Л.Лосев. Бродский — поэт-педагог
3. К.Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке
4. М.Кучерская, Е.Кельберт. Профессор Бродский: Poetica ex cathedra
5. Стэнфордский университет приобрел архив поэта
6. Сборник статей по методике преподавания зарубежной литературы
7. Методика преподавания литературы в американских университетах: тенденции и практики
8. Три миссии университета: образование, наука, общество
9. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы
10. Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации