Обсуждение концепции "Москва - Третий Рим" на страницах журнала "Русская беседа" в период 1856—1860 гг.: различия между версиями
(не показано 35 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
|launch year=1856 | |launch year=1856 | ||
|closing year=1860 | |closing year=1860 | ||
|Inventor=Тургенев | |Inventor=Хомяков,Тургенев | ||
}} | }} | ||
Автор [[Участник:Сухоцкая Олеся|Сухоцкая Олеся]] | Автор [[Участник:Сухоцкая Олеся|Сухоцкая Олеся]] | ||
[[Файл:Русская беседа.PNG|200px|thumb|right|[https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5a33faa5336a88632bb26dce43f0b1f9_sr-4256965-images-thumbs&n=13 Обложка журнала "Русская беседа"]]] | |||
'''«Русская беседа»''' — журнал славянофильского и патриотического направления, издававшийся в Москве с 1856 по 1860 годы. Издателем – редактором журнала был [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 А. И. Кошелев]. Журнал пропагандировал идеологию [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE славянофилов]: отстаивал '''необходимость сохранения самодержавия''', созыва совещательного земского собора и проведения ряда реформ (свобода печати, отмена смертной казни и др.). | |||
=== Основные идеи концепции === | |||
== Основные идеи концепции == | |||
В середине XIX века Россия находилась в состоянии глубоких перемен и кризиса. После Крымской войны, которая завершилась в 1856 году, страна переживала общественные волнения и социальные преобразования. Поражение в войне стало причиной сомнений в способности российской элиты вести страну, что подняло вопросы не только о внутренней политике, но и о месте России в мировой истории. Мыслители того времени искали '''пути укрепления национальной идентичности''', что привело к активной рефлексии на тему '''"Москва - Третий Рим"'''. | В середине XIX века Россия находилась в состоянии глубоких перемен и кризиса. После Крымской войны, которая завершилась в 1856 году, страна переживала общественные волнения и социальные преобразования. Поражение в войне стало причиной сомнений в способности российской элиты вести страну, что подняло вопросы не только о внутренней политике, но и о месте России в мировой истории. Мыслители того времени искали '''пути укрепления национальной идентичности''', что привело к активной рефлексии на тему <span style="color:#228B22>'''"Москва - Третий Рим"'''.</span> | ||
'''«Наследие Византии»:''' концепция "Москва - Третий Рим" утверждала, что после падения Константинополя в 1453 году, Москва взяла на себя роль хранительницы христианства. Это позволило российским интеллектуалам установить связь между духовной миссией России и ее историческим наследием. | [[Файл:Послание Filofeya- облако.png|300px|thumb|left|[https://docs.google.com/document/d/1LlFQSFdO3B5itD_ifjJ57GO9pOuAuY7O/edit Облако слов по Посланию Филофея]]] | ||
<span style="color:#228B22>'''«Наследие Византии»:'''</span> концепция "Москва - Третий Рим" утверждала, что после падения Константинополя в 1453 году, Москва взяла на себя роль хранительницы христианства. Это позволило российским интеллектуалам установить связь между духовной миссией России и ее историческим наследием. Визуализация Послания [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 Филофея] в формате облака слов отражает суть обсуждаемой концепции. | |||
На страницах "Русской беседы" поднимали вопрос о том, как современная Россия может оставаться верной этим традициям и какие обязанности это накладывает на её православное население. | На страницах "Русской беседы" поднимали вопрос о том, как современная Россия может оставаться верной этим традициям и какие обязанности это накладывает на её православное население. | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
В это время обсуждались и внешнеполитические стратегии России. Все чаще Москва рассматривалась как противовес западным державам, что обосновывало необходимость внешнеэкономических и военных действий. | В это время обсуждались и внешнеполитические стратегии России. Все чаще Москва рассматривалась как противовес западным державам, что обосновывало необходимость внешнеэкономических и военных действий. | ||
=== Публикации и авторы === | |||
В журнале "Русская беседа" напечатано множество статей и фрагментов, которые значительно продвигали концепцию "Москва - Третий Рим". Ключевыми фигурами можно назвать А. С. Хомякова и Н. И. Тургенева. Краткая информация об авторах приведена в [https://www.calameo.com/read/00782732421aa8a9cc2dc презентации]. | |||
В журнале "Русская беседа" напечатано множество статей и фрагментов, которые значительно продвигали концепцию "Москва - Третий Рим". Ключевыми фигурами можно назвать А. С. Хомякова и Н. И. Тургенева. | |||
'''Алексей Степанович Хомяков''' (1804–1860 гг.) — русский писатель, поэт, философ и культурный деятель, один из основоположников славянофильства. Статьи Алексея Степановича подчеркивали идею о божественной миссии России в мире и призывали к единству православных народов. Хомяков анализировал не только религиозные, но и культурные аспекты этой идеи. Он подчеркивал контраст между западной и восточной цивилизациями, отмечая уникальность русского пути, который, по его мнению, заключался в объединении православия и национального самосознания. | [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 '''Алексей Степанович Хомяков'''] (1804–1860 гг.) — русский писатель, поэт, философ и культурный деятель, один из основоположников славянофильства. Статьи Алексея Степановича подчеркивали идею о божественной миссии России в мире и призывали к единству православных народов. Хомяков анализировал не только религиозные, но и культурные аспекты этой идеи. Он подчеркивал контраст между западной и восточной цивилизациями, отмечая уникальность русского пути, который, по его мнению, заключался в объединении православия и национального самосознания. | ||
'''Николай Иванович Тургенев''' (1818–1883 гг.) — российский писатель и публицист, известный своими работами о русской культуре, истории и философии. Стал известным защищая культурные и духовные ценности, выдвигая идеи о необходимости понимания России как лидерской державы с уникальной миссией. | [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 '''Николай Иванович Тургенев'''] (1818–1883 гг.) — российский писатель и публицист, известный своими работами о русской культуре, истории и философии. Стал известным защищая культурные и духовные ценности, выдвигая идеи о необходимости понимания России как лидерской державы с уникальной миссией. | ||
Эти публикации создали обширную дискуссию о том, какую роль Россия должна играть на международной арене и как она может реализовать свой потенциал как "Третий Рим". | Эти публикации создали обширную дискуссию о том, какую роль Россия должна играть на международной арене и как она может реализовать свой потенциал как "Третий Рим". | ||
'''Таким образом''', обсуждение концепции "Москва - Третий Рим" <span style="color:#228B22>'''укрепило значение патриотизма в обществе'''</span> и помогло <span style="color:#228B22>'''сохранить самодержавие'''</span>, несмотря на вызовы. Российская элита использовала эту концепцию для обоснования политических вмешательств и расширения влияния на Балканах. | |||
Концепция "Москва - Третий Рим" в журнале "Русская беседа" стала важной вехой в формировании национальной идентичности в России. | Концепция "Москва - Третий Рим" в журнале "Русская беседа" стала важной вехой в формировании национальной идентичности в России. | ||
По материалам статьи подготовлен [https://forms.gle/iFQbxtGZJT5rF6Jg8 тест]. | |||
Также Вы можете поделиться этим обсуждением со своими друзьями в Телеграм канале по [https://t.me/SukhotskayaOlesya_bot ссылке.] | |||
'''Список литературы:''' | |||
1. Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси // БАН, собр. Ф. Плигина, № 57, 21.5.15, рук. XVII в. А. 121 об. | |||
2. [https://www.prlib.ru/item/362411 Русская беседа. Г. 4, 1859, № 4, кн. 16] | |||
3. [http://www.voskres.ru/literature/library/alekseev.htm Алексеев В. Страницы Москвы – Богучаровские страницы] | |||
4. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. – К., 1869. | |||
5. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.134-135 | |||
6. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 29 | |||
7. [http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/2004-71.php Тарасов Б. А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю. (1804-1860. Из наследия главы славянофильского движения.) Историко-культурный журнал "Русское наследие", 2004, № 71.] | |||
8. Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. – 1994. – № 4. – С. 152–162; впервые в: Новый журнал (Нью-Йорк). – 1956. – XLV. | |||
------- | ------- | ||
[[Категория:Работы историков ИГН]] | [[Категория:Работы историков ИГН]] |
Текущая версия на 20:11, 24 декабря 2024
Описание работы | |
---|---|
Год начала и завершение | 1856 / 1860 |
Участники события | Хомяков,Тургенев |
Автор Сухоцкая Олеся
«Русская беседа» — журнал славянофильского и патриотического направления, издававшийся в Москве с 1856 по 1860 годы. Издателем – редактором журнала был А. И. Кошелев. Журнал пропагандировал идеологию славянофилов: отстаивал необходимость сохранения самодержавия, созыва совещательного земского собора и проведения ряда реформ (свобода печати, отмена смертной казни и др.).
Основные идеи концепции
В середине XIX века Россия находилась в состоянии глубоких перемен и кризиса. После Крымской войны, которая завершилась в 1856 году, страна переживала общественные волнения и социальные преобразования. Поражение в войне стало причиной сомнений в способности российской элиты вести страну, что подняло вопросы не только о внутренней политике, но и о месте России в мировой истории. Мыслители того времени искали пути укрепления национальной идентичности, что привело к активной рефлексии на тему "Москва - Третий Рим".
«Наследие Византии»: концепция "Москва - Третий Рим" утверждала, что после падения Константинополя в 1453 году, Москва взяла на себя роль хранительницы христианства. Это позволило российским интеллектуалам установить связь между духовной миссией России и ее историческим наследием. Визуализация Послания Филофея в формате облака слов отражает суть обсуждаемой концепции.
На страницах "Русской беседы" поднимали вопрос о том, как современная Россия может оставаться верной этим традициям и какие обязанности это накладывает на её православное население.
Российские мыслители рассматривали Москву как центр новой православной цивилизации, которая должна объединить славянские народы и стать их защитницей в сложные времена.
Идеи о необходимости объединения славян были особенно актуальны в контексте борьбы за независимость народов Балкан от Османской империи.
В это время обсуждались и внешнеполитические стратегии России. Все чаще Москва рассматривалась как противовес западным державам, что обосновывало необходимость внешнеэкономических и военных действий.
Публикации и авторы
В журнале "Русская беседа" напечатано множество статей и фрагментов, которые значительно продвигали концепцию "Москва - Третий Рим". Ключевыми фигурами можно назвать А. С. Хомякова и Н. И. Тургенева. Краткая информация об авторах приведена в презентации.
Алексей Степанович Хомяков (1804–1860 гг.) — русский писатель, поэт, философ и культурный деятель, один из основоположников славянофильства. Статьи Алексея Степановича подчеркивали идею о божественной миссии России в мире и призывали к единству православных народов. Хомяков анализировал не только религиозные, но и культурные аспекты этой идеи. Он подчеркивал контраст между западной и восточной цивилизациями, отмечая уникальность русского пути, который, по его мнению, заключался в объединении православия и национального самосознания.
Николай Иванович Тургенев (1818–1883 гг.) — российский писатель и публицист, известный своими работами о русской культуре, истории и философии. Стал известным защищая культурные и духовные ценности, выдвигая идеи о необходимости понимания России как лидерской державы с уникальной миссией. Эти публикации создали обширную дискуссию о том, какую роль Россия должна играть на международной арене и как она может реализовать свой потенциал как "Третий Рим".
Таким образом, обсуждение концепции "Москва - Третий Рим" укрепило значение патриотизма в обществе и помогло сохранить самодержавие, несмотря на вызовы. Российская элита использовала эту концепцию для обоснования политических вмешательств и расширения влияния на Балканах. Концепция "Москва - Третий Рим" в журнале "Русская беседа" стала важной вехой в формировании национальной идентичности в России.
По материалам статьи подготовлен тест.
Также Вы можете поделиться этим обсуждением со своими друзьями в Телеграм канале по ссылке.
Список литературы:
1. Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси // БАН, собр. Ф. Плигина, № 57, 21.5.15, рук. XVII в. А. 121 об.
2. Русская беседа. Г. 4, 1859, № 4, кн. 16
3. Алексеев В. Страницы Москвы – Богучаровские страницы
4. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. – К., 1869.
5. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.134-135
6. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 29
8. Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. – 1994. – № 4. – С. 152–162; впервые в: Новый журнал (Нью-Йорк). – 1956. – XLV.