Русское студенческое христианское движение в 1920-30 годы: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показаны 24 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
Автор [[Участник:Сафин Ильнур| Сафин Ильнур]]
{{HistoricalWork
|Description= о Русском Студенческом Христианском Движении в 1920-1939-е годы и о том, каким было отношение Движения к церковной иерархии. Было бы важно попытаться проследить, как менялось это отношение в различные периоды указанного отрезка времени.
|launch year=1920
|closing year=1939
|Inventor=Русская Православная Церковь
}}


[[Файл:Student Conferense in Tavastehus 1913.png|275px|thumb|right|Конференция Русского студенческого христианского движения в финском городе Тавастегус (совр. Хямеэнлинна) в 1913 году]]
Автор [[Участник:Ильнур| Сафин Ильнур]]


Русское студенческое христианское движение (РСХД), зародившееся в 1899 году в Российской империи, представляло собой организацию, объединяющую христианскую молодежь для осуществления религиозно-просветительской деятельности. Основной задачей движения было вовлечение молодого поколения в активную духовную жизнь, формирование у него целостного христианского мировоззрения и подготовка будущих проповедников в условиях нарастающего влияния материализма и атеизма.


В 1923 году эмигрантская ветвь РСХД была создана посредством слияния ранее существовавших христианских студенческих объединений в различных европейских городах. Эта ветвь рассматривала себя как продолжение дореволюционной организации, при этом акцентируя внимание на православии как основной конфессии.
 
 
 
[[Файл:Student Conferense in Tavastehus 1913.png|275px|thumb|right|[http://digida.mgpu.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Student_Conferense_in_Tavastehus_1913.png Конференция Русского студенческого христианского движения в финском городе Тавастегус (совр. Хямеэнлинна) в 1913 году]]]
 
'''Русское студенческое христианское движение''' (РСХД),в Российской империи, представляло собой организацию, '''объединяющую''' христианскую молодежь для осуществления религиозно-просветительской деятельности. '''Основной задачей движения''' было вовлечение молодого поколения в активную духовную жизнь, формирование у него целостного христианского мировоззрения и '''подготовка будущих проповедников''' в условиях нарастающего влияния материализма и атеизма.
 
В 1923 году эмигрантская ветвь РСХД была '''создана посредством слияния''' ранее существовавших христианских студенческих объединений в различных европейских городах. Эта ветвь рассматривала себя как продолжение дореволюционной организации, при этом '''акцентируя''' внимание на православии как '''основной конфессии.'''
 
== История ==
=== РСХД до революции ===
 
Зарождение '''Русского студенческого христианского движения''' (РСХД) произошло в 1899 году, когда генеральный секретарь Всемирного христианского союза студентов (ВХСС) [https://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_004.htm Джон Мотт]  посетил Финляндию, которая тогда входила в состав Российской империи, с целью создания местного отделения союза. Для этого он встретился с [https://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_015.htm П.Н. Николаи  . Как отмечал А. В. Карташев, Мотт был человеком с широким кругозором и поддерживал дружественные отношения с будущими московскими патриархами-миссионерами Тихоном и Сергием.
 
'''Кратко можно рассмотреть ''' [https://www.sutori.com/en/story/timeline-template--R22vi27sVGKkvtXhNtKiEA4B на ленте времени]
 
[https://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_004.htm Джон Мотт], занимавший пост генерального секретаря Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) и президента Ассоциации молодых христиан (YMCA), '''сыграл значительную роль''' в поддержке русских за границей. Он оказывал '''финансовую''' помощь Русскому студенческому христианскому движению (РСХД), содействовал '''учреждению''' Свято-Сергиевского богословского института и участвовал в создании издательства ИМКА-Пресс.
 
[[Файл:Николай_и_Мотт.png|300px|мини|[http://digida.mgpu.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%82%D1%82.png#filelinks Павел Николаи  и Джон Мотт (генеральный секретарь Всемирного христианского союза студентов) на конференции ВХСС на озере Мохонк в США, 1913]]]
 
Лекции [https://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_004.htm Джона Мотта]  пользовались большим успехом среди российских студентов, что привело к возникновению библейских кружков в нескольких городах. Изначально эти кружки состояли главным образом из протестантской молодежи, особенно лютеран, но начиная с 1902 года к ним присоединились и православные студенты. В 1905 году в Санкт-Петербурге было основано общество "Маяк" – российское отделение YMCA. После издания указа "Об укреплении начал веротерпимости", который облегчил межконфессиональное взаимодействие, [https://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_015.htm П.Н. Николаи], по предложению [https://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_004.htm Джона Мотта], установил контакт с православными кружками под руководством С. Н. Булгакова и М. А. Новоселова. Однако процесс объединения '''осложнялся''' взаимными предрассудками, которые '''усилились''' с началом Первой мировой войны. К 1913 году, когда движение насчитывало около 500 участников, оно '''стало''' частью Всемирной христианской студенческой федерации. На посту президента РСХД находился В. Ф. Марцинковский, а членами движения были такие деятели, как Л. Н. Липеровский, Александр Никитин, Л. А. Зандер и Ф. Пьянов.
 
После Октябрьской революции многие члены РСХД подверглись репрессиям со стороны новой власти, и движение внутри Советской России прекратило свое существование. Представители интеллигенции, которые до революции активно участвовали в движении, оказались в эмиграции и начали восстанавливать РСХД совместно с молодыми людьми русского зарубежья.
 
'''Фотографии основателей движения ''' можно увидеть в [https://www.calameo.com/read/0078306395cb4da7cc937 презентации].
 
=== Русская эмиграция ===
После '''Октябрьской революции''' и последовавшей за ней Гражданской войны около трех миллионов русских оказались за пределами страны. Это '''привело''' к образованию множества русских христианских объединений в европейских столицах, возглавляемых представителями эмигрировавшей российской интеллигенции. Например, в Париже лидером христианской молодежи был А. Калашников, в Берлине вокруг С. Л. Франка и [https://znanierussia.ru/articles/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 И. А. Ильина] формировались группы единомышленников. В Белграде в работе одного из таких кружков принимали участие К. Э. Керн, Н. М. Зернов, Н. Н. Афанасьев, [https://zarubezhje.narod.ru/gi/z_008.htm В. В. Зеньковский]  , С. С. Безобразов и Н. М. Терещенко. В Праге подобный кружок организовали деятели дореволюционного студенческого движения в России, включая Л. Н. Липеровского, А. И. Никитина и М. Л. Брега; этот кружок, как и большинство подобных объединений того времени, имел интерконфессиональный характер. Уже в 1921 году на съезде '''Всемирной христианской студенческой федерации''' (ВХСФ) в Пекине русские студенческие организации оформились как самостоятельная ветвь.
 
Можно ли определить '''РСХД''' как мирянский орден, или общину, или как-то еще? Как пишет Ковалевский, работа '''РСХД''' была внеюрисдикционна, вернее, была в общении с местными духовными властями в каждой стране, что позволило Движению вести широкую и плодотворную работу с молодежью. Таким образом, РСХД -межепархиальное '''церковное учреждение''' и мы можем определить его как '''православное движение''', в котором участвовали как миряне, так и священники и епископы. Оно могло включать в себя братства, общины, иноческие и монашеские союзы, а также группы, называемые кружками. Православное по духу, Движение не имело формальной принадлежности к определенной церковной структуре. Гибкость форм Движения, его миссионерская, диаконическая, просветительская, и экуменическая направленность не предусматривала жесткой внутренней организации. У нас есть все основания говорить о новой церковной общности, название которой не надо придумывать, потому что оно уже есть - '''это православное движение.'''
 
Проверить свои знания об истории '''Русского студенческого христианского движения''' можно с помощью
[https://quizizz.com/embed/quiz/6767f54c9e7bc666eb6a5c3f небольшого теста]
 
 
 
Закончим словами [https://zarubezhje.narod.ru/gi/z_010.htm Н.М.Зернова] из его книги “Русское религиозное возрождение ХХ века”: “Вернувшись в Церковь, русская интеллигенция раскрыла новые стороны христианства, которые будут иметь огромное значение для будущих поколений русского православия. Они примирили авторитет и свободу, верность традиции и творчество, подчинение иерархии и личную ответственность. Это удалось потому, что главным стало значение Евхаристии для личности и для общества. Это знание вдохновляло идеи и дела” .
 
'''Вывод'''
Исследование демонстрирует, что Русское студенческое христианское движение (РСХД) обладает глубокими историческими корнями, уходящими в начало XX века, когда оно зародилось как ответ на духовные и интеллектуальные потребности русской молодежи. С тех пор движение прошло через множество испытаний, связанных с революцией, гражданской войной, вынужденной эмиграцией и последующей адаптацией к условиям зарубежья. Эти испытания закалили организацию, сделав ее более гибкой и способной к адаптации под изменяющиеся условия внешней среды.
 
'''Список источников'''
 
1. Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом. Париж, 1928. 15 с.
 
2. Четвериков С., прот. Задачи Движения // Вестник РСХД. 1928. № 5. С. 1–8.
 
3. Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом в 1928 г. Париж, 1929. 16 с.
 
4. Зеньковский В., прот. Очерки идеологии РСХД // Вестник РСХД. 1929. № 6. С. 20–24; № 8–9. С. 44–48.
 
5. Четвериков С., прот. Содружество в Движении // Вестник РСХД. 1929. № 11. С. 12–17; № 12. С. 5–9.
 
6. Пьянов Ф. Т. Финансовый вопрос в РСХД // Вестник РСХД. 1929. № 12. С. 18–21.
 
7. Четвериков С., прот. Что такое Содружество и чем оно хочет быть // Вестник РСХД. 1930. № 10. С. 4–13.
 
8. Булгаков С., прот. Церковное служение Движения // Вестник РСХД. 1930. № 11. С. 5–10.
 
9. Зеньковский В., прот. Пути Движения и Россия // Вестник РСХД. 1931. № 1. С. 11–16; № 6. С. 9–13.
 
10. Диспут об РСХД // Вестник РСХД. 1932. № 2. С. 18–20.
 
11. [https://www.religare.ru/2_4616.html Юбилей РСХД (1923–1998) Юбилей РСХД (1923–1998)]
 
12. [https://zarubezhje.narod.ru/org/rshd.htm Русское студенческое христианское движение (РСХД)]

Текущая версия на 23:39, 23 декабря 2024

Описание работы о Русском Студенческом Христианском Движении в 1920-1939-е годы и о том, каким было отношение Движения к церковной иерархии. Было бы важно попытаться проследить, как менялось это отношение в различные периоды указанного отрезка времени.
Год начала и завершение 1920 / 1939
Участники события Русская Православная Церковь


Автор Сафин Ильнур



Русское студенческое христианское движение (РСХД),в Российской империи, представляло собой организацию, объединяющую христианскую молодежь для осуществления религиозно-просветительской деятельности. Основной задачей движения было вовлечение молодого поколения в активную духовную жизнь, формирование у него целостного христианского мировоззрения и подготовка будущих проповедников в условиях нарастающего влияния материализма и атеизма.

В 1923 году эмигрантская ветвь РСХД была создана посредством слияния ранее существовавших христианских студенческих объединений в различных европейских городах. Эта ветвь рассматривала себя как продолжение дореволюционной организации, при этом акцентируя внимание на православии как основной конфессии.

История

РСХД до революции

Зарождение Русского студенческого христианского движения (РСХД) произошло в 1899 году, когда генеральный секретарь Всемирного христианского союза студентов (ВХСС) Джон Мотт посетил Финляндию, которая тогда входила в состав Российской империи, с целью создания местного отделения союза. Для этого он встретился с [https://zarubezhje.narod.ru/suppl/sp_015.htm П.Н. Николаи . Как отмечал А. В. Карташев, Мотт был человеком с широким кругозором и поддерживал дружественные отношения с будущими московскими патриархами-миссионерами Тихоном и Сергием.

Кратко можно рассмотреть на ленте времени

Джон Мотт, занимавший пост генерального секретаря Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) и президента Ассоциации молодых христиан (YMCA), сыграл значительную роль в поддержке русских за границей. Он оказывал финансовую помощь Русскому студенческому христианскому движению (РСХД), содействовал учреждению Свято-Сергиевского богословского института и участвовал в создании издательства ИМКА-Пресс.

Лекции Джона Мотта пользовались большим успехом среди российских студентов, что привело к возникновению библейских кружков в нескольких городах. Изначально эти кружки состояли главным образом из протестантской молодежи, особенно лютеран, но начиная с 1902 года к ним присоединились и православные студенты. В 1905 году в Санкт-Петербурге было основано общество "Маяк" – российское отделение YMCA. После издания указа "Об укреплении начал веротерпимости", который облегчил межконфессиональное взаимодействие, П.Н. Николаи, по предложению Джона Мотта, установил контакт с православными кружками под руководством С. Н. Булгакова и М. А. Новоселова. Однако процесс объединения осложнялся взаимными предрассудками, которые усилились с началом Первой мировой войны. К 1913 году, когда движение насчитывало около 500 участников, оно стало частью Всемирной христианской студенческой федерации. На посту президента РСХД находился В. Ф. Марцинковский, а членами движения были такие деятели, как Л. Н. Липеровский, Александр Никитин, Л. А. Зандер и Ф. Пьянов.

После Октябрьской революции многие члены РСХД подверглись репрессиям со стороны новой власти, и движение внутри Советской России прекратило свое существование. Представители интеллигенции, которые до революции активно участвовали в движении, оказались в эмиграции и начали восстанавливать РСХД совместно с молодыми людьми русского зарубежья.

Фотографии основателей движения можно увидеть в презентации.

Русская эмиграция

После Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны около трех миллионов русских оказались за пределами страны. Это привело к образованию множества русских христианских объединений в европейских столицах, возглавляемых представителями эмигрировавшей российской интеллигенции. Например, в Париже лидером христианской молодежи был А. Калашников, в Берлине вокруг С. Л. Франка и И. А. Ильина формировались группы единомышленников. В Белграде в работе одного из таких кружков принимали участие К. Э. Керн, Н. М. Зернов, Н. Н. Афанасьев, В. В. Зеньковский , С. С. Безобразов и Н. М. Терещенко. В Праге подобный кружок организовали деятели дореволюционного студенческого движения в России, включая Л. Н. Липеровского, А. И. Никитина и М. Л. Брега; этот кружок, как и большинство подобных объединений того времени, имел интерконфессиональный характер. Уже в 1921 году на съезде Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в Пекине русские студенческие организации оформились как самостоятельная ветвь.

Можно ли определить РСХД как мирянский орден, или общину, или как-то еще? Как пишет Ковалевский, работа РСХД была внеюрисдикционна, вернее, была в общении с местными духовными властями в каждой стране, что позволило Движению вести широкую и плодотворную работу с молодежью. Таким образом, РСХД -межепархиальное церковное учреждение и мы можем определить его как православное движение, в котором участвовали как миряне, так и священники и епископы. Оно могло включать в себя братства, общины, иноческие и монашеские союзы, а также группы, называемые кружками. Православное по духу, Движение не имело формальной принадлежности к определенной церковной структуре. Гибкость форм Движения, его миссионерская, диаконическая, просветительская, и экуменическая направленность не предусматривала жесткой внутренней организации. У нас есть все основания говорить о новой церковной общности, название которой не надо придумывать, потому что оно уже есть - это православное движение.

Проверить свои знания об истории Русского студенческого христианского движения можно с помощью небольшого теста


Закончим словами Н.М.Зернова из его книги “Русское религиозное возрождение ХХ века”: “Вернувшись в Церковь, русская интеллигенция раскрыла новые стороны христианства, которые будут иметь огромное значение для будущих поколений русского православия. Они примирили авторитет и свободу, верность традиции и творчество, подчинение иерархии и личную ответственность. Это удалось потому, что главным стало значение Евхаристии для личности и для общества. Это знание вдохновляло идеи и дела” .

Вывод

Исследование демонстрирует, что Русское студенческое христианское движение (РСХД) обладает глубокими историческими корнями, уходящими в начало XX века, когда оно зародилось как ответ на духовные и интеллектуальные потребности русской молодежи. С тех пор движение прошло через множество испытаний, связанных с революцией, гражданской войной, вынужденной эмиграцией и последующей адаптацией к условиям зарубежья. Эти испытания закалили организацию, сделав ее более гибкой и способной к адаптации под изменяющиеся условия внешней среды.

Список источников

1. Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом. Париж, 1928. 15 с.

2. Четвериков С., прот. Задачи Движения // Вестник РСХД. 1928. № 5. С. 1–8.

3. Русское Студенческое Христианское Движение за рубежом в 1928 г. Париж, 1929. 16 с.

4. Зеньковский В., прот. Очерки идеологии РСХД // Вестник РСХД. 1929. № 6. С. 20–24; № 8–9. С. 44–48.

5. Четвериков С., прот. Содружество в Движении // Вестник РСХД. 1929. № 11. С. 12–17; № 12. С. 5–9.

6. Пьянов Ф. Т. Финансовый вопрос в РСХД // Вестник РСХД. 1929. № 12. С. 18–21.

7. Четвериков С., прот. Что такое Содружество и чем оно хочет быть // Вестник РСХД. 1930. № 10. С. 4–13.

8. Булгаков С., прот. Церковное служение Движения // Вестник РСХД. 1930. № 11. С. 5–10.

9. Зеньковский В., прот. Пути Движения и Россия // Вестник РСХД. 1931. № 1. С. 11–16; № 6. С. 9–13.

10. Диспут об РСХД // Вестник РСХД. 1932. № 2. С. 18–20.

11. Юбилей РСХД (1923–1998) Юбилей РСХД (1923–1998)

12. Русское студенческое христианское движение (РСХД)