Стилистическое новаторство И.А. Бродского в преподавании литературы на примере опубликованных лекций: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 9: Строка 9:
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности.
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности.
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя.  
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя.  
В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы.
В нашем случае - Иосифа Бродского.  
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и приучать к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского включает в себя элементы авторитаризма и демократического подхода, который, в свою очередь, выражался в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу.  
Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы.
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и приучать к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу.  
Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала.  
Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала.  
Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.
Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.

Версия 10:55, 7 декабря 2024

Автор Стариков Андрей



Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы.

Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности. О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и приучать к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского безусловно включает в себя обозримые элементы авторитаризма и демократического подхода, которые выражались в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы со студентами) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.


Список использованных источников

1. Кто придумал учить стихи наизусть: Иосиф Бродский и его методы обучения

2. Л.Лосев. Бродский — поэт-педагог

3. К.Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке

4. М.Кучерская, Е.Кельберт. Профессор Бродский: Poetica ex cathedra

5. Стэнфордский университет приобрел архив поэта

6. Сборник статей по методике преподавания зарубежной литературы

7. Методика преподавания литературы в американских университетах: тенденции и практики

8. Три миссии университета: образование, наука, общество

9. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы

10. Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации