Стилистическое новаторство И.А. Бродского в преподавании литературы на примере опубликованных лекций: различия между версиями
Строка 10: | Строка 10: | ||
О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. | О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. | ||
В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. | В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. | ||
Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и приучать к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского включает в себя элементы авторитаризма и демократического подхода, который, в свою очередь, выражался в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. | Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и приучать к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского включает в себя элементы авторитаризма и демократического подхода, который, в свою очередь, выражался в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. | ||
Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. | |||
Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности. | |||
Строка 35: | Строка 37: | ||
10. [https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/16/1/Somova1-03-13%20-%20EUP.pdf Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации] | 10. [https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/16/1/Somova1-03-13%20-%20EUP.pdf Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации] | ||
[[Категория:Работы филологов ИГН]] | [[Категория:Работы филологов ИГН]] |
Версия 10:18, 7 декабря 2024
Автор Стариков Андрей
Иосиф Бродский потрясал американских студентов своей методикой преподавания литературы.
Не столько методикой, сколько стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности. О стилях преподавания написано немало статей и монографий. Но все исследовательские работы, так или иначе, сводятся к общему выводу: методики преподавания являются многомерным отражением позиции, темперамента, характера и амбиций преподавателя. В нашем случае - Иосифа Бродского. Поэт-нобелевский лауреат буквально потрясал американских студентов методикой преподавания литературы. Не столько даже методикой, сколько самой стилистической спецификой, с которой он подходил к педагогической деятельности в американском университете. Например, именно он начал приучать иностранных студентов учить стихи наизусть и приучать к построчному анализу лирического произведения, комментируя каждую поэтическую деталь, авторские стилистические обороты и пр. Студенты отмечали авторитарный стиль Бродского-преподавателя, его повышенную внимательность к их ответам на семинарах и частые "придирки". Но авторитарным его стиль в чистом виде никак не назовешь. Связано это с тем, что профессор из поэтической дали предпочитал не ставить студентам "удовлетворительно" или "неуд". Напротив, все в итоге выходили с хорошими и отличными отметками, даже те, на ком Бродский демонстрировал всю широту своего педагогического темперамента. Поэтому здесь речь идет скорее о смешанной (или комплексной) преподавательской стилистике: методика Бродского включает в себя элементы авторитаризма и демократического подхода, который, в свою очередь, выражался в его системе оценивания и предпочтении "стихийно" (в потоке ведения беседы) вести лекции и семинары, не опираясь на заранее подготовленные конспекты и методические разработки. В этом аспекте встречается перекличка с античным восприятием педагогической и наставнической деятельности, которая носила исключительно устный характер и подразумевала, в основном, аудиальное восприятие материала с последующим его переложением на бумагу. Здесь же мы находим пересечение с оденовской методикой преподавания мировой литературы. "Стихийность" вместе со скрупулезным подходом к литературоведческому анализу текста порождают исключительно положительный эффект запоминания материала. Резюмируя, скажем, что стилистическое новаторство Бродского-преподавателя состоит именно в этом: беседа со студентами "на равных" чередовалась с абсолютным интеллектуальным превосходством преподавателя, систематичным подходом к анализу художественного текста без предварительно подготовленных конспектов и, конечно, совершенной особенностью "заражать" собеседника собственным видением художественной действительности.
Список использованных источников
1. Кто придумал учить стихи наизусть: Иосиф Бродский и его методы обучения
2. Л.Лосев. Бродский — поэт-педагог
3. К.Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке
4. М.Кучерская, Е.Кельберт. Профессор Бродский: Poetica ex cathedra
5. Стэнфордский университет приобрел архив поэта
6. Сборник статей по методике преподавания зарубежной литературы
7. Методика преподавания литературы в американских университетах: тенденции и практики
8. Три миссии университета: образование, наука, общество
9. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы
10. Л.А. Сомова Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации