Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения: различия между версиями
Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 1: | Строка 1: | ||
Автор [[Участник: Анастасия Ермилова|Анастасия Ермилова]] | Автор [[Участник: Анастасия Ермилова|Анастасия Ермилова]] | ||
:В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются '''«массовые сцены»''', к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя. | :В романах [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевского] сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются '''«массовые сцены»''', к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя. | ||
[[Файл:Едеврум.png|мини|[https://shedevrum.ai/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F Портрет Ф.М. Достоевского. Нейроиллюстрация, созданная нейросетью "Шедеврум"]]] | [[Файл:Едеврум.png|мини|[https://shedevrum.ai/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F Портрет Ф.М. Достоевского. Нейроиллюстрация, созданная нейросетью "Шедеврум"]]] | ||
:[https://imwerden.de/publ-2370 Л.П. Гроссман] для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин [https://imwerden.de/publ-2370 «конклава»]. На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество [https://www.livelib.ru/author/735-onore-de-balzak Бальзака], [https://www.livelib.ru/author/1643-zhorzh-sand Жорж Санд] и, в особенности, [https://www.livelib.ru/author/2356-viktor-gyugo Виктора Гюго]. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. [https://imwerden.de/publ-2370 Л.П. Гроссман] рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом. | :[https://imwerden.de/publ-2370 Л.П. Гроссман] для определения «массовых» сцен в произведениях [https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii Ф.М. Достоевского] вводит термин [https://imwerden.de/publ-2370 «конклава»]. На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество [https://www.livelib.ru/author/735-onore-de-balzak Бальзака], [https://www.livelib.ru/author/1643-zhorzh-sand Жорж Санд] и, в особенности, [https://www.livelib.ru/author/2356-viktor-gyugo Виктора Гюго]. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. [https://imwerden.de/publ-2370 Л.П. Гроссман] рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом. | ||
:М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц» | :[http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] подмечает почти во всех произведениях писателя [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц»]. Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml М.М. Бахтин] приводит скандальную сцену из романа [https://ilibrary.ru/text/1544/p.1/index.html «Бесы»] в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину. | ||
:По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя» | :По мысли [https://imwerden.de/pdf/fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdf Г.М. Фридлендера], Ф.М. Достоевский [https://imwerden.de/pdf/fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdfv «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя»], которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом. | ||
:О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотман: «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности» | :О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и https://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600945 Ю.М. Лотман]: https://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600945 «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности»]. «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего. | ||
:А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой. В таких сценах Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. | :[https://dissovet.philol.msu.ru/docs/2017_KrinitsynAB_diss_10.01.01_26.pdf А.Б. Криницын] использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как [Л.П. Гроссман], подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой. | ||
:В таких сценах Ф.М. Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. А.Б. Криницын также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. Исследователь определяет каждую массовую сцену как самостоятельное художественное целое, между которыми Ф.М. Достоевский не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену. | |||
:Н.К. Савченко обращает внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу. Многие уличные массовые сцены, по мысли исследовательницы, также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова). | :Н.К. Савченко обращает внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу. Многие уличные массовые сцены, по мысли исследовательницы, также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова). | ||
== Вывод == | == Вывод == |
Версия 17:16, 23 ноября 2024
Автор Анастасия Ермилова
- В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.
- Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.
- М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц». Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
- По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя», которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
- О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и https://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600945 Ю.М. Лотман]: https://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm#_Toc509600945 «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности»]. «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего.
- А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как [Л.П. Гроссман], подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой.
- В таких сценах Ф.М. Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. А.Б. Криницын также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. Исследователь определяет каждую массовую сцену как самостоятельное художественное целое, между которыми Ф.М. Достоевский не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену.
- Н.К. Савченко обращает внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу. Многие уличные массовые сцены, по мысли исследовательницы, также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова).
Вывод
- Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.
Список использованных источников
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского
Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении
Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского
Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Ф.М. Достоевского. Пособие по спецкурсу
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского