Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения: различия между версиями
Метка: ручная отмена |
|||
Строка 4: | Строка 4: | ||
[[Файл:Едеврум.png|мини]] | [[Файл:Едеврум.png|мини]] | ||
:Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом. | :Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом. | ||
:М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц». Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину. | :М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц» (С. 37) [http://az.lib.ru/b/bahtin_m_m/text_1963_problemy_poetiki_dostoevskogo.shtml]. Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину. | ||
:По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя», которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом. | :По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя», которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом. | ||
:О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотман: «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности» . «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего. | :О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотман: «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности» . «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего. |
Версия 23:24, 22 ноября 2024
Автор Анастасия Ермилова
- В романах Ф.М. Достоевского сложно определить кульминацию, так как существует целый ряд кульминационных точек, образующих непрерывный процесс. Этими точками и являются «массовые сцены», к которым обращались многие исследователи творческого метода писателя.
- Л.П. Гроссман для определения «массовых» сцен в произведениях Ф.М. Достоевского вводит термин «конклава». На приемы и методы построения «конклав», по мнению исследователя, напрямую влияет творчество Бальзака, Жорж Санд и, в особенности, Виктора Гюго. Исследователь указывает на схожие черты в их поэтических стилях, которые выражаются в гиперболизации и гротескности происходящего. Л.П. Гроссман рассматривает и общие для писателей мотивы: прощение незаслуженного оскорбления, приговор и последующее спасение, а также освобождение из ловушки. Так исследователь доказывает большое влияние на творческий метод Ф.М. Достоевского не только Виктора Гюго, но и французского романтизма 1830-х гг. в целом.
- М.М. Бахтин подмечает почти во всех произведениях писателя «пристрастие Достоевского к массовым сценам, его стремление сосредоточить в одном мест и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц» (С. 37) [1]. Исследователь считает, что подобные сцены, несмотря на их внешнюю эксцентричность и карнавальность, объединяет «внутренняя сущность» : раскрывается ложь, обнажая человеческую душу, герои из привычной среды попадают в исключительные обстоятельства, «как на карнавальной площади» , что способствует прояснению взаимоотношений с самим собой и окружающими. В качестве примера М.М. Бахтин приводит скандальную сцену из романа «Бесы» в гостиной Варвары Петровны, заканчивающуюся пощечиной Шатова Ставрогину.
- По мысли Г.М. Фридлендера, Ф.М. Достоевский «сосредотачивает действие своих повестей и романов вокруг одного или двух-трех драматически напряженных событий в жизни героя», которые реализуются в массовых сценах. Подобным эпизодам, отмечает исследователь, присущ особый драматизм, подкрепляемый динамической структурой отдельных событий. Массовые сцены в таком случае способствую раскрытию процесса развития личности, ее взаимоотношений с обществом.
- О массовых сценах в романах Ф.М. Достоевского пишет и Ю.М. Лотман: «Давно уже было замечено, что повседневные события развиваются у Достоевского в соответствии с “логикой скандалов”, закономерным следствием чего явилось формальное выражение связи между эпизодов при помощи словечка “вдруг”. Развивая это наблюдение, можно было бы сказать, что события бытового ряда следуют в повествовании Достоевского друг за другом в соответствии с законом наименьшей вероятности» . «Закон наименьшей вероятности», выдвигаемый исследователем, подразумевает неподготовленность скандалов, которыми заканчиваются большинство массовых сцен, эффект неожиданности, спонтанность происходящего.
- А.Б. Криницын использует метод сравнительного анализа, обобщая приемы и способы построения массовых сцен в романах «великого пятикнижия». Он так же, как Л.П. Гроссман, подчеркивает большое влияние на творческий метод писателя Виктора Гюго и других французских романтиков. Соглашаясь с утверждением о совпадении в построении многих сюжетных схем, исследователь отмечает, что повторяются и главные роли: несчастная жертва, беспощадный злодей, провокатор, герой, жертвующий собой. В таких сценах Достоевский часто для создания драматического эффекта наделяет своих персонажей театральными жестами: плевки, пощечины, преклонение к земле и т.д. Исследователь также подмечает, что в романах «пятикнижия» мы редко видим героев в одиночестве, большинство таких сцен лишь подготавливают следующую судьбоносную встречу. А.Б. Криницын определяет каждую массовую сцену как «самостоятельное художественное целое», между которыми Ф.М. Достоевский «не столько развивает сюжет, сколько подготавливает очередную сцену».
- Н.К. Савченко обращает внимание на роль скандалов, которыми сопровождаются массовые сцены. Эффект неожиданности достигается благодаря тому, что читатель не может до конца предугадать исход собрания сразу нескольких персонажей, вступающих в открытый спор между собой. Постепенно происходит характерное преобразование, исчерпывающее эффект неожиданности, работающий в рамках определенной массовой сцены, что, в свою очередь, характерно для поэтики романного жанра. Стыд и унижение, которые испытывают герои, подталкивают к переходу к активным действиям, поэтому они намеренно провоцируют скандальную ситуацию, чтобы нарушить общественные нормы и обрести свободу. Многие уличные массовые сцены, по мысли исследовательницы, также тяготеют к скандалу, но в них отсутствует момент с разоблачением и глубокое погружение в психологическое состояние героев (примеры уличных массовых сцен — убийство Лизы толпой, смерть Мармеладова).
Вывод
- Анализируя различные подходы при рассмотрении массовых сцен в романах Ф.М. Достоевского, можно выделить общие для многих исследователей утверждения: гиперболизация и гротескность происходящих событий, тяготение писателя вопреки правдоподобию сосредоточить как можно больше героев в одном месте, особая роль скандалов, способствующих созданию эффекта неожиданности и порождающих целый ряд катастроф.
Литература
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений. Т.6. М.: языки славянской культуры, 2002. 505 с.
2. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского // Л.П. Гроссман Собр. Соч. в 5 тт. Т.2. Вып. 2. Творчество Достоевского. М.: Современные проблемы, 1925. 188 с.
3. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 247 с.
4. Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского. М.: Макс-Пресс, 2017. 455 с.
5. Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Ф.М. Достоевского. Пособие по спецкурсу. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1982. 125 с.]
6. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.: Наука, 1964. 404 с.